Сенсорная афазия — причины поражения. Что нужно знать о сенсорной афазии Эфферентная моторная афазия

Сенсорная афазия - это острое нарушение неврогенного происхождения, при котором наблюдается расстройство восприятия устной речи и снижение собственных вербальных способностей. В отличие от прочих форм пациент все еще может воспринимать некоторые несложные фразы, обращенные к нему, однако не всегда. Все зависит от тяжести отклонения.

Пациент все слышит, однако не понимает, что говорят окружающие. Чтобы лучше понять, как это выглядит, достаточно представить, что человек находится в окружении лиц, общающихся на иностранном языке. Речь воспринимается как нечто бессвязное и непонятное, отчего развивается тревожность и дезориентация в пространстве, собственной личности.

Классической причиной развития подобного патологического явления был и остается инсульт. Восприятие речи при сенсорной афазии нарушается в связи с поражением височных долей. Особенно, если страдает так называемый центр Вернике, ответственный за устную речь и восприятие вербальной информации. Слух формально сохранен, возможно его падение или полное отсутствие, при более обширном поражении височных долей.

Диагностика проводится в стенах неврологического отделения стационара под контролем невролога, а при необходимости нейрохирурга, сосудистого хирурга. Лечение зависит от первопричины развившегося патологического состояния. Возможно проведение цереброваскулярной терапии, направленной не восстановление нормальной трофики мозговых тканей, операции, прочих форм лечения. Прогнозы делать трудно, но даже в случае инсульта качественного результата удается добиться, по крайней мере, в 60% случаев.

Классификация расстройства

Сенсорная афазия возникает при поражении височных долей головного мозга. Но эти структуры не гомогенны, они сложно устроены, потому и вариантов патологического процесса может быть несколько. Для простого пациента классификации, которые используют теоретики и практики, мало что скажут. Однако доктора активно используют их при классификации сенсорной афазии, проработке тактики терапии, прогнозировании перспектив в рамках конкретного случая. Основной способ типизировать расстройство - определить локализацию нарушения, его механизм. Здесь на помощь приходит классификация афазий Вернике-Лихтгейма:

  1. Корковая сенсорная афазия (также акустико-гностическая афазия). Классический и наиболее тяжелый тип расстройства. Сопровождается поражением так называемого центра Вернике, который отвечает за восприятие речи, звуковых раздражителей, их логическую обработку и вычленение существенного из окружающего звукового шума. Сопровождается тотальным расстройством восприятия и воспроизведения речи.
  2. Транскортикальная форма. Сопровождается нарушением проведения нервного импульса между центром Вернике и центром Брока, локализованном в лобной доле головного мозга. При этом формально способность к пониманию простейших конструкций может сохраниться, хотя бы частично. Однако семантические связи слов в предложении непонятны больному, он не может воспроизводить их и сам. Возможно развитие псевдогаллюцинаций, пресловутых «голосов» в голове, которые имеют сложное компенсаторное происхождение (таким образом, головной мозг пытается выйти из информационного вакуума, создавая ложные раздражители самостоятельно).
  3. Субкортикальная сенсорная афазия. Встречается часто. Сопровождается нарушением проведения импульса от центров, собственно воспринимающих звуковую информацию и центром Вернике, который выступает своего рода процессором, обработчиком информации и преобразованием ее в понятные логические понятия, суждения.

Есть и проводниковая форма, которая сопровождается нарушением связей моторных и сенсорных центров, ее трудно отличить от корковой сенсорной афазии, потому как они имеют массу общего в рамках клинической картины.

Возможна типизация по тяжести сенсорной афазии. Строгого членения в рамках этого критерия нет. Врач оценивает степень расстройства, пытаясь общаться с человеком. Больной сенсорной афазией либо не воспринимает речь вообще, либо же реагирует только на простейшие односложные инструкции, команды, что указывает на сравнительно меньшую тяжесть расстройства.


Схема локализации разных форм афазии в левом полушарии коры головного мозга

В обязательном порядке проводится оценка слуха, способности в принципе воспринимать звуковые раздражители. Направлять пациента к сурдологу не обязательно, этот вопрос решается на усмотрение невролога. Исходя из результатов, выделяют простую форму сенсорной афазии (когда нарушения только высшая нервная деятельность) и сочетанную (страдает и слух, и обработка вербальной информации). При этом, во втором случае возможно большую роль играет именно нарушение слуха, потому пациент не способен адекватно воспринимать звуковые раздражители.

Причины развития сенсорной афазии

Факторы развития самые разные. В большинстве случаев речь идет о структурных нарушениях головного мозга, органических поражениях. Возможны немногие другие варианты. Среди причин можно назвать такие.

Инсульт

Острое нарушение мозгового кровообращения. Сопровождается отмиранием нервных тканей, целых областей коры. В зависимости от обширности поражения можно говорить о той или иной тяжести расстройства. Масштабные деструкции сопровождаются тотальными нарушениями высшей нервной деятельности. Как правило, афазией все не ограничивается. Развитие сенсорной афазии после инсульта едва ли не обязательный признак поражения височных долей. Обнаруживаются и прочие симптомы, вроде кратковременных эпилептических припадков. Возможна потеря слуха в той или иной мере. Реабилитация позволяет добиться удачного восстановления вербальных функций в 55-80% случаев и более.

Менингит, энцефалит

Нейроинфекции разной степени тяжести. Провоцируют воспалительные процессы в головном мозге, постепенное отмирание тканей. При длительном течении патологического процесса без должного лечения наблюдаются массивные структурные изменения головного мозга не поддающиеся коррекции и обратному развитию. Требуется срочное лечение.

Печеночная энцефалопатия

Расстройство работы головного мозга при нарушении работы печени, обычно остром гепатонекрозе или нарастающих явлениях цирроза. Во втором случае есть возможность повлиять на состояние пациента, если начать соответствующее лечение основного заболевания и скорректировать деструкцию нервных тканей.

Цереброваскулярная недостаточность без признаков инсульта

Хроническое нарушение трофики головного мозга. Сопровождается постепенным нарастанием явлений сенсорной афазии и то не всегда. Предотвратить расстройство не сложно, если начать своевременное лечение.

Цереброваскулярная преходящая недостаточность, транзиторная ишемическая атака

Она же микроинсульт. Сопровождается выраженными признаками классического инсульта. При поражении височных долей развивается нарушение речи, восприятия вербальной информации, возможна полная или частичная потеря слуха. Главное отличие от классического инсульта заключается в способности спонтанного регресса транзиторной ишемической атаки. То есть она проходит самостоятельно даже без медицинской помощи. К тому же не оставляет стойкого неврологического дефекта. Все возвращается в норму. Но микроинсульт признак тревожный. Он указывает, что скоро нагрянет полноценный некроз тканей головного мозга.

Травмы головного мозга

Различные. От банальных ушибов и сотрясений головного мозга до образования гематомы, которая компрессирует церебральные структуры. После проведение неотложной помощи, лечения возможно полное восстановление нормальных неврологических функций без потери их качества.

Сосудистые образования

Мальформации (патологические области сообщения артерий и вен), аневризмы. Имеют врожденное или приобретенное происхождение. Требуют оперативного лечения. Долгое время могут никак себя не проявлять. Сенсорная афазия нетипичный вариант течения отклонения, но вполне возможный. После оперативной коррекции есть все шансы на полное восстановление.

Опухоли церебральных структур

Обычно речь идет о менингиомах, которые компрессируют нервные ткани на уровне височных долей. Вторые по распространенности глиомы, они могут быть доброкачественными, но чаще злокачественные. На третьем - опухоли области третьего желудочка. В том числе банальные аденомы гипофиза, растущие нетипичным образом, которые также компрессируют височные доли. После удаления неоплазии, как правило, все приходит в норму спустя несколько дней или недель. Возможно, потребуется курс реабилитации.

Среди неорганических причин можно назвать истинную , не связанную с новообразованиями и прочими причинами. Когда фактором развития расстройства оказывается чрезмерная электрическая активность головного мозга. В данном случае развиваются нарушения памяти, тонико-клонические припадки с выраженными тяжелыми судорогами и потерей сознания. Сенсорная афазия присутствует перед приступом, в момент самого эпизода и некоторое время после него (до часа-двух), пока нервные функции не восстановятся в полной мере. Лечение направлено на коррекцию состояния, предотвращение дальнейших приступов. Специально и целенаправленно влиять на сенсорную афазию смысла нет.

Симптомы


Симптомы сенсорной афазии включают в себя типичные признаки неврологического плана и психоэмоциональные нарушения, которые вторичны и обусловлены сложным положением, в котором оказался пациент.

  1. Невозможность воспринимать речь. При сохранном слухе (в большинстве случаев) человек не может разобрать, что говорят окружающие. Речь слышна, но понимания ее нет. Как будто больной оказался в окружении иностранцев. Это наиболее сложный вариант расстройства. В более легких формах сохраняется способность к восприятию некоторых несложных конструкций. Односложных или словосочетаний.
  2. Невозможность говорить самостоятельно. Существуют различные уровни нарушения речи. В классических случаях человек способен говорить, но краткими фразами или вообще отдельными простыми словами. При этом он плохо понимает, что сам же и говорит. В наиболее запущенных формах наблюдается тотальная речевая дисфункция. Больной произносит нечленораздельные звуки. Особенности речи пациентов с сенсорной афазией - разорванность, отсутствие четких логических связей, максимально бедный лексико-грамматический строй. Обычно это отрывочные слова, фразы.
  3. Психомоторное возбуждение. Сопровождается повышенной двигательной активностью. Больной мечется, не находит себе места. Возможна паническая атака. Выраженный приступ страха, паники.
  4. Агрессивность, враждебность. В рамках сохранного сознания. Аффект злобы связан с тревожностью, непониманием происходящего. Требуется оказание помощи, при необходимости назначается инъекция седативного препарата.

Дополнительные симптомы, как правило, не связаны с сенсорной афазией и имеют сопутствующее неврологическое происхождение. Это эпилептические припадки с нарушением сознания, судорогами, падение остроты зрения, нарушение нормальной видимости, выпадение отдельных полей зрения (скотомы). Также нередко встречаются галлюцинации вербального плана. Псевдогаллюцинации, когда человек слышит голоса в голове. Парадоксально, но даже мнимые галлюцинаторные образы пациент не способен интерпретировать, они ощущаются как звуковые раздражители речевого характера с непонятным содержанием.

Признаки сенсорной афазии сохраняются на протяжении большей части периода течения патологического процесса.

Диагностика

Диагностика проводится в стационарных условиях. На начальном этапе показан первичный осмотр невролога. Поскольку пациент не может ответить на вопросы, желательно присутствие родственника или человека, который способен ответить на некоторые вопросы за больного, однако это не обязательно. Типичные первичные признаки заметны и так: тревожность, возбудимость, непонимание речи, трудности с говорением.

В обязательном порядке показано проведение рутинного неврологического исследования. Проверяются простейшие базовые рефлексы.

В рамках оценки общего состояния, тяжести поражения церебральных структур, характера таковых назначается группа инструментальных мероприятий.

МРТ – основа и золотой стандарт диагностики. Направлена на визуализацию нервных тканей. Позволяет диагностировать все структурные нарушения. При необходимости назначается прицельная томография отдельных участков головного мозга. Особенно височных долей. Нередко прибегают к контрастному усилению гадолинием. Препарат копится в измененных тканях и усиливает рисунок. Без контраста не обойтись в рамках диагностики опухолей. Нечасто, но сенсорная афазия возможна и при рассеянном склерозе, который также будет хорошо виден на постконтрастных изображениях во всех деталях. Для качественной диагностики нужен высокопольный аппарат с мощностью в 1,5 Тл. По возможности. Низкопольные дадут меньше данных.


МРТ головного мозга

При обнаружении сосудистых новообразований дополнительно проводится ангиография, чтобы лучше визуализировать нарушение.

В обязательном порядке проводится допплерография сосудов шеи, дуплексное сканирование головного мозга, чтобы оценить степень кровотока в церебральных структурах. Это позволит обнаружить цереброваскулярную недостаточность, оценить степень тяжести таковой.

Профильные специалисты, чья помощь также потребуется - нейрохирург, сосудистый хирург. Характеристика сенсорной афазии в рамках конкретной истории болезни должна быть максимально подробной, чтобы определиться с типом патологического процесса и его особенностями. Без этого не может быть эффективного лечения.

Лечение

Терапия также проводится в стационаре. На ранних этапах лечение включает в себя несколько стадий: первичную помощь сразу после поступления в стационар (особенно, если больной в тяжелом состоянии), ранние мероприятия, направленные на купирование симптомов и борьбу с первопричиной, поздний этап и, наконец, реабилитацию.

Применяются препараты ноотропного ряда (Глицин, прочие), также цереброваскулярные, антигипоксические медикаменты (Пирацетам, Актовегин и их аналоги). Зачастую этого достаточно, если случай не запущенный. Возможно длительное применение медикаментов. При мальформациях, аневризмах, опухолях не обойтись без оперативного лечения. Требуется удаление таковых и восстановление нормальной трофики тканей, устранение компрессии (сдавливания).

Травмы с образованием гематом требуют дренирования, то есть удаления самого сгустка крови.

Эпилепсия - отдельная проблема. Единственный способ скорректировать расстройство - систематически применять по назначению врача.

Даже после качественного лечения в тяжелых случаях, обычно посте инсульта, остается неврологический дефицит. Пациент все так же плохо говорит и недостаточно воспринимает речь. Вопрос решается в рамках реабилитации. Она занимает от 6 до 12 месяцев, редко чуть более. Время в течение которого удается добиться результата - 2 года. Это как раз период адаптации, перестройки мозга на новый лад. Затем достичь какого-либо эффекта трудно или вообще невозможно.

Упражнения при семантической афазии (сенсорной) довольно просты:

  • чтение и произнесение простых слов;
  • отграничение похожих по звучанию терминов;
  • соотношение изображения и названия изображенного предмета;
  • диалоги, сначала простые, затем все сложнее.

Восстановление - задача рутинная и неприятная для пациента. Но необходимая. В зависимости от качества помощи можно говорить о той или иной интенсивности восстановления.

Коррекция отклонений при афазии Вернике проводится по показаниям. Обычно все ограничивается систематическим приемом цереброваскулярных препаратов, ноотропов, ангиопротекторов.

Прогноз и профилактика

В 60% случаев при инсульте удается добиться стойкого улучшения состояния или полного восстановления (некоторые авторы говорят о 80%). При иных структурных изменениях речь идет о 85% вероятности полного восстановления. Если скорректировать эпилепсию нормализация речи достигается в 98% ситуаций без каких-либо последствий

Как таковой профилактики нет. Достаточно время от времени наведываться к неврологу для профилактического осмотра.

Сенсорная афазия проявляется проблемами речевой деятельности, возникающими при поражении центров коры головного мозга и их проводящих путей, отвечающих за речь. Пациенты путают звуки, не в состоянии назвать предметы. Эти нарушения обозначаются термином «афазия».

Мучает какая-то проблема? Введите в форму "Симптом" или "Название болезни" нажмите Enter и вы узнаете все лечении данной проблемы или болезни.

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания. Необходима консультация специалиста, а также подробное изучение инструкции! .

Симптомы

Медики выделяют основные типы заболевания в зависимости от места локализации патологии и конкретных проявлений дисфункции речи:

  1. Страдающие моторной афазией понимают обращенные к ним слова, но затрудняются или не могут произнести фразу либо отдельное слово. В тяжелых случаях способность говорить полностью утрачивается или сокращается до воспроизведения однотипных коротких обрывков.
  2. При сенсорной форме афазии, или афазии Вернике, больной может говорить, но не понимает родную речь.


При сенсорной форме афазии у пациентов отмечаются проявления:

  • Страдающий хорошо слышит все, что произносится, но не может интерпретировать звуки речевого потока. Слова, сказанные на родном языке, кажутся ему полнейшей бессмыслицей, как иностранная речь, как шум, лишенный информационного смысла.
  • Больные не испытывают трудностей в произнесении фраз, часто бывают многословны, но их речь бесконтрольна, обрывочна, бессвязна, лишена смысла. Она насыщена служебными словами, собственными неологизмами в ущерб глаголам и существительным.
  • Поведение больного часто возбужденное, он эмоционален, много двигается. Сильно раздражается из-за того, что его не понимают, но сам не в состоянии оценить неинформативность своего речевого потока.
  • При нетяжелых формах патологии больной понимает и выполняет отдельные простые команды. Эта особенность позволяет медикам дифференцировать сенсорную афазию от заболеваний, которые связанны с нарушениями слуха или психики. Страдающий улавливает в речевом потоке отдельные слова, может точно повторять фразы, общее содержание речи остается для него непонятным.
  • Патологии часто сопутствуют нарушение зрения — гемианопсия, когда выпадает правая половина или верхняя четверть поля зрения обоих глаз. Ограничена подвижность лицевых мышц справа.

С течением болезни могут появляться новые очаги поражения, вызывая дополнительные речевые нарушения.

Формы

На практике смешанные формы встречаются чаще, чем сенсорная или моторная афазия в «чистом» виде. Дополнительно:

  • Транскортикальная сенсорная, или семантическая, афазия. Трудности и ошибки возникают при восприятии сложных лексико-грамматических конструкций, особенно отражающих пространственные взаимоотношения;
  • Проводниковая. Проблемы появляются при попытках повторения предложений за доктором, при чтении вслух;
  • Амнестическая, которая встречается при прогрессировании болезни Альцгеймера.
  • При акустико-мнестическом варианте пациент различает фонемы, но не может образовывать из них слова, особенно существительные. Речь бедная, много местоимений. Несколько затруднено понимание услышанного, прочитанного.
  • Больные оптико-мнестического подтипа успешно узнают предметы, но не могут припомнить их названия без дополнительной подсказки.
  • Наиболее тяжелый сенсорно-моторный вариант афазии возникает после инсультов, когда имеется большой очаг поражения. Пациент не в состоянии понять речь и сам затрудняется что-либо произнести. Сенсорно-моторная афазия часто бывает тотальной ввиду полной утраты речевой функции.


Причины

Личный опыт восприятия речевого потока утрачивается из-за нарушений в нормальной работе корковой части слухового анализатора, который располагается в височной доле коры мозга.

Слуховой анализатор отвечает за переработку и анализ сигналов, поступающих из внешнего мира. Сбои в его функционировании вызывают:

  1. Различные виды инсультов.
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Новообразования.
  4. Аневризмы сосудов головного мозга.
  5. Последствия энцефалита и других инфекций.
  6. Некоторые психические расстройства.

К провоцирующим факторам относятся пожилой возраст, наследственность, гипертония, пороки сердца.

Видео

Лечение

Достаточно долгое и трудоемкое лечение сенсорной афазии включает занятия у врача-логопеда, прошедшего специальную подготовку.

Коррекционная работа направлена на восстановление слухового восприятия, понимания речи, чтения, письма.

Взаимодействие доктора и пациента осложняется трудностью общения с человеком, который не интегрирует смысл из звуков родного языка.

Терапия этого патологического состояния включает:

  • Медикаментозные средства: ноотропные и нейротрофические препараты, витаминотерапия.
  • Дополнительные лекарства прописывают в зависимости от причин, вызвавших появление патологии.
  • Показаны занятия лечебной физкультурой, массаж, физиотерапевтические процедуры.
  • В восстановительной терапии используют специализированные компьютерные программы, помогающие улучшить речевые способности.
  • В домашних условиях пациенту необходима доброжелательная комфортная атмосфера, терпение близких. Родные помогут речевой реабилитации, если будут чаще разговаривать с больным, и размеренно произнося простые фразы, вовлекая в общую беседу, выслушивая его мнение.

Посильное участие в домашних делах несет положительное действие.

Упражнения

С лечебной целью рекомендуются упражнения:

  • Работа с предметными картинками: классификация изображений по их названиям, признакам, общим категориям.
  • Выбор правильного наименования из нескольких предложенных.
  • Дифференциация близких по звучанию слов.
  • Соотнесение изображений и текста: составление рассказов по сюжетам картинок.
  • Ответы на вопросы: сначала получают односложные ответы, затем отрабатывают диалоги от простых к более развернутым.
  • Чтение и письмо: начинают с отдельных букв и слогов, которые затем складывают в слова. Затем пишут несложные диктанты. Чтение вслух начинают с небольших текстов, постепенно переходя к более пространным произведениям. Осваивают пересказ, отвечают на вопросы по содержанию текста.

Афазия после инсульта

Если патология развилась в результате инсульта, коррекционные логопедические занятия начинают с первых недель, как только позволит лечащий врач.

Вначале реабилитации нужно опираться на речевые стереотипы: порядковый счет до 10, пение известных песен, припоминание известных стихотворных строк.

Для таких больных важна поддержка родных. Здесь необходимо осознать, что быстрого восстановления ждать не следует.

Старайтесь концентрировать внимание на достижениях, пусть самых маленьких.

Позитивная обстановка способна сократить восстановительный период.

Чем раньше были начаты лечебно-коррекционные мероприятия, чем слаженнее совместная работа доктора, пациента и его семьи, тем прогноз благоприятнее.

В медицинской практике имеются примеры значительного улучшения речевой способности, даже если афазия возникает при поражении большого объема мозга (после травм и мозговых кровоизлияний).

Особенности питания

Курс лечения афазии долгий и трудный, поэтому, начиная лечиться, больной и вся его семья должны хорошо подготовиться к тяжелой битве за здоровье. Чтобы достичь стопроцентного результата от лечения, нужны постоянные занятия с логопедом, психологом, неврологом, полезное, здоровое питание. Во время лечения головной мозг больного постоянно работает.

Больной может часто сидеть в одном положении за изучением букв или чтением какой-нибудь книги. Рацион больного афазией должен быть особенным. У человека с таким заболеванием должно быть пятиразовое питание, то есть он должен употреблять пищу в небольшом количестве и часто.

В питание нужно ввести то, что помогает хорошей работе мозга:

  • Креветки, нежирная рыба;, все морепродукты насыщают организм жирными кислотами, помогающие хорошему вниманию и памяти;
  • Репчатый лук — он хорошо преодолевает усталость и нервное напряжение, разжижает кровь, что еще больше снабжает мозг кислородом;
  • Орехи отлично успокаивают нервную систему, из-за большого содержания в них витамина B; свежие фрукты, ягоды, особенно авокадо, бананы, черника, клюква, клубника капуста, свекла, шпинат, лимон, ананас и другие;
  • Нежирное мясо (говядина, курица);
  • Молочно-кислые продукты (творог, йогурт, кефир);
  • Бобовые, злаковые культуры и макаронные изделия.

Завтрак больного этим заболеванием должен состоять из 20% дневного рациона, например, мюсли с йогуртом, каша, яйцо вареное, хлеб второго сорта, фрукты. На полдник можно немного перекусить каким-нибудь фруктом или съесть 100 — 200 грамм любых орехов и попить питьевой йогурт, кефир, чай с лимоном. Обед должен состоять из 40% дневного рациона, например, свежий салат из овощей, кусок нежирного мяса с картофелем, каша, компот из свежих ягод или сок. На ужин подойдет кусочек нежирного мяса или рыбы, овощной салатик, какой-нибудь фрукт, кефир.

Рацион помогает хорошо функционировать головному мозгу, что помогает быстрой реакции, мышлению, а значит скорейшему избавлению от такой неприятной болезни и приобретению полноценной речи.

Лечение народными средствами

Народных средств против такого заболевания нет. Заболевание можно вылечить только ежедневными занятиями с логопедом. Самым эффективным методом лечения является дельфинотерапия, иппотерапия (лечение лошадьми) и фелинотерапия (лечение кошками).

Расскажем подробнее о таких методах:

  1. Иппотерапия (лечение лошадьми). Во время присутствия больного рядом с лошадью, у него начинает успокаиваться нервная система, что считается единственным преимуществом от занятий с логопедом, способствующие иногда волнению человека и торможению лечения. Общение с лошадьми у больного вызывает много радостных эмоций, помогающие нормализовать работу мозга, что, восстанавливает иммунную систему. Когда больной приходит на такие занятия, то его покидают все проблемы, он начинает хорошо говорить, понимать речь окружающих. А в дальнейшем он начинает понимать все и говорить, даже в другой местности. Кроме эмоционального общения, катание верхом на лошади развивает у больного моторику, которая восстанавливает клетки мозга. Если все это совмещать, то через несколько таких занятий можно достичь превосходных результатов, человек сможет вернуться к привычной жизни.
  2. Дельфинотерапия. Дельфинов используют в медицине и психотерапии. Во время общения с дельфинами у человека стабилизируется психоэмоциональное состояние, снимается психологический стресс. Терапия дельфинами — это прекрасный способ избавиться от этой болезни, восстановиться после разных экстремальных условий, например, ураганов, землетрясений.
  3. Фелинотерапия. Многие наверняка знают, что кошки — это самые ласковые животные, способны успокоить и порадовать после нервных напряжений. А спокойная обстановка в компании с кошкой положительно влияет на клеточки мозга, давая им быстрее восстанавливаться, что помогает скорейшему выздоровлению.

Общение с такими животными играет лечебную роль, вырабатывает у человека желание заботиться и любить животных.

Последствия и осложнения

Если афазию не лечить, то самое первое и страшное осложнение — это полное отсутствие речи, неумение писать, читать и понимать речь окружающих. Если возникла акустико-гностическая афазия, произошедшая у ребенка в возрасте от 5 до 7 лет, то это может принести страшное осложнение в виде полного отсутствия речи или к дальнейшему грубому изменению речевого развития. Неожиэто купирование моторной афазии приводит к заиканию.

Если долго не лечить такую патологию, то она в дальнейшем приводит к следующим последствиям:

  • Развитие необратимых дефектов речи;
  • Затрудненное адаптирование в обществе, больной становится изгоем;
  • Летальный исход.

Обязательно помните, что сенсорная афазия — это опасное поражение головного мозга, требующее лечения. Эта проблема считается только следствием более страшной болезни, которая всегда нуждается в долгом курсовом лечении, а иногда и хирургической операции.

Профилактика

Лечение афазии — это процесс долгий и трудный, который требует вмешательства логопеда, невролога, психолога и всех близких родственников. Полноценная речь у пациента восстанавливается намного быстрее, если вовремя начать курс лечения медикаментами и логопедическими занятиями.

Насколько будет успешен прогноз восстановления речи, можно сказать после локализации размеров зоны нарушения, стадии речевого расстройства, начального времени восстановительного обучения. Это зависит от возраста и основных показателей здоровья пациента. Наиболее хорошие результаты в основном отмечаются у молодых пациентов.

Чтобы не стать жертвой такого страшного и неприятного заболевания, надо при первых признаках неожиэтих болей в голове провериться у специалиста, чтобы заранее выявить все проблемы и вовремя выявить небольшие опухоли головного мозга. Еще в качестве профилактики нужно постоянно следить за артериальным давлением для предупреждения нарушений мозгового кровообращения.

Сенсорная афазия проявляется нарушением понимания слов из-за поражения участка коры головного мозга, ответственного за анализ речи. Поэтому сенсорная афазия может проявляться двумя группами симптомов – нарушением понимания и нарушением устной речи.

Участок коры, распознающий значение слов, находится в височной области, у большинства людей в левом полушарии. Также его называют слуховым анализатором или зоной Вернике. Соответственно сенсорную афазию тоже называют афазией Вернике.

Причины

В большинстве случаев причиной афазии служат повреждающие воздействия на мозг. У взрослых это могут быть:

  • Инсульты. Самая распространённая причина афазии. И геморрагический, и ишемический инсульты в зоне Вернике проявляются сенсорной афазией.
  • Травмы височной области
  • Опухоли разного происхождения
  • Аневризмы сосудов мозга. В этом случае афазия может развиваться двумя способами – из-за давления аневризмы на височную область или при её разрыве и последующем кровотечении
  • Инфекционные заболевания – энцефалиты
  • Абсцессы височной области, могут развиться как осложнение отита
  • Дегенеративные и демиелинизирующие заболевания.

Афазия у детей чаще возникает в результате травм, опухолей, аневризм и инфекций. Инсульты у них встречаются крайне редко, однако полностью исключить инсульт как причину афазии нельзя. Также у детей описаны случаи эпилепсии в сочетании с приобретенной афазией, названные по именам учёных, впервые описавших заболевание.

Афазия проявляется двумя большими группами симптомов – первая объединяет нарушение восприятия речи, вторая – нарушение произнесения слов.

Нарушение восприятия речи при сенсорной афазии связано с невозможностью распознавания слов и звуков. Они воспринимаются как бессвязная смесь звуков, речь кажется иностранной. Больные не понимают значения слов. На начальных этапах болезни иногда сохраняется способность определять групповую принадлежность названного предмета – к маленьким или большим, живым или неживым и т.п.

Отличительной особенностью сенсорной афазии является сохранная реакция на инструкции, связанные с действием. Например, больной правильно понимает команды «поднять руку» или «кивнуть», но не сможет ответить как называется какой-нибудь предмет.

В дальнейшем при отсутствии лечения нарушение восприятия усугубляется вплоть до полного непонимания речи.

Нарушение разговорной речи появляется из-за невозможности слухового контроля за произносимыми звуками. Больной говорит отдельными, не связанными между собой словами, звуками, может менять местами звуки в слове, произносить только часть из них. Нарушается передача интонаций в речи. Постепенно произношение слов восстанавливается, больной становится многословным, пытается объяснить свои мысли, подбирает синонимы к словам, которые не может вспомнить.

Характерно отсутствие критичности у больных. Они уверены, что говорят правильно и понятно и раздражаются, когда их не понимают.

Соответственно нарушению устной речи нарушается и письменная. Чтение же страдает минимально – больной путает позицию ударения в словах, некоторые буквы читает неправильно, что мешает пониманию прочитанного. Однако в целом способность понимать смысл письменного текста сохранена достаточно полно.

Сопутствующие симптомы

Сенсорная афазия редко бывает единственным симптомом причинного заболевания. Часто она сопровождается признаками параноидного состояния и возбуждением. Афазия после инсульта может сочетаться с нарушением подвижности в правой половине лица, сглаживании правой носогубной складки. Характерно выпадение частей поля зрения справа. Значительные неврологические нарушения обычно отсутствуют.

При афазии вследствие абсцесса или энцефалита присутствуют общие признаки инфекционного процесса – лихорадка, признаки интоксикации, в случае энцефалита – характерные изменения в ликворе.

Особенности сенсорной афазии у детей

Афазию у детей можно спутать с алалией (первичное отсутствие речи). Главное отличие этих синдромов: при афазии наступает регресс развитой речи, при алалии речь не развивается исходно. Вследствие недостаточной сформированности речевого аппарата афазия у детей имеет некоторые характерные признаки:

  • Афазия у детей возникает очень быстро и так же быстро речевые функции восстанавливаются. Отсутствие заметного улучшения в течение нескольких недель значительно ухудшает прогноз на выздоровление.
  • Проявления афазии, особенно у детей раннего возраста, крайне скудные. Их речь ещё недостаточно развита для полноценного развёртывания клиники. Чаще всего у детей можно дифференцировать только моторная это афазия или сенсорная.
  • Для восстановления речи у ребёнка должны восстановиться функции речевого центра или компенсироваться за счёт соседних участков коры. У взрослых часто возможна компенсация благодаря развитой системе логических связей в речи, развитому понятийному аппарату.

Формы сенсорной афазии

Присоединение дополнительных очагов поражения в коре приводит к появлению дополнительных нарушений речи. Так выделяют формы афазии:

  • Семантическая афазия – нарушение понимания взаимоотношения слов, предметов, особенно пространственного;
  • -афазия – нарушение счёта;
  • Сенсорно-моторная афазия – нарушение понимания речи в сочетании с невозможностью правильной артикуляции;
  • Тотальная афазия – деградация всех видов устной и письменной речи вместе с расстройством понимания речи.

Диагностика сенсорной афазии

Заключается в поиске причинного заболевания. Для этого нужен комплекс мероприятий:

  • Тщательный опрос больного для выявления предшествующих заболеванию факторов риска;
  • Неврологический осмотр для поиска сопутствующих нарушений, которые могут быть незаметны внешне;
  • Комплекс инструментальных обследований – электроэнцефалограмма, КТ или МРТ, контрастная ангиография сосудов головы помогут выявить объёмное образование полости черепа, аневризмы сосудов, наличие кровоизлияний или последствий ишемического инсульта, абсцессов и другой патологии.

Лечение сенсорной афазии

Достаточно длительный и многокомпонентный процесс, значительная часть которого зависит от причины афазии. Лечение обязательно включает занятия с логопедом. Целесообразно разделить методы лечения афазии на медикаментозные и логопедические.

Логопедическая коррекция сенсорной афазии

Занятия с логопедом помогут восстановить правильное произношение звуков, расширить словарный запас, вернуть осмысленную речь. Для этого используются специальные упражнения и оборудование, с которым может работать только профессиональный логопед. В домашних условиях вы также можете выполнять ряд простых упражнений: просите больного называть окружающие предметы, части тела, совмещать написанное слово с его изображением. Больше общайтесь с больным – вначале преимущественно задавайте простые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», далее – переходите на открытые вопросы, практикуйте тематические диалоги.

Важно создать комфортную обстановку для больного. Больной афазией фактически оказался перенесённым в чужую страну с незнакомым языком. Разговаривайте с ним спокойно и медленно, давайте почувствовать свою поддержку.

Медикаментозное лечение сенсорной афазии

Универсальными препаратами, назначаемыми при афазии любого происхождения, являются ноотропы, витамины группы B и нейротрофики.

Выбор остальных препаратов для лечения зависит от причины афазии. Так, при инсульте возможно назначение тромболитиков или кровоостанавливающих препаратов в зависимости от его формы. Для лечения инфекционного поражения мозга применяют антибиотики и противовоспалительные лекарства.

Видео урок по сенсорной коррекции

При этой, часто встречающейся форме афазии распадает­ся представление о звуках, умение различать их на слух. Боль­ной может принять один звук за другой, спутать их и в резуль­тате не разобрать звучания слова. В русском языке особенно легко смешиваются между собой такие сходные звуки как «п» и «б», «д» и «т», «з» и «с» и т.д. (слово «почка» больной вос­принимает как «бочка», а слово «дочка» -как «точка» и т.п.). Физический слух, т.е. способность слышать вообще, остается при этом сохранной. В результате страдает понимание речи: больной слышит одно, а воспринимает другое. Такая форма афазии, при которой больной плохо понимает речь, носит на­звание афазии Вернике - по имени немецкого ученого, впер­вые описавшего ее. В настоящее время ее чаще называют сен-сорной афазией. Больные с сенсорной афазией, как правило, сами говорят много, торопливо, сбивчиво, с разнообразными ошибками. Они не контролируют (не слышат) того, что произ­носят, и пытаются восполнить это многоречием (вдруг что-ни­будь да окажется «в точку»). Не в состоянии они и написать то, что хотели бы сказать. Такая афазия обусловлена пораже­нием височной доли мозга (рис. 4а).

Расположение очагов поражения левого полушария мозга при различных формах афазии

а - при сенсорной афазии, б - при акустико-мнестической афазии, в - при афферентной моторной афазии, г - при семантической афазии, д - при динамической афазии, е - при эфферентной моторной афазии. (поЛурия)

Рис. 4.

Моторная афазия

Существует еще одна распространенная форма афазии, которая проявляется в том, что больные теряют способность говорить, т.е. не могут произносить звуки речи и слова. Она носит название моторной. Ее называют также афазией Бро­ка - по имени ученого, впервые описавшего ее.

Больные с моторной афазией либо совсем не говорят, либо ис­кажают звуки речи, либо заменяют один на другой из-за того, что органы артикуляции принимают неправильное положение в поло­сти рта. В этом случае распадаются сами схемы артикуляции. Речь больных, потерявших артикуляционные схемы звуков, прерыва­ется паузами (поиски артикуляционной позы). В ней много оши­бочных звуков, затрудняющих понимание окружающими того, что говорит больной. Иногда, замечая свои ошибки, больной либо рез­ко сокращает попытки говорить, либо вовсе отказывается от речи.

Почему же органы артикуляции - язык, губы, челюсти могут действовать, когда больной ест, пьет, дышит, напевает мелодию без слов и т.п., и так несостоятельны, когда больной пытается говорить? Дело в том, что помимо способности дви­гаться, непосредственно зависящей от состояния мышц, рече­вым органам нужна еще способность сформировать звук, при­вести в соответствие все многочисленные группы мышц, уча­ствующие в артикуляции. Команду о том, как себя вести, мыш­цы получают от мозга, причем от его определенного участка, где они имеют свою «прописку». Если этот участок поврежден, то команда не поступает совсем или поступает в искаженном виде, неправильной. В результате - вместо «стол» получается «слот», вместо «папа» «мапа» и т.п. Такая афазия обозначена А.Р. Лу-рия как афферентная моторная. Она возникает при пораже­нии нижнетеменной доли (рис. 4в). Если же больные затруд­няются в произнесении серии звуков речи, т.е. слов, даже буду­чи способными произносить отдельные звуки речи, то имеющу­юся у них афазию называют эфферентной моторной. При ней очаг поражения расположен в премоторной зоне мозга (рис. 4е)

Из сказанного ясно, что оперирование звуками речи - различение их на слух и произнесение - крайне важно для способности говорить. Недаром эти процессы регулируются ос­новными речевыми зонами мозга.

Амнестическая, акустико-мнестическая афазия

Если больной не может правильно слышать или произно­сить звуки речи, то неизбежно будет затруднено понимание или произнесение им слова.

Существуют однако формы афазии, при которых больные плохо владеют словом по другим причинам. Это прежде всего забывание названий предметов, а нередко действий, качеств и пр. Больной знает, что он хочет сказать, знает основное назна­чение, функцию предмета, о котором идет речь, но не находит его названия. Например, он говорит: «Мне нужен... ну как его... такой длинный узенький... ну чем рисуют... (имея в виду карандаш)», или «Я люблю такой сочный, сладкий, в желтой кожуре, растет на юге» (апельсин).

Конечно, хорошо знакомые слова исчезают из памяти реже. Они прочнее входят в речь и остаются в случае болезни дольше. Обычно это названия бытовых предметов, слова этикета - «здрав­ствуйте», «спасибо», «до свидания» и им подобные, связанные с профессиональной деятельностью человека или же его постоян­ными непрофессиональными интересами - увлечениями. Особен­но часто забываются имена собственные: фамилии, географичес­кие названия и т.д. Часто во время поиска нужного слова речь боль­ного сопровождается вставными оборотами, отражающими доса­ду. Например, вспоминая слово «телефон», больной говорит: «Ах, черт... звонить... алло... ну, как же я забыл?.. У меня дома есть... такой... ну, конечно, знаю... черт возьми!., забыл...»

Забывание слов в большинстве случаев не простое выпа­дение из памяти названия предмета. Сложность этого явления состоит в том, что теряются, обедняются смысловые связи меж­ду словами, а также страдает понимание переноса смысла слов, синонимов, антонимов и т.д. Так, больные с нарушениями сло­варя часто не могут найти обобщающего слова для группы од­нородных предметов (одежда, мебель, посуда и т.д.), выраже­ние «золотая голова» понимают буквально: голова, сделанная из золота и т.д. Афазию, при которой главным симптомом яв­ляется забывание слов, издавна называют амнестической. Если при этом нарушается и способность удерживать в памя­ти только что воспринятую речевую информацию, т.е. если страдает оперативная слухоречевая память, то такую афазию обозначают как акустико-мнестическую. За эту функцию от­вечает задневисочная область левого полушария (рис. 46).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ Динамическая и семантическая афазии

Слово - основная единица языка, имеющая смысл. Есте­ственно, что недостаток слов не позволяет построить полноцен­ное предложение. Однако бывает так, что больной знает все слова, которые входят в предложение, правильно артикули­рует звуки, а соединить их вместе не может. Почему же в его речи практически нет предложений? Почему она состоит из отдельных слов? Прежде всего потому, что он «забыл» прави­ла грамматики, потерял «чувство языка». Без этого становит­ся невозможным правильное согласование слов между собой, и они начинают употребляться в исходной форме. Например, вместо «мужчина читает газету» больной может сказать «муж­чина... читать... газета...» Или же он употребляет неправиль­ную грамматическую форму, аналогично тому, как это дела­ют иностранцы. Например, «мужчина... читать... газетой...». Особенно трудно больным составлять сложную фразу с прида­точными предложениями или причастными оборотами. Они практически отсутствуют в речи этих больных.

За такие языковые навыки отвечают зоны мозга, распо­ложенные в заднелобных отделах левого полушария, благода­ря которым человек усваивает и использует в течение жизни правила грамматики.

Форму афазии, когда больной не может правильно связать одно слово с другим, не может заранее составить «внутри себя» программу того, что будет говорить, А.Р. Лурия назвал дина­мической. Этим названием он подчеркнул, что страдает дина­мичность речи, в то время как отдельные единицы - звуки, слоги, слова могут быть произнесены. Она возникает при по­ражении заднелобной коры левого полушария (рис. 4д).

Существуют и другие грамматические знания, например те, которые позволяют нам понимать сложные обороты речи, называе­мые условно логико-грамматическими. Например: «ПетЮ ударил Ваня», «письмоподругИ» и «письмоподругЕ»,«отецбрата» -«брат отца» и т.д. Для того, чтобы понять эти конструкции, необходимо вычленить грамматический элемент, от которого зависит общий смысл данного оборота речи, и расшифровать, понять его. Так, обо­рот «письмо подруги» становится сразу понятным, если добавить слова «от моей». Фразу «письмо от моей подруги» трудно истолко­вать ошибочно, поскольку в ней присутствуют опорные, вспомога­тельные слова от моей. В логико-грамматических оборотах речи их нет, поэтому смысл зависит здесь лишь от грамматического эле­мента в данной конструкции, а именно от окончания в слове «под­ругИ ». Поэтому они так трудны для данного контингента больных.

Знаменитый русский лингвист Л.В. Щерба придумал шуточ­ный текст, который ярко демонстрирует роль грамматических эле­ментов в обозначении (кодировании) смысла. В этом тексте нет ни одного слова, которое существовало бы в русском языке, однако грамматическое оформление их соответствует правилам русской грамматики. Прочтите этот текст и попытайтесь расшифровать его. Как ни странно, вы увидите, что у вас складывается определенное мнение о содержании «текста». Итак: «Глокая Куздра штеко буд-ланула Бокра и курдячит бокренка». Наиболее распространенное толкование «ГлокойКуздры» выглядит следующим образом: «Ка­кое-то животное сильно толкнуло или ударило другое животное и нянчит его детеныша». Вот так, опираясь на значение граммати­ческих элементов, можно объяснить, на первый взгляд, бессмыс­лицу. Следовательно, грамматика - это не только правила связи слов в предложении, но и дополнительные значения смысла слов. Так, пальчик - это не просто палец, а маленький палец. Указание на размер содержится в грамматическом элементе слова, а именно в суффиксе -чик. Понятно, что слова «приплыть», значения в результате соединения сло­ва «плыть» с разными грамматическими элементами.

В логико-грамматических оборотах речи грамматические элементы выступают в наиболее сложном виде. Они несут не добавочную, а основную смысловую нагрузку. Не зная, что ви­нительный падеж существительного Петя имеет окончание -то, мы не сможем понять, что в обороте «Петю ударил Ваня» Ване отведена роль драчуна, а Пете - того, кого побили. Оши­бочное понимание оборота в данном случае провоцируется к

тому же обратным порядком слов в предложении, допустимом в русском языке, но редко используемом в речи.

Афазия, проявляющаяся в трудностях понимания логико-грамматической стороны речи, а также слов, значение которых рез­ко меняется от наличия или отсутствия грамматического элемен­та, называется семантической. Возникает она при поражении осо­бой зоны, расположенной на стыке сразу трех областей мозга - те­менной, височной и затылочной долей полушария (рис. 4г).

Мы остановились выше на формах афазии, связанных с нарушением в использовании основных единиц языка: звуков речи, слов, предложений. При этом были представлены не все формы афазии, а лишь наиболее часто встречающиеся.*

В рамках каждой из них могут выступать, как уже обсуж­далось, расстройства письма и чтения. Нарушения способное-ти писать носит название дизграфии, а читать - дислексии.

«уплыть», «зап­лыть» имеют совсем разныеПисьмо и чтение

Письмо менее прочный навык, чем устная речь, посколь­ку осваивается ребенком позже, что совпадает с более поздним появлением письменной речи в истории человечества. Поэтому больной скорее ошибется при письме, чем в устном высказыва­нии. Практически любые расстройства устной речи, связанные с использованием средств языка (звуков, слов, фраз), при афа­зии проявляются и в письме. Это происходит потому, что как устная, так и письменная речь представляют собой разные спо­собы выхода наружу внутренней речи, которая всегда предше­ствует тому, что человек хочет сказать или написать. Эту внут­реннюю речь часто называют замыслом. Здесь необходимо не только преобразование замысла высказывания в соответствую­щие единицы речи (звуки, слова, фразы), но и перешифровка звуков речи (точнее, заключенных в них фонем) в букву (графе­му). Если связь фонемы и графемы до заболевания была полнойи прочной, то она сохраняется в той или иной мере даже при грубых нарушениях устной речи. В противном случае она рас­падается, и требуется «посредник» для того, чтобы фонема и графема вновь соединились. Главным посредником в этом яв­ляется артикуляция. Ведь ребенок учится писать, усиленно проговаривая каждый звук, который должен превратиться в букву.Как мы уже знаем, существуют формы афазии (сенсорная и моторная), при которых страдают преимущественно звуки речи. Одни больные не различают их на слух, другие - не знают, как про­изнести. Эти «неполноценные» звуки большинству больных труд­но использовать в качестве посредников для того, чтобы перевести в буквы. Вследствие этого возникают специфические ошибки в пись­ме. В письменной речи афазиков выступают также ошибки в упот­реблении слов, но это является отражением общего дефекта.

Ниже приведены образцы письма больных с афазией:

Моторная афазия

Очень важно, на наш взгляд, остановиться на том, что со­стояние именно письменной речи часто отличает афазию от ди­зартрии. Внешне достаточно легко спутать нарушения устной речи при афазии с дизартриями, поскольку дизартрия явля­ется так же, как и афазия, следствием локального поражения (очага) в одной из речевых зон мозга. При афазии больной оши­бается в звуках речи, словах и грамматике, потому что поте­рял должное представление об их роли в языке. При дизарт­рии же все эти «языковые» представления остаются сохран­ными, но больной не может говорить «по техническим причи­нам» - из-за паралича (пареза) речевой мускулатуры. У этой категории больных, в отличие от больных с афазией, нет «сбо­ев» во внутренней речи, поэтому в письменной форме они мо­гут выразить свой замысел, а в устной - нет, так как у них отсутствуют нарушения письма как таковые.

Таким образом, при афазии нарушается и устная речь, и письменная (как правило, письменная речь страдает более гру­бо), при дизартрии - преимущественно устная.

Все сказанное справедливо для русского языка и языков с фонетическим, как говорят лингвисты, письмом, когда звуки речи записываются в виде букв. Однако существуют и другие языки, где иная система письма, например, японский, китайс­кий и им подобные, в которых пишут рисунками-знаками, обо­значающими целое слово или предложение - иероглифами. В старину иероглифы изображали то или иное понятие и по ри­сунку можно было догадаться, о чем идет речь. Со временем ри­сунки становились все более условными. Они принципиально по-другому, чем при звуковом (фонетическом) письме, переда­ют информацию. Иероглиф - это не буква, и ему соответствует не звук речи, а целое слово. Поэтому человек, пишущий иерог­лифами, может написать слово, даже если не знает, какие в него входят звуки. У больного-афазика японца или китайца, допус­кающего ошибки в звуках при устной речи, не бывает, как пра­вило, ошибок в письме. Другое дело, если этот больной затруд­няется в выборе нужного слова. Тогда он может вместо одного иероглифа написать другой, и в его письме появятся ошибки.

Современные научные разработки позволяют говорить о том, что буква - это продукт деятельности левого полушария, а иероглиф - правого. Поскольку к афазии приводят в основ­ ном левополушарные очаги, то «левополушарная» буква ока­зывается нарушенной, а «правополушарный» иероглиф - нет.

Письмо и чтение по существу очень похожи, т.к. имеют дело с общим средством передачи информации, с общим зна­ком, а именно - с буквой. Чтение по структуре проще пись­ма, т.к. здесь необходимо только узнавать уже готовые буквы и слова, а при письме - самостоятельно изображать их. По­этому чтение при афазии нарушается обычно в меньшей сте­пени, но качественно так же, как и письмо.

Вместе с тем, существует и особый вид нарушения чтения. Как правило, он выступает изолированно, т.е. без афазии, но может и сочетаться с ней. Этот вид расстройства чтения прояв­ляется в том, что больной перестает узнавать букву. Он либо совсем не воспринимает ее графический образ, либо восприни­мает искаженно: чаще всего больные путают направление эле­ментов, составляющих букву (расположение вверху-внизу, справа-слева и т.д.). Этот вид дислексии (алексии, если способ­ность читать потеряна полностью) носит название оптической*

Оптической эта алексия названа потому, что мы воспринимаем букву опти­чески, т.е. зрительно.

Некоторые больные с этой формой нарушения чтения совсем не могут читать, т.к. вообще не узнают букв, другие - допускают при чтении разнообразные ошибки, связанные с искажением восприятия буквы. Поскольку узнавание буквы происходит очень медленно, больные часто прибегают к чтению по догадке и делают в связи с этим много смысловых ошибок. В то же вре­мя больные с дислексией (алексией), независимо от ее вида, в состоянии узнавать слова, которые они прежде часто читали, а теперь воспринимают целиком, как картинку, точнее как иероглиф. Например, слова СССР, ЛЕНИН, МОСКВА и др., а также ряд слов и фраз, хорошо знакомых в связи с професси­ей, жизненными интересами и склонностями. Многих род­ственников удивляет, что больной, не умеющий ни говорить, ни писать, не помнящий ни одной буквы, способен вдруг отыс­кать в программе телевидения интересующую его передачу или прочитать газетный заголовок. Эти больные не прочитывают, а узнают слова и заголовки по тому же принципу, по которому узнают иероглифы. Так что способность больных с тяжелой формой афазии кое-что прочитывать не опровергает карди­нальных теоретических положений об афазии, а иллюстриру­ет те многочисленные тонкости, которые присущи расстрой­ству такой сложной функции как речь.

Итак, инсульт или черепно-мозговая травма приводят к тяжелому расстройству речи, которое носит название афазии. Афазия может выступать в различной форме, в зависимости от того, где, в каком участке мозга локализован очаг поражения и соответственно от того, какие средства языка (звуки, слова или предложения) становятся недоступными или не вполне доступ­ными для использования в речи. Однако при любой из форм не бывает изолированного нарушения только звуков речи или толь­ко слов, или только предложений. Не может быть также изоли­рованных нарушений только устной или только письменной речи. Афазия - это системное расстройство речевой функции человека. Только при одной форме афазии главным будет нару­шение звуков речи, а нарушения слов, предложений, письма, чтения будут вытекать из этого первичного дефекта; а при дру­гой - будут страдать прежде всего слова, а все остальные рас­стройства будут являться следствием этого нарушения.

Помимо общих черт, характерных для группы больных с той или иной формой афазии, могут иметь место индивидуаль­ные проявления афазии, которые зависят от характера боль­ного, его образования, профессии, уклада жизни до заболева­ния и т.д. Это необходимо учитывать, имея дело со взрослым больным, личность которого и социальное положение к момен­ту заболевания уже были сформированы.

Наконец, следует иметь в виду, что разные больные, даже с одной и той же формой афазии, могут существенно различать­ся по степени активности, так как мозг разных больных по-разному реагирует на «поломку». У одних больных резко вы­ражено так называемое охранительное торможение: они инер­тны, часто «застревают» на каком-либо действии, не в состоя­нии перейти к следующему. В разное время дня и в разные пе­риоды заболевания степень общей заторможенности таких больных также может быть неодинаковой. У других больных наблюдается суетливость, непоследовательность в поведении. Для обеих групп больных характерна повышенная утомляе­мость, они быстро устают и как бы выключаются из активной

деятельности. Это объясняется тем, что восстановлением энер­гозатрат ведают образования, расположенные в глубинных (верхнестволовых) отделах мозга. Из-за наличия очага пора­жения нарушаются нервные связи, и нейроны коры головно­го мозга испытывают затруднения в восполнении истраченной энергии. Часто родственники таких пациентов считают их ле­нивыми, жалуются на то, что они не прикладывают должных усилий к лечению и обучению. Необходимо предостеречь род­ных больного от подобных поспешных выводов. Наши много­летние наблюдения свидетельствуют о том, что ленивых боль­ных практически не существует. Только в исключительных случаях больные проявляют инертность, связанную с ленью как с чертой характера. Как правило же, недостаточная актив­ность больного - результат либо индивидуальной реакции на болезнь, либо распространения очага поражения в глубокие зоны мозга или в его самые передние лобные области, являю­щиеся главными регуляторами психической деятельности че­ловека. Поэтому, прежде чем упрекать больного в лености, следует выяснить, не является ли такое состояние следствием заболевания, а затем продумать ряд мер по вовлечению его в активную деятельность, по уменьшению истощаемости его внимания и т.д. Установлено, что мышечная активность уве­личивает энергоресурсы мозговых структур, обеспечивающих активность, необходимую для нормального поведения.

Порой так забавно наблюдать за речью иностранцев на русском языке. Они смешно коверкают слова, употребляют странные конструкции и порой выдают просто анекдотические фразочки. Даже если у вас нет заграничных друзей, наверняка такая структура текстов встречалась вам после механического перевода или у маленьких детишек. Если ваш малютка по мере взросления не перерастает эту особенность, либо она замечена у близкого человека, недавно пережившего инсульт – возможно, это афазия. Разберемся, что это такое и поддается ли данная болезнь лечению.

Что это

Афазия – речевые проблемы разной степени сложности (вплоть до полного отсутствия говорения), связанные с некорректной мозговой деятельностью.

Схожие предпосылки имеют:

  • Апраксия, при которой теряется возможность в полной мере управлять своими движениями (часто это одевание-раздевание)
  • Агнозия, препятствующая воспринимать мир зрением, на слух и на ощупь
  • Атаксия – нескоординированность действий.

В общем виде, этиология афазии связана с нарушенной работой отдельных участочков головного мозга. В зависимости от этого ученые и классифицируют заболевание.

Виды

Нейропсихологическая класиификация

В России и постсоветском пространстве прижилась классификация афазий А.Р. Лурии , отечественного нейропсихолога.

Лурия выделяет следующие виды:

  1. Акустико-мнестическая;
  2. Акустико-гностическая, или сенсорная афазия;
  3. Моторная:
    Афферентная моторная афазия
    Эфферентная моторная афазия
    Динамическая афазия

Акустико-мнестическая разновидность возникает при поражении височной области головы. Характерная симптоматика:

Затруднено осмысление быстрой, многопоточной речи (в большой компании людей, шумной обстановке) речи, содержащей длинные предложения, нетипичные фразы.

Сохранена способность:

  • К чтению, с незначительным снижением скорости и качества.
  • Самостоятельному выражению мыслей, в том числе и в письменной форме.

Причины афазии акустико-гностической – повреждения сенсорной речевой зоны.

Этиология афазии акустико-гностической ведет к некорректному фонематическому анализу и синтезу, что приводит к таким последствиям:

  • Проявления аграфии и алексии
  • Говорение спутано, части фонем идут в неверном порядке
  • Слуховое восприятие ограничено или отсутствует.
  • Остальные последствия аналогичны приведенным выше для акустико-мнестической разновидности.

При травмах на стыке темечка, висков и затылка проявляет себя семантическая афазия . Основной симптом при диагнозе «семантическая афазия» – непонимание грамматики, в частности:

  • Пассивного залога (стирается различие между «автор лепит скульптуру» и «автором лепится скульптура»
  • Местоположения, выражаемого предлогами («на столе» и «под столиком» могут стать синонимичными понятиями).

Семантическая афазия, как впрочем и другие, со стороны выглядит как общение с человеком из иноязычной среды.

Эфферентная моторная афазия характеризуется фразой «понимаю-то я все, а сказать не могу ничего»:

  • Сказанное отрывисто и несогласованно по склонениям и падежам
  • Дублирование отдельных кусков, замена их местами
  • Прочитать или написать что-либо чрезвычайно проблематично.

Диагностируется она в низу лобных долей.

Если моторная афазия афферентная, то речь идет о проблемах нижнетеменного отдела. Вытекают отсюда:

  • Затрудненные движения мышцами лица и языка, челюстными
  • Артикуляционные нарушения
  • Дикция нечеткая, смазанная
  • Невозможны простейшие манипуляции губами (надуть, растянуть в широкой улыбке, свернуть в трубочку).

Динамическая афазия связана с некорректной работой лобной доли с левой стороны. Виной тут может стать даже малейшее поражение из-за ЧМТ.

Недуг выдает себя проблемами:

  • С пересказом
  • С конструированием фразы
  • Скудностью словарного запаса
  • С длительными монологами

Неврологическая классификация Вернике-Лихтгейма

Три подгруппы включает в себя классификация афазий по Лихтгейму-Вернике , применяющаяся за рубежом:

  1. Сенсорная, или афазия Вернике (напоминает акустико-гностическую).
  2. Моторная, или афазия Брока (развивается при поражении центра Брока и имеет такие же клинические проявления, как и эфферентная моторная афазия).
  3. Транскортикальная (моторная и сенсорная афазия, то же, что динамическая афазия. Больной с сенсорной афазией отличается от человека с поврежденной зоной Вернике только способностью к повтору фраз за другими).
  4. Проводниковая афазия (характеризуется полным отсутствием этого навыка).
  5. (наблюдается при поражении височно-теменной части головы).
  • Амнестико -семантическая (препятствует запоминанию услышанного).
  • Оптико-мнестическая (страдает опознание вещей – если человеку показать карточку с предметом, он не припомнит название).
  • Акустико-мнестическая (выражается в трудности подбора слов, даче определений).
  1. Сенсомоторная афазия (в худшем случае становится синонимом диагноза «тотальная афазия» – полная утрата коммуникативных возможностей).

Причины

У взрослых:

  • Инсульт
  • Неосторожное оперативное вмешательство
  • Злокачественные опухоли
  • Энцефалит
  • Тромбы и кровоизлияния
  • Болезнь Алцгеймера

Детская афазия, помимо прочего, нередко проявляется из-за:

  • Осложнений после инфекции (например, менингита, гриппа, краснухи)
  • Врожденных генетических отклонений и пороков развития
  • Гипоксической энцефалопатии
  • Родовых травм
  • Алкоголизма, наркомании или никотиновой зависимости непосредственно до или во время беременности

Диагностика и лечение

Диагностика афазии производится в тандеме врача логопеда и невролога.

Афазия у детей выявляется и корректируется следующим набором упражнений:

  • «Смотри, перед нами лежат картинки. Здесь ежик тащит пустую корзину, а тут она доверху забита грибами – расположи-ка картиночки по очереди и попробуй рассказать, какая история здесь приключилась».
  • «Перед нами лежат фрукты: банан, яблоко, апельсин и киви. И есть четыре корзиночки, на каждой из которых наклеено изображение с такими же фруктиками. Разложи-ка все по местам!»
  • «Посмотри-ка! У нас есть послание от волшебника! Только пока оно шло, часть букв вытерлась и смылась дождем – давай вместе попробуем угадать, какие слова потерялись».
  • «Прочитали? Теперь надо написать ответ. Я продиктую, а ты записывай внимательно».
  • «Давай играть в эхо. Я буду произносить что-нибудь, а тебе нужно будет повторить все точно так же».
  • «Я совсем не могу припомнить некоторые фразеологизмы. Сможешь объяснить, что такое «водить за нос»? «Валять дурака»?
  • Задуваем свечки на тортике, сдуваем пушинки с одуванчика, облизываемся, как котенок и цокаем языком, изображая стук лошадиных копыт – это позволит выявить артикуляционные сбои.
  • «Дотянись до носика языком – сможешь? А верхней губой? Отлично, теперь погладь язычком подбородок, чтобы ему не было обидно».

Главное правило: восстановительное обучение не принесет плодов, если не заниматься постоянно.

Восстановление речи при сенсорной афазии и прочих формах, затрудняющих понимание сказанного, может проводиться при помощи вспомогательных материалов – иллюстраций, текстовых подсказок.

В случае с детками вы всегда должны учитывать, что кроха может не выполнять задачки не из упрямства, а лишь потому, что не способен уловить родительскую инструкцию.

Немаловажна и спокойная атмосфера. В стрессовых ситуациях афазики теряются, показывая заметно худшие результаты, чем будучи расслабленными.

В любом возрасте важно получать удовольствие, упражняясь – в противном случае, улучшений ждать не приходится. Лучше сделать перерыв, чем превозмогать и мучиться.

Афазия после инсульта может быть самой разнообразной, в зависимости степени повреждений. Если пострадала одна часть мозга – болезнь называется частичной, к примеру, это афазия Брока. В таком случае, аналогичный набор заданий принесет несомненную пользу.

При более существенных нарушениях вероятна тотальная афазия – человек продолжает соображать, как и раньше, но коммуникация утеряна во всех ее проявлениях (жесты, слова, рисунки, текст). В домашних условиях преодолеть это практически невозможно, лечение афазии после инсульта при полной утрате речи нуждается в надзоре докторов и регулярных стационарных обследованиях.

Помните: афазики всех возрастов очень нуждаются в поддержке родных и друзей. Они вполне сохраняют способность мыслить, просто, к большому сожалению, не вполне способны оформить это в устной форме. Делитесь с больным новостями, смотрите вместе любимые фильмы, гуляйте и веселитесь. Это и отношения сохранит, и поможет. Восстановление речи при афазии – не только монотонные упражнения, но и обычное живое общение.