После перенесенных заболеваний или. Астеновегетативный синдром у детей после перенесенных инфекционных заболеваний

  • В. 48. Пневмонии у детей, Этиопатогенез, классификация. Клиника и лечение не осложненной формы заболевания. Приказ МЗ СССР № 725.
  • Геморрой. Определение понятия, классификация. Этиология. Клиника. Патогенез. Диагностика, дифференциальная диагностика. Осложнения заболевания. Профилактика. Лечение.
  • Личная гигиена спортсмена. Рациональный суточный режим. Гнойничковые заболевания.
  • 4. А л л е р г о л о г и ч е с к и й анамнез.

    Аллергические заболевания: атопический дерматит, экзема; нейродермит. В каком возрасте. Тяжесть течения. Лечение.

    Аллергические реакции: на продукты питания, лекарства и др.
    Клинические проявления и проводимое лечение.

    5. Эпидемиологический анамнез.

    Профилактические прививки: в каком возрастем какие прививки
    получил (против туберкулеза, полиомиелита, коклюша, дифтерии и др;); их последовательность; соблюдение сроков вакцинации и ревакцинации; причины нарушения графика. "Прививочная" реакция, ее характер, тяжесть.
    Контакт о туберкулезным больным в семье, квартире. Контакты с больными острыми инфекционными заболеваниями (какими, где, когда), особенно важно в предшествующие три недели!

    СВЕДЕНИЯ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ РОДИТЕЛЕЙ И БЛИЖАЙШИХ РОДСТВЕННИКОВ РЕБЕНКА.

    Возраст родителей (матери и отца); состояние их здоровья; больны или болеют каким-либо заболеванием (туберкулез; нервно-психические, эндокринные заболевания, злокачественные новообразования и др.; курят или нет; употребляют или нет алкогольные напитки и т.д.).

    Сколько у матери было беременностей, как они протекали и чем заканчивалась каждая из них (рода срочные, досрочные, живым или мертвым ребенком, выкидыш, аборт). Состояние здоровья других детей в семье (если умирали - причины смерти). Состояние здоровья ближайших родственников со стороны матери и отца ребенка (наследственный фактор). Схема генеалогического дерева.

    АНАМНЕЗ БОЛЕЗНИ.

    Когда и как ребенок заболел, жалобы, как развивалось заболевание (остро, постепенно), последовательность развитая патологических симптомов. Изменение самочувствия, поведения, температуры тела, аппетита, стула, сна; кашель (характер), рвота (характер), менингеальные явления и т.д.

    Причины, способствующие заболеванию ребенка (охлаждение организма, нарушение диеты, режима, травма, контакт с больным и др.).
    Когда больного впервые видел врач и каков предварительный диагноз, какое было назначено лечение. На какой день заболевания ребенок
    госпитализирован, в каком состоянии, с какими патологическими симптомами; каким был предварительный диагноз и какое назначено лечение.

    НАСТОЯЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА (дата)

    Общее состояние: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое. Положение больного: активное, пассивное, вынужденное. Вес, рост, окружность головы, груди.

    Кожа: сухая, влажная; окраска (нормальная, бледно-розовая, цианотичная, розово-красная, с иктеричным оттенком, бледная с сероватым оттенком); наличие сыпи (характер, оттенок, локализация).

    Подкожно-жировой слой: развит нормально, слабо, избыточно, равномерно, неравномерно (где). Тургор тканей: нормальный, ослабленный, (умеренно, резко). Отек: где, его выраженность и распространенность. Эластичность кожи.

    Лимфатические узлы: пальпируются (какие группы); количество, величина, консистенция, подвижность, чувствительность.

    Мышечная система: развита удовлетворительно, слабо; атрофия (где), тонус, сила.

    Костная система.
    Форма черепа, состояние родничков (размеры, напряжение), костных швов. Грудная клетка: форма (приближается к цилиндрической,бочкообразная); сдавленность с боков, развернутость краев ее снизу,
    деформация (где). Позвоночник: без изменений, наличие патологических искривлений (кифоз, сколиоз, лордоз, кифосколиоз). Конечности: не изменены, искривления, утолщения (эпифизов, диафизов). Суставы:
    не изменены, разболтанность, деформации, объем движений, болезненность.

    Органы дыхания;
    Тип дыхания (грудной; брюшной); носовое дыхание (свободное,"затрудненное); раздувание крыльев носа; наличие отделяемого из носа. Частота дыхания. Голос: чистый, сиплый, афония. Кашель: сухой; влажный, грубый, лающий. Дыхание: равномерное, неравномерное, шумное, стенотическое, затрудненное (одышка), втяжение уступчивых мест грудной клетки; голосовое дрожание, бронхофония. Легкие: перкуторный звук (легочный, укороченный с коробочным оттенком), границы, подвижность легочного края, экскурсия грудной клетки.- Характер дыхания: (пуэрильное, везикулярное, жесткое, ослабленное, с бронхиальным оттенком); хрипы и их характеристика (сухие, влажные, какого калибра, крепитация).

    Органы кровообращения.
    Область сердца, сосуды шеи, их выраженность; верхушечный толчок (характер, видимость на глаз, локализация). Границы относительной тупости сердца (правая, левая, верхняя). Тоны: звучные, ослабленные,
    глухие. Шумы: характер, локализация, эпицентр, распространение.
    Пульс: частота, ритм, наполнение, напряжение, синхронность. Артериальное давление на руках и ногах.

    Органы пищеварения.
    Губы: розовые, с цианотичным оттенком, сухие, влажные. Язык: чистый, обложенный, сухой, влажный, сосочковый, географический. Слизистая оболочка щек, десен, рото-, носоглотки. Состояние миндалин: величина,
    гиперемия, разрыхленность, выраженность лакун, их содержимое. Количество зубов, их состояние. Живот: форма, вздут, запавший, напряженный, болезненный. Состояние пупочного кольца; грыжа (пупочная, паховая, мошоночная). Аппетит, срыгивания (когда, сколько раз, чем).
    Рвота (характер, чем, как часто, до или после еды). Печень и селезенка: размеры, пальпируются у края реберной дуги, выступают из-под края реберной дуги (на сколько сантиметров) консистенция, плотность, болезненность; край - острый» закругленный; поверхность печени и селезенки (ровная, бугристая); не пальпируется.
    Стул: характер, консистенция, цвет, примеси, в том числе патологические, частота; консистенция, отхождение газов. Состояние заднего прохода, тенезмы и др.

    Мочеполовая система.
    Характер мочеиспускания (частота, свободное, затрудненное, болезненное); симптом Пастернацкого. Моча: цвет, запах, прозрачность. Состояние половых органов, степень развития вторичных половых признаков.

    Нервная и эндокринная системы.
    Органы чувств: глаза - острота зрения, состояние конъюнктивы,
    зрачков; ухо - острота слуха, состояние раковин, наружного слухового прохода; реакция ребенка при давлении на козелок.
    У детей первых 4-6 месяцев жизни: обоняние, вкус.

    Сознание, реакция на окружающее, интеллект, настроение, речь. Рефлексы: новорожденных, со слизистых, кожные, брюшные, кремастерные; наличие патологических рефлексов; гиперкинезы, судороги (тонические, клонические). Чувствительность (тактильная, болевая, температурная).
    Вегетативная нервная система (дермографизм,потливость, симптом Ашнера и др.). Состояние эндокринных желез.

    ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    РЕБЕНКА.
    Предварительное заключение о диагнозе.
    План обследования.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
    Анализы: крови, мочи, мокроты, дуоденального содержимого, ликвора и др;

    Данные рентгенологических, биохимических, серологических, иммунологических и инструментальных исследований.
    Дать заключение по результатам лабораторных исследований.

    КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ.
    На основании анамнеза, данных первичного осмотра лабораторных исследований составляется заключение о диагнозе;

    ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ (применительно к данному больному).

    ЛЕЧЕНИЕ И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ, ДИЕТА.
    Все лекарственные средства выписываются на латинском языке с
    точным указанием дозы, кратности и способа введения; указать дни лечения.

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ (дневник).
    В истории болезни врач ежедневно отмечает состояние ребенка;
    течение заболевания в динамике. Каждый симптом должен быть
    прослежен от начала и до конца. Запись в дневнике должна быть
    увязана со всеми предыдущими данными. Изменения в назначениях
    отмечается ежедневно.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ ЭТАПНЫЙ ЭПИКРИЗ.
    В заключительном или этапном эпикризе отмечаются особенности
    течения заболевания, методы лечения и их эффективность, указываются соответствующие рекомендации (режим, питание, лечение, уход) по дальнейшему ведению больного.

    В норме физическое или психическое переутомление приводит к появлению сонливости. Этот сигнал организма указывает человеку на необходимость передохнуть от потока информации или действий. Он выражается в виде снижения остроты зрения, зевоты, снижения чувствительности других внешних раздражителей, замедления пульса, сухости слизистых оболочек и уменьшения активности эндокринных органов. Такая сонливость является физиологической и не несет угрозы здоровью.

    Однако существует ряд факторов, при которых этот сигнал организма становится признаком нарушений в работе внутренних органов и систем. В этой статье мы ознакомим вас с 8 причинами, которые являются признаком патологической сонливости, и причинами физиологических состояний, вызывающих недостаток сна.

    Причины физиологической сонливости

    Если человек долго не спит, то его организм сигнализирует ему о необходимости сна. На протяжении дня он может неоднократно впадать в состояние физиологической сонливости. Такое состояние может вызываться:

    • перенапряжением болевых или тактильных рецепторов;
    • работой органов пищеварения после еды;
    • слуховыми раздражителями;
    • перегрузкой зрительной системы.

    Недосыпание

    В норме человек должен спать около 7-8 часов в сутки. С возрастом эти показатели могут изменяться. А при насильном лишении сна у человека будут появляться периоды сонливости.

    Беременность

    Сонливость во время беременности - нормальное состояние женского организма.

    Период вынашивания ребенка требует от организма женщины значительной перестройки, начиная с первых месяцев беременности. В первом ее триместре торможение коры головного мозга гормонами приводит к появлению сонливости в дневное время, и это является вариантом нормы.

    Сонливость после еды

    В норме для правильного переваривания пищи организм должен пребывать в состоянии покоя на протяжении некоторого времени, за которое должно произойти поступление крови к органам желудочно-кишечного тракта. Из-за этого после еды кора головного мозга испытывает недостаток кислорода и переходит на режим экономии, сопровождающийся физиологической сонливостью.


    Стресс

    Любая стрессовая ситуация вызывает выброс кортизола и адреналина в кровь. Эти гормоны вырабатываются надпочечниками, и постоянное нервное перенапряжение вызывает их истощение. Из-за этого уровень гормонов снижается, и человек испытывает упадок сил и сонливость.

    Причины патологической сонливости

    Паталогическая сонливость (или патологическая гиперсомния) выражается в ощущениях недостатка сна и усталости в течение дня. Появление таких симптомов должно стать поводом для обращения к врачу.

    Причина №1 – тяжелые хронические или инфекционные заболевания


    После перенесенных инфекционных заболеваний организму нужно отдохнуть и восстановить силы.

    После перенесенных инфекционных и длительно протекающих хронических заболеваний силы организма истощаются, и человек начинает испытывать потребность в отдыхе. Из-за этого в течение дня ему приходится испытывать сонливость.

    По мнению некоторых ученых, появление этого симптома вызывает сбой в работе иммунной системы, и во время сна в организме происходят процессы, связанные с восстановлением Т-лимфоцитов. Согласно другой теории, во время сна организм тестирует работоспособность внутренних органов после перенесенной болезни и восстанавливает ее.

    Причина №2 – анемия

    Причина №4 – нарколепсия

    Нарколепсия сопровождается приступами непреодолимой сонливости и приступами внезапного наступления сна в дневное время, утратой мышечного тонуса в сознании, нарушениями ночного сна и галлюцинациями. В некоторых случаях это заболевание сопровождается внезапной утратой сознания сразу после пробуждения. Пока причины развития нарколепсии еще недостаточно изучены.

    Причина №5 – идиопатическая гиперсомния

    При идеопатической гиперсомнии, которая чаще наблюдается у молодых людей, появляется склонность к дневной сонливости. Во время засыпания происходят моменты расслабленного бодрствования, а время ночного сна становится укороченным. Пробуждение становится более трудным, и у человека может появляться агрессивность. У больных с таким заболеванием происходит утрата семейных и социальных связей, утрачиваются трудоспособность и профессиональные навыки.

    Причина №6 – интоксикации

    Острые и хронические отравления всегда сказываются на подкорке и коре головного мозга. В результате стимуляции ретикулярной формации у человека появляется выраженная сонливость, и не только в ночное время, но и днем. Такие процессы могут вызываться курением, психотропными веществами, алкоголем и наркотиками.

    Причина №7 – эндокринные патологии

    Гормоны, продуцируемые такими железами внутренней секреции как , и надпочечники влияют на многие функции организма. Изменение их концентрации в крови приводит к развитию таких заболеваний, провоцирующих сонливость:

    • гипокортицизм – снижение уровня гормонов надпочечников, которое сопровождается уменьшением массы тела, ухудшением аппетита, повышенной утомляемостью, гипотонией;
    • – нарушение выработки инсулина, которое сопровождается повышением уровня сахара в крови, приводящим к появлению кетоацидотических, гипер- и гипогликемических состояний, негативно влияющих на состояние коры головного мозга и вызывающих появление сонливости днем.

    Причина №8 – травмы головного мозга

    Любые травмы головного мозга, сопровождающиеся , ушибами, кровоизлияниями в ткани этого важного органа, могут приводить к появлению сонливости и признаков нарушения сознания (сопора или комы). Их развитие объясняется нарушением функционирования клеток головного мозга или ухудшением кровообращения и развивающейся гипоксией.

    Примерные сроки возобновления занятий физкультурой учащимися основной медицинской группы после некоторых заболеваний и травм представлены в таблице.

    Ангина. Через 2-4 недели. Для возобновления занятий необходимо дополнительное медицинское обследование. Избегать переохлаждения во время занятий лыжным спортом, плаванием и т.п.

    Острые респираторные заболевания. Через 1-3 недели. Избегать переохлаждения. Зимние виды спорта и плавание могут быть временно исключены. Зимой, во время занятий на открытом воздухе, дышать только через нос.

    Острый отит. Через 3-4 недели. Запрещается плавание. Избегать переохлаждения. При хроническом перфоративном отите противопоказаны все водные виды спорта. При вестибулярной неустойчивости, наступающей часто после операции, исключаются также упражнения, которые могут вызвать головокружение (резкие повороты, вращения, переворотыи т.д.)

    Пневмония. Через 1-2 месяца. Избегать переохлаждения. Рекомендуется шире использовать дыхательные упражнения, а также плавание, греблю и зимние виды спорта (свежий воздух, отсутствие пыли, положительное влияние на систему дыхания)

    Плеврит. Через 1-2 месяца. Исключаются (сроком до полугода) упражнения на выносливость и упражнения связанные с натуживаине. Рекомендуются плавание, гребля, зимние виды спорта.

    Острые инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия, дизентерия и др.). Через 1-2 месяца. Возобновление занятий возможно лишь при удовлетворительной реакции сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы. Если были изменения в деятельности сердца, то исключаются (сроки до полугода) упражнения на выносливость, силу и упражнения, связанные с натуживанием. Необходим ЭКГ-контроль.

    Острый нефрит. Через 2-3 месяца. Категорически запрещаются упражнения на выносливость и водные виды спорта. После начала занятий физкультурой необходим регулярный контроль за составом мочи.

    Ревмокардит. Через 2-3 месяца. Занятия разрешаются лишь при условии санации очагов хронических инфекции. Не менее года занимаются в специальной группе. Необходим ЭКГ-контроль.

    Гепатит инфекционный. Через 6-12 месяцев (в зависимости от течения и формы заболевания). Исключаются упражнения на выносливость. Необходим регулярный контроль за функцией печени.

    Аппендицит (после операции). Через 1-2 месяца. Первое время следует избегать натуживания, прыжков и упражнений, дающих нагрузки на мышцы живота.

    Перелом костей конечностей. Через 3 месяца. В первые три месяца следует исключить упражнения, дающие активную нагрузку на поврежденную конечность.

    Сотрясение мозга. Не менее чем через 2-3 месяца (в зависимости от тяжести и характера травмы). В каждом случае необходимо разрешение врача-невропатолога. Следует исключить упражнения, связанные с резким сотрясениями тела (прыжки, футбол, волейбол, баскетбол и др.).

    Растяжение мышц и связок. Через 1-2 недели. Увеличение нагрузки и амплитуды движений в поврежденной конечности должно быть постепенным

    Разрыв мышц и сухожилий. Не менее чем через 6 месяцев после операции. Предварительно необходима (длительное время) лечебная физкультура.

    Понятие о спортивном травматизме. Причины спортивного травматизма. Профилактика спортивных травм.

    Спортивная травма - это повреждение, сопровождающееся изменением анатомических структур и функции травмированного органа в результате воздействия физического фактора, превышающего физиологическую прочность ткани, в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Среди различных видов травматизма спортивный травматизм находится на последнем месте как по количеству, так и по тяжести течения, составляя всего около 2%.

    Травмы различают по наличию или отсутствию повреждений наружных покровов (открытые или закрытые), по обширности повреждения (макротравмы и микротравмы), а также по тяжести течения и воздействия на организм (легкие, средние и тяжелые).

    Легкими считают травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потери общей и спортивной работоспособности; средними - травмы с нерезко выраженными изменениями в организме и потерей общей и спортивной работоспособности (в течение 1-2 недель); тяжелыми - травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья, когда пострадавшие нуждаются в госпитализации или длительном лечении в амбулаторных условиях. По тяжести течения легкие травмы в спортивном травматизме составляют 90%, травмы средней тяжести-9%, тяжелые -1%.

    Основные причины травматизма:

    1. Организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. 2. Ошибки в методике проведения занятий, 3. Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: 4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок 5. Низкий уровень воспитательной работы, 6. Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований.

    Профилактика повреждений из-за этих причин следующая:

    специальная подготовка мышечного и связочного аппаратов к выполнению спортивных движений, подготовка определенных участков кожи к необычным воздействиям (сильного трения, удара) и т. д.; обучение «опасным» упражнениям с использованием необходимого числа подводящих упражнений, обучение технике самостраховки, умению" падать; применение «опасных» упражнений в форме учебных схваток, игр; допуск к соревнованиям только при достаточном освоении этих упражнений; строгое распределение занимающихся на группы по степени подготовленности и весовым категориям; тщательное выполнение полноценной разминки; безоговорочное выполнение требований, касающихся применения защитных приспособлений; высокое качество защитных действий (в боксе); бескомпромиссная борьба с любым проявлением грубости в единоборствах и спортивных играх.

    В развитии инфекционного заболевания обычно выделяют четыре периода: латентный (инкубационный), продромальный, разгар болезни и исход. Латентный период продолжается от момента воздействия этиологического фактора до появления первых клинических признаков болезни. В этот период происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, на уничтожение болезнетворных агентов и удаление их из организма. Продромальный период представляет собой временной интервал от первых симптомов заболевания до полного проявления. Период выраженных проявлений заболевания характеризуется полным развитием клинической картины. При различных инфекционных заболеваниях может страдать нервная система ребенка, что клинически проявляется синдромом нейротоксикоза. Нейротоксикоз — ответная неспецифическая реакция детского организма на воздействие вирусной, бактериальной или вирусно-бактериальной флоры, характеризующаяся преимущественным поражением центральной (ЦНС) и вегетативной нервной системы. С истощением функциональных возможностей органов и систем в результате перенесенного заболевания, особенно нервной системы при ее перенапряжении, а также вследствие аутоинтоксикации или экзогенного токсикоза связывают возникновение астенического синдрома. Это наиболее частое клиническое проявление периода реконвалесценции. Утомление в течение длительного времени, которое не компенсируется полным восстановлением, вызывает синдром перегрузки, следом за которым развивается состояние истощения. Субъективно ощущаемое чувство утомления — прежде всего сигнал о перегрузке центральных регуляторных систем, неудовлетворительном состоянии энергетических ресурсов организма и аутоинтоксикации продуктами метаболизма. Длительное утомление, приводящее к истощению, по сути своей является результатом стрессорного воздействия на организм, вызывающего нарушение функций регуляторных систем — вегетативной, эндокринной и иммунной. Если стрессорные факторы действуют в течение длительного времени, может развиться реакция организма, при которой возможны функциональные изменения в виде вегетативной дисфункции . Синдром вегетативной дисфункции (СВД) включает в себя проявление всех форм нарушения вегетативной регуляции. Наряду с соматическими проявлениями: головокружением, головными болями, сердцебиением, одышкой, жаждой, булимией, рвотой после еды, непереносимостью отдельных видов пищи, субфебрилитетом неясного происхождения, кожными высыпаниями и др., у пациентов с СВД выявляют эмоциональные расстройства разной степени выраженности в виде тревожности, нарушения сна, беспричинного плача, а также расстройства поведения, в частности, импульсивности, повышенной двигательной активности и возбудимости, дефицита внимания, что клинически определяется как астеновегетативный или психовегетативный синдром [Вейн А. М., 1981].

    Интерес и сложность проблемы астеновегетативного синдрома заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической. Однако все специалисты сходятся в том, что такое состояние существует, его необходимо диагностировать и правильно корректировать.

    Задачи исследования

    Данное исследование посвящено изучению динамики состояния вегетативной нервной системы детей с астеновегетативным синдромом после перенесенных инфекционных заболеваний, а также оценке эффективности препарата Тенотен детский при названной патологии.

    Тенотен детский содержит сверхмалые дозы антител к мозгоспецифическому белку S-100, создан по особой технологии специально для детского возраста, оказывает успокаивающее, нормализующее настроение и поведение действие, а также выраженное вегетостабилизирующий эффект .

    Критерии включения больных в исследование:

      Возраст от 3 до 8 лет.

      Наличие симптомов СВД.

      Тяжесть СВД от легкой до средней степени тяжести.

    Критерии исключения больных из исследования:

      Наличие декомпенсированных заболеваний или острых состояний, которые могут влиять на проведение исследования.

      Наличие органических заболеваний головного мозга.

      Выраженная почечная или печеночная недостаточность.

      Гиперчувствительность к любому из компонентов препаратов, применяемых в исследовании.

      Применение вегетотропных и ноотропных препаратов в период исследования и в последние две недели перед исследованием.

      Участие в других клинических исследованиях в течение четырех недель перед включением в данное исследование.

    Материал исследования

    В МУЗ «5 Детская инфекционная больница г. Саратова» наблюдалось 50 детей в возрасте от 3 до 8 лет (4,54 ± 0,18 года), из них 52% мальчиков, 48% девочек, перенесших осложненные респираторные вирусные и другие воздушно-капельные инфекции, протекающие в основном с синдромом нейротоксикоза, а также часто болеющие дети, состоящие на диспансерном наблюдении в поликлинике.

    Для исследования методом случайной выборки дети были распределены в две группы. В основной группе (30 человек) дети в периоде реконвалесценции наряду с симптоматической витаминотерапией получали Тенотен детский по 1 таблетке 3 раза в день в течение 4 недель в сочетании со стандартной терапией. В контрольную группу (20 человек) вошли дети, получавшие стандартную витаминотерапию и симптоматическую терапию за исключением препаратов, обладающих вегетотропной активностью.

    Достоверных различий по половозрастным показателям между основной и контрольной группами детей не было.

    По спектру перенесенных заболеваний, их тяжести, характеру осложнений выделенные группы детей также значительно не отличались. Спектр заболеваний включал вирусные и вирусно-бактериальные инфекции дыхательных путей (этиологически подтвержденные формы гриппа и другие респираторные вирусные инфекции, тяжелые формы бронхитов и пневмоний и др.), острые средние отиты, тяжелые и осложненные формы инфекционного мононуклеоза, висцеральные формы ветряной оспы, протекающие с нейротоксикозом и везикулезными высыпаниями на внутренних органах. Данные о заболеваниях приведены в таблице.

    Диагностическое обследование включало в себя клиническую оценку проявлений вегетативной дисфункции, психологическое исследование, неврологическое обследование, электрокардиографию (ЭКГ).

    Состояние вегетативной нервной системы определялось по исходному вегетативному тонусу, вегетативной реактивности и вегетативному обеспечению деятельности. Исходный вегетативный тонус, характеризующий направленность функционирования вегетативной нервной системы в состоянии покоя, оценивался по анализу субъективных жалоб и объективных параметров. Оценивалась степень выраженности психопатологических проявлений: утомляемость, тревожность, эмоциональная неустойчивость и др. (модифицированный опросник А. М. Вейна). Определялся внутрисистемный вегетативный тонус по индексу Кердо и межсистемный вегетативный тонус по коэффициенту Хильдебранта. Для оценки вегетативного обеспечения деятельности, отражающего в основном состояние автономной системы регуляции, проводилась клиноортостатическая проба (КОП). Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы рассматривалось также на основании данных электрокардиографии.

    Уровень внимания оценивался с использованием шкалы SNAP-IV, таблиц Шульте, по результатам модифицированного метода Пьерона-Рузерапо. Выявление расстройств кратковременной и долговременной памяти, косвенно отражающей выраженность астении, проводилось с помощью методики 10 слов и пиктограммы.

    Для определения состояния эмоциональной сферы обследуемых (тревоги, депрессии) использовался ахроматический и цветовой тесты Люшера.

    После окончания лечения всем детям было проведено повторное комплексное обследование для оценки эффективности терапии. Кроме того, родителям детей предлагалось оценить результаты лечения при помощи десятибалльной аналого-визуальной шкалы, где 0 — это очень плохая оценка, 10 — очень хорошая.

    Результаты исследования

    Перед началом исследования у всех обследуемых детей (без достоверных различий в обеих группах) с помощью опросника А. М. Вейна определялись умеренно выраженные психопатологические расстройства, в виде неустойчивости эмоционального фона (84%), повышенной тревожности (34%), утомляемости (38%), отвлекаемости (86%), нарушений сна (74%), снижения памяти, а также различные соматические проявления в виде периодических головных болей (52%), головокружения (24%), метеозависимости (12%), снижения аппетита (64%), диспептических нарушений в виде тошноты, рвоты, вздутия живота (44%).

    Индекс Кердо позволил определить наличие внутрисистемной дистонии у детей, перенесших тяжелые инфекционные заболевания, он составил в среднем 32,89 ± 0,99 в обеих исследованных группах, что свидетельствовало о превалировании симпатических влияний на организм в покое.

    Межсистемный вегетативный тонус, оцениваемый с помощью коэффициента Хильдебранта (средние значения составили 3,98 ± 0,03), имел, в основном, эйтонический характер.

    КОП, определяющая вегетативное обеспечение автономной системы регуляции, наряду с нормальным симпатикотоническим вариантом КОП, отражающим устойчивость гемодинамики в ортостазе (14% случаев), выявила и патологические варианты. Гиперсимпатикотонический вариант КОП, характеризующийся резким повышением систолического артериального давления (САД) и диастолического артериального давления (ДАД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) и обусловленный избыточным включением симпатико-адреналовой системы, встречался в преобладающем количестве случаев — у 58% детей. Асимпатикотонический вариант КОП, обусловленный недостаточным подключением симпатического отдела вегетативной нервной системы, при котором САД и ДАД не изменяются или падают, ЧСС остается нормальной или компенсаторно увеличивается, встречался у 28% детей с СВД. Астеносимпатический вариант КОП с падением САД и ДАД и резким увеличением ЧСС в первые минуты ортостаза, с последующей гиперсимпатикотонической реакцией был выявлен в 2% случаев.

    Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы рассматривалось также на основании данных ЭКГ. Синусовая тахикардия по данным ЭКГ была обнаружена у детей в 70% случаев, по-видимому, как результат экстракардиальных влияний (усиление симпатической иннервации сердца или ослабления вагусной на фоне психоэмоционального возбуждения) при отсутствии органической патологии сердца, так называемая «нервная тахикардия».

    Основными психопатологическими проявлениями СВД являлись невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Их оценка производилась с помощью шкалы-опросника SNAP-IV (Swanson J., 1992). Показатель невнимательности в двух группах по этой шкале достоверно не отличался и составил в среднем 53,33% (норма (Swanson J., 1992) — 0,40-1,82), средний показатель гиперактивности — 1,96 ± 0,32 (норма (Swanson J., 1992) — 0,27-1,59) и импульсивности 2,13 ± 0,37 (норма (Swanson J., 1992) — 0,26-1,52) (p < 0,05 — достоверность различий по сравнению с возрастными нормами).

    Выраженность астении косвенно отражается на интеллектуально-мнестических показателях, в частности на оперативной памяти: чем выше утомляемость ребенка в период после перенесенного инфекционного заболевания, тем больше страдает процесс запоминания. Оценка памяти у детей проводилась с помощью методики запоминания десяти слов. Регистрировались следующие показатели: 1) количество повторений, необходимых для воспроизведения 10 слов; 2) количество слов, воспроизведенных через 1 час.

    В большинстве случаев обследуемым обеих групп (достоверных различий показателей детей основной группы с группой сравнения нет) для воспроизведения 10 слов требовалось 3 и более повторений, что свидетельствовало о снижении показателей механического запоминания. В то же время количество воспроизводимых слов через час после начала исследования значительно снизилось, что явилось признаком нарушения динамической памяти у детей с вегетативной дистонией.

    В качестве методики для исследования опосредованного запоминания использовалась пиктограмма. Регистрировались следующие показатели: 1) количество воспроизведенных понятий; 2) динамика воспроизведенных понятий через 1 час.

    Оценка результатов пиктограмм в целом показала, что у детей с СВД дистонией изображаемые образы часто не соответствовали реальным объектам, что впоследствии затрудняло их интерпретацию. Показатели по критерию адекватности (обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой) в среднем составили около 50%.

    Также было констатировано снижение критерия «восстанавливаемость понятий спустя отсроченный период». Полностью весь список предложенных понятий смогли восстановить только 14% испытуемых. Снижение показателя было связано с частым использованием для передачи разных понятий одних и те же пиктограмм, ошибками и всевозможными неточностями, заменой слов их синонимами, сокращением сложных понятий и т. д.

    Для оценки эмоциональных нарушений использовался проективный тест цветовых выборов Люшера. При проведении тестирования учитывались следующие показатели: «Первый и последний цвет в цветовом ряду»; «Коэффициент суммарного отклонения от аутогенной нормы»; «Показатель вегетативного коэффициента»; «Показатели тревожности и напряжения».

    Проведенное по методике Люшера тестирование отразило статистически значимое отклонение преимущественно выбираемой обследуемыми цветовой гаммы от аутогенной нормы. В то же время величина вегетативного показателя не имела столь значимых различий по сравнению с возрастными нормами. Среднестатистические показатели тревожности и напряжения, определенные с помощью теста Люшера, также не имели значительных отклонений от стандартных показателей (p < 0,05 — достоверность различий по сравнению с возрастными нормами).

    Таким образом, проведенное клиническое обследование детей, перенесших инфекционные заболевания, выявило наличие у них различной степени выраженности проявлений СВД. Безусловно, такие психовегетативные нарушения отражались на периоде реконвалесценции, ухудшали качество жизни и требовали их адекватной коррекции.

    В качестве альтернативного препарата для коррекции проявлений СВД был использован Тенотен детский с успокаивающим и выраженным вегетостабилизирующим действием (Лобов М. А., 2008). Основная группа детей (30 человек) получала Тенотен в дозе 3 таблетки/сутки курсом 1 месяц в сочетании со стандартной витаминотерапией. Контрольная группа детей (20 человек) получала стандартную терапию с применением лекарственных средств, не обладающих психотропной и вегетотропной активностью. По окончании курса лечения были проведены повторные клинические исследования.

    Прием препарата Тенотен детский в течение месяца обеспечил достоверное (в сравнении с контрольной группой) улучшение показателей психовегетативного статуса и снижение частоты соматоневрологических расстройств у детей, принимавших Тенотен детский, тогда как в контрольной группе детей эти показатели оставались практически на прежнем уровне (рис. 1, 2).

    Улучшение показателей вегетативного тонуса отмечалось не только в его психоэмоциональной (утомляемость, тревожность, эмоциональная неустойчивость, отвлекаемость, нарушение сна), но и соматоневрологической (головные боли, головокружение, снижение аппетита, диспептические нарушения) составляющей. Полученные данные отражены на рис. 1.

    Качественно изменились результаты КОП. У детей, принимавших Тенотен детский, отмечалась нормализация показателей вегетативного обеспечения (симпатикотонический вариант КОП) с 15,33% детей в начале терапии до 46,67% (p < 0,05), у остальных наметилась четкая тенденция к улучшению. В контрольной группе показатели КОП остались практически на прежнем уровне. Данные отражены на рис. 3.

    Была выявлена положительная динамика в отношении патопсихологических проявлений. После курсового применения препарата уменьшение выраженности мнестических и поведенческих симптомов (невнимательность, гиперактивность, импульсивность) отмечалось в среднем у 85% детей. Все показатели шкалы SNAP-IV у детей основной группы после лечения Тенотеном достоверно снизились (p < 0,05). Показатели гиперактивности и невнимательности снизились до нормальных значений, абсолютные показатели импульсивности также значительно уменьшились в наблюдаемой группе.

    По данным психометрического исследования у пациентов с СВД основной группы были выявлены достоверные положительные изменения при проведении тестов на память и внимание в сравнении с контрольной группой. Данные тестирования выявили отчетливое улучшение показателей механической и динамической памяти у 30% детей (p < 0,05), а также опосредованной памяти в тестах с пиктограммой — повышение показателя адекватности до 75% (p < 0,05).

    Динамическая оценка результатов цветового теста Люшера выявила относительную стабилизацию психоэмоционального состояния у детей основной группы, что отразилось на предпочитаемой цветовой гамме и приближении ее к аутогенной норме (по коэффициенту суммарного отклонения от аутогенной нормы — p < 0,05). У детей контрольной группы определяемые показатели не имели статистически значимых изменений.

    По окончании исследования родители оценили результаты лечения при помощи десятибалльной аналого-визуальной шкалы. В среднем успешность лечения в основной группе была оценена на 7-8 баллов, в контрольной — на 4-5 баллов.

    Выводы

      Проведенное исследование показало, что у детей, перенесших инфекционные заболевания, имеются в различной степени выраженные симптомы астеновегетативного синдрома (СВД) в виде психоэмоциональных (утомляемость, тревожность, эмоциональная неустойчивость, отвлекаемость, нарушение сна) и соматоневрологических (головные боли, головокружение, снижение аппетита, диспепсия) нарушений.

      Астеновегетативные нарушения отрицательно влияют на процесс реконвалесценции у детей после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний, удлиняя этот период и ухудшая качество жизни пациентов.

      Применение препарата Тенотен детский после перенесенных инфекционных заболеваний в дозе 1 таблетка 3 раза в день приводит к нормализации показателей вегетативного тонуса и обеспечения, уменьшает частоту соматоневрологических проявлений вегетативной дисфункции, что способствует более быстрому завершению периода восстановления.

      Тенотен детский устраняет проявления астении, стабилизирует психоэмоциональное состояние детей: улучшает настроение, успокаивает, способствует снижению раздражительности и капризности, облегчает процессы обучения (запоминание, концентрацию внимания, усидчивость).

      Препарат Тенотен детский безопасен у пациентов старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Побочных эффектов во время применения препарата не было отмечено.

      Доказанное успокаивающее, выраженное вегетотропное и антиастеническое действие препарата Тенотен детский позволяет рекомендовать его для применения у детей с различными проявлениями вегетососудистой дисфункции после перенесенных инфекционных заболеваний.

    По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

    Е. В. Михайлова, доктор медицинских наук, профессор
    Т. Ильичева
    Cаратовская областная детская инфекционная клиническая больница,
    Саратовский государственный медицинский университет,
    Саратов