Введение. Культура древнего китая Этапы мировой художественной культуры древнего китая

Образование, науки, как и культура вообще, немыслимы без культа слова и его образного выражения в письме. В Древнем Китае различают протописьменность в виде кинеграмм и триграмм и иероглифику. Кинеграммы встречаются уже в эпоху неолита в виде изображений кругов, спиралей, зигзагов на керамических изделиях. Создание триграмм традиция приписывает первопредку китайцев Фу-си. Первые иероглифы появляются в иньскую эпоху. Это обозначения «верха» и «низа». Согласно преданиям, иероглифы изобрел Цзан Цзе, советник Хуан-ди. В начале чжоуской эпохи насчитывалось уже 500 знаков. В качестве писчего материала использовались бронзовые таблички. В конце чжоуской эпохи появились книги на бамбуковых планках, соединявшихся в связки. Чернилами служил сок лакового дерева, а ручкой – бамбуковая палочка (би). В циньскую эпоху насчитывалось уже более 3000 иероглифов, и по реформе Цинь Ши-хуанди они были разделены на 250 групп. Писчим материалом был шелк, писали тушью. Во II веке до нашей эры была изобретена бумага. Иероглифика является отражением совершенно иного типа мышления. Иероглиф выступает образным знаком, передающим целостную информацию; он воспринимается правым полушарием головного мозга, отвечающим за образно-ассоциативное восприятие мира. Собственно, китайское письмо, это система иероглифов, сложившаяся в середине II-го тысячелетия до нашей эры. Общее число знаков около 50 тысяч, но в настоящее время в современном языке используется 4-7 тысяч символов. Китайское письмо легло в основу национального письма Японии и Кореи.

Письменность стала основой развития литературы. Уже в чжоускую эпоху различались оды (фу), песни (юэфу), стихи (ши), различные жанры прозы. Своеобразием китайского стихосложения являлась не фонетическая рифма, но искусственная классификация чередующихся и повторяющихся иероглифов. Первым известным поэтическим сводом является «Канон поэзии» («Ши цзин»), созданный в VI веке до н.э. В него вошли 306 лучших песен, отобранных Конфуцием из 3000 собранных им произведений. Среди них представлены песни самых блестящих придворных поэтов и музыкантов, лучшие образцы народного песенного творчества. В III веке до нашей эры был составлен мифо-поэтический «Каталог гор и морей» («Шан хай цзин»), где повествуется о мифических и легендарных героях, крылатых и многоруких людях, псоглавцах и пр. Тогда же возникли «Чуские строфы» («Чу цы»), созданные Цюй Юанем. Здесь также главными персонажами были мифические герои, повествовалось о поисках царства блаженных, о плодах бессмертия.

К чжоуской эпохе восходит возникновение прозы. Самым распространенным жанром был рассказ (сяошо). Могут быть выделены «Жизнеописание Сына Неба Му» и «Старинные предания об императоре У-ди». В ханьскую эпоху зародился театр. В столице возводились специальные арены с местами для зрителей. Ставились представления, в которых участвовали танцоры, акробаты, музыканты. Использовались сложные технические средства, позволявшие напускать на сцену туман, снег, осуществлять «превращения» животных в людей и обратно; устраивались грандиозные представления с бутафорными дворцами, павильонами, колесницами и даже кораблями.

Высокого совершенства достигли пластические искусства. Самой громкой сенсацией века стало открытие в 1974 году в окрестностях города Сиань усыпальницы императора Цинь Ши-хуанди. В ней была обнаружена «глиняная армия» из 7000 воинов, пехотинцев, всадников, колесничих, двигавшихся на марше. Фигуры выполнены в натуральную величину; детально воспроизводились вооружение, аммуниция, индивидуальные черты лица. В чжоускую эпоху существовала фресковая живопись, отвечавшая потребностям погребального культа. В Ханьскую эпоху зародилась светская живопись на проклеенном шелке.

было изобретено книгопечатание ксилографическим методом с помощью гравировальных досок, в одиннадцатом веке был изобретен способ печатания со сменными литерами. Современные китайцы, как и в прежние времена, благоговейно относятся к написанному слову. Считается что в современном китайском языке около 80 тыс. иероглифов, 3,5 тыс. – являются общеупотребимыми, чтобы читать газету необходимо знать около 5 тыс. иероглифов. В старом Китае бумага, тушь, тушечница и кисть назывались четырьмя благородными драгоценностями.

Художественная культура Китая

Китайское искусство достигло своего расцвета уже в III веке до н.э. – III в н.э. В Китае сформировались принципы регулярного градостроительства, дома знати украшались изысканно и пышно. Широко использовались инкрустированные медные зеркала, мебель, украшенная панцирями черепах и лаковыми росписями, всевозможные предметы из резного дерева и камня, музыкальные инструменты.

В этот период времени было построено самое грандиозное сооружение в Китае – Великая китайская стена, длина которой в завершенном варианте составила более 3000 км. Не менее чем этот памятник, впечатляют погребальные склепы китайской знати составлявшие целые комплексы, состоящие из множества комнат. К ним обычно вела «аллея духов» с обеих сторон которой чаще всего стояли статуи крылатых львов. В 1974 г. были осуществлены раскопки гробницы императора Цинь Шихуанди. В ней были обнаружены статуи 6000 воинов с оружием и доспехами, иногда на лошадях или боевых колесницах (III в. до н.э.)

Вместе с буддизмом в Китае появились новые элементы монументального зодчества, началось сооружение пещерных монастырей и многоярусных пагод. Эти сооружения были тесно связаны с ландшафтом. Связь подчеркивалась террасами, галереями, мостами. Красота природы и созданных руками человека зданий составляло гармоническое целое. Китайские ландшафтные парки – особая сторона китайской художественной культуры, которой посвящено множество трактатов.

Художественная культура Китая впитала в себя ценности, связанные с развитием даосизма и конфуцианства.

Даосская традиция сыграла роль популяризация мифологем, которые были положены в основу развития китайского искусства. Модели гора-дерево, вода архетипична для всех видов и жанров китайской художественной культуры: пейзажной лирики, пейзажной живописи, искусства пейзажного сада. Горы воспринимаются как волшебные горы Кунлунь, где обитают даосские божества бессмертия. Природа воспринимается как манифестация универсального Дао, как воплощение вечности и бесконечности круговорота естественных процессов, как олицетворение красоты мира. Все образы китайского искусства могут быть истолкованы в трех смыслах: в архаикомифологическом, даосско-религиозном и философско-эстетическом смысле. Так, например: гора, хребет, одинокая глыба камня, являются синонимами

волшебных гор Кунлунь, воплощением мужского начала мира, воплощением вечности природе; вода в виде реки, ручья, замкнутого водоема является воплощением космического потока Дао, или образом мифических рек, окружающих Кунлунь и делающих ее недоступным для каждого. Ручей – синоним трапинки, восхождение по которому знаменует уход человека от суетного мира и приобщение его к естественности. Замкнутый водоем символизирует нефритовый пруд в горах Кунлунь.

Основным жанром китайской живописи является жанр Шань-шуй «горыводы». Изображался на горизонтальных и вертикально ориентированных слитках, альбомных листах, веерах. Это традиционный китайский пейзаж с изображением гор, рек, водных потоков. Произведения этого жанра выполняют минеральными красками или черной тушью, размывы которой позволяют создавать тонкие градации цвета. Все изобразительные приемы возводятся в степень символа. Следующий традиционный жанр называется Хуа-няо «цветыптицы». Это свободные композиции мотивов цветов, птиц, растений, плодов, насекомых, как бы выхваченных из жизни и размещенных на чистом фоне в сопровождении каллиграфической надписи, дополняющей смысл изображения. Больших успехов достигли китайцы в традиционном жанре Жень-хуа «живописание людей». Изображение делалось на свитках, ширмах, альбомных листах и посвящалось духовной и социальной жизни человека: в основном это были портреты, иллюстративно-назидательная живопись и повествовательнорелигиозная. Жанр происходит от лентообразных погребальных рельефов и росписей I - III века, отражающих идеи конфуцианства. Здесь мы встречаем картины нравов и обычаев, персонажей даосско-буддийского пантеона, парадный и заупокойный портрет. Период расцвета этого жанра падает на VII – XI века.

На одно из первых мест среди всех искусств Китая можно поставить поэзию. Наиболее древним образцом китайской поэзии является «Ши-цзин» (книга песен). Она входит в состав «пятикнижия», в которое кроме нее вошли «Шу-цзин» (книга истории). В ней приводятся беседы мудрецов о сущности государственного правления и факты китайской истории от легендарного правителя Яо до правителей эпохи Чжоу. «И-Цзин» содержит три граммы и гексаграммы, необходимые для предсказания судьбы, «Чунь-цю» (книга весны

и осени) содержит летопись событий, происходивших на родине Конфуция с VIII по V века до н.э.

Черырехкнижие содержит канонические книги «Лунь-юй» (рассуждения

и беседы). Эта книга излагает взгляды Конфуция по вопросам морали, этики и управления государством, к ней примыкает книга «Да-сюэ» (великое учение), где содержатся идеи Конфуция о правилах самоусовершенствовании человека, необходимые для взаимоотношений в государстве и семье; «Чжун-юн» (соблюдение середины) и «Мэн-цзы» по имени философа, последователя Конфуция.

Перечисленные книги входили в базовую систему образования китайцев. Лирическая поэзия в Китае достигла расцвета в IV – III века до н.э.

Сформировались основные литературные жанры: ци – стихи песенного типа, которые создавались как тексты на мелодии; фу – стихотворения в прозе разных размеров, с рифмой или без; сун – оды с кратким и выразительным слогом; сюй – предисловие к стихам и одам; цзацзуань – произведения о поступках человека.

Золотым веком поэзии считается период Тан, во время которого творил поэт, воспевавший красоту и совершенство природы – Ван Вэй.

Заключение

В Азиатско-Тихоокеанском регионе китайская культура является культурной доминантой для стран Дальнего Востока (Корея, Япония и сопредельных стран Юго-Восточной Азии, в первую очередь Вьетнама).

Такая роль Китая проявляется в заимствовании этими странами иероглифической письменности и ведущих идеологических систем Китая, конфуцианства и даосизма. Китай послужил ареалом распространения на Дальнем Востоке буддизма и местом складывания особой по сравнению с индийским вероучением традиции, которая легла в основу корейского и японского буддизма.

Китайская государственность также повлияла на эти страны, на их социально-политическое устройство, которое было создано по образцу Китая и систему их официальной идеологии.

Китай повлиял на общественно-политическую мысль этих стран, их художественную словесность, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Китайские истоки имеют такие феномены как японская чайная церемония и искусство карликового сада.

Культура Древнего Китая является не только одной из самых древних в истории человечества, но и одной из самых уникальных и самобытных. На протяжении пяти тысяч лет она развивалась по собственному пути, вдали от других цивилизаций. Результатом столь продолжительного непрерывного процесса стало богатое культурное наследие, которое представляет большую ценность для мировой культуры.

Развитие культуры Древнего Китая

Культура Древнего Китая имеет богатое прошлое, и началом ее становления считается III век до н. э. Для нее характерно богатство духовных ценностей, а также удивительная стойкость. Несмотря на бесконечные войны, мятежи и разрушения, эта цивилизация смогла сохранить свои идеалы и главные ценности.

Поскольку китайская цивилизация существовала в полной изоляции вплоть до середины I тыс. до н. э., ее культура приобрела ряд уникальных черт, которые впоследствии только укрепили свои позиции.

К особенностям культуры Древнего Китая следует отнести:

  • Прагматизм. Наибольшее значение имеют ценности реальной земной жизни.
  • Большая приверженность традициям.
  • Обожествление и поэтизация природы. Центральным божеством выступало Небо, в большом почете находились горы и воды, которым китайцы поклонялись с древнейших времен.

Рис. 1. Природа в искусстве Древнего Китая.

Поклонение силам природы нашло свое отражение в искусстве Древнего Китая. Так в стране возникло и нашло широкое распространение пейзажное направление в живописи, архитектуре, литературе. Только для китайской культуры характерно столь глубокое эстетическое проникновение в мир природы.

Письменность и литература

Письменность Древнего Китая можно смело назвать уникальной. В отличие от алфавитной системы, каждый знак - иероглиф - имеет собственное значение, и число иероглифов достигает несколько десятков тысяч. Кроме того, древнекитайская письменность является самой древней, за исключением наскальных рисунков.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Первоначально тексты писались на деревянных дощечках тонкими бамбуковыми палочками. На смену им пришли мягкие кисти и шелковая ткань, а затем и бумага - важнейшее изобретение Древнего Китая. С этого момента письменность перешла на новый этап развития.

Рис. 2. Древнекитайская письменность.

Художественная литература была в большом почете, и наибольшую ценность представляли исторические и философские труды. Настоящей сокровищницей древнекитайской поэзии стал сборник «Шицзин», включающий 305 поэтических произведений.

Архитектура и живопись

Отличительной особенностью архитектуры в Древнем Китае является сложность строений. В то время как многие древние народы возводили бесхитростные одноэтажные строения, китайцы уже в I тыс. до н. э. умели строить двух- и трехэтажные здания, требовавшие определенных математических знаний. Крыши покрывали черепицей. Каждое строение украшалось деревянными и металлическими дощечками с символами процветания, здоровья и богатства.

Многие древние архитектурные строения имели общую черту - приподнятые уголки крыши, благодаря чему кровля визуально выглядела прогнутой вниз.

Большое внимание в Древнем Китае уделялось строительству монастырей, тщательно вырубленных в скалах, и многоярусных башен - пагод. Самой знаменитой является семиэтажная пагода Диких гусей, высота которой достигает 60 метров.

Рис. 3. Монастыри, вырубленные в скалах.

Вся живопись Древнего Китая, равно как и другие виды искусства, пронизана восхищением красотой природы и гармонией Вселенной, она наполнена созерцанием и символизмом.

В китайской живописи большой популярностью пользовались жанры «цветы-птицы», «люди», «горы-воды», которые на протяжении многих лет не теряли своей актуальности. Каждый изображенный предмет нес в себе определенный смысл. Например, сосна символизировала долголетие, бамбук - стойкость, а аист - одиночество.

Что мы узнали?

При изучении темы «Культура Древнего Китая» мы узнали, какие факторы повлияли на развитие самобытной и уникальной древнекитайской культуры. Узнав кратко о культуре Древнего Китая, мы определили характерные черты архитектуры, письменности, живописи, литературы.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 475.

Культура Древнего Китая берет свое начало в глубине веков. Китайские надписи, сделанные в глубокой древности помогают увидеть более четкую картину возникновения иероглифической письменности Китая, его культуры и обычаев.

Благодаря дошедшим до нашего времени источникам, в большинстве своем - произведения литературной классики древнего Китая, мы можем наблюдать процесс зарождения и дальнейшего становления религии, философии и появление первых древнейших социально-политических систем. Процесс этот наблюдается в продолжение тысячелетия.

Китайские скульпторы очень точно лепили фигуры людей и животных из обожжённой глины, камня, бронзы и дерева.

Художественная культура Древнего Китая основывалась на духовных ценностях даосизма и конфуцианства. Единение с природой, устремление к духовному совершенству, нахождение гармонии в каждом природном явлении – сформировали неповторимое эстетическое сознание. Идея гармонии человека и природы наблюдается во всем китайском искусстве, начиная с каллиграфии и кончая живописью , которая является наивысшим достижением искусства Древнего Китая, а особенно живопись на свитках.

Литература

Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI-VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в «Шицзин».

«Шицзин» - подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам («Нравы царств», «Малые оды»,

«Великие оды» и «Гимны»). Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел «Шицзина», поражают своей искренностью и задушевностью. Иные стилистические особенности у произведений, включенных во второй и третий раздел. Это в большинстве своем авторские стихотворения, основные темы которых - служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения. В четвертом разделе собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого.

Традиции «Шицзина» были унаследованы авторами поэтических произведений IV в. до н. э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах, по форме напоминающих барабаны, отчего и надписи на них получили наименование «текстов на каменных барабанах».

Эпоха Чжаньго была временем стремительного взлета древнекитайской культуры. В IV в. до н. э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого живо отразились противоречия современного ему общества. Образная сила поэтического дара Цюй Юаня, выразительность его стиха и совершенство формы ставят этого поэта в число ярких талантов древности.

Народная поэзия питала и творчество ханьских поэтов. Произведения наиболее известного из них - Сыма Сянжу - были включены Сыма Цянем в жизнеописание этого поэта. Дошли до нас и стихотворения, приписываемые самому Сыма Цяню, хотя вопрос об их авторстве продолжает оставаться спорным.

Скульптура

Каменные скульптуры создавались для олицетворения власти и могущества китайских императоров и дворцовой знати. Они обычно устанавливались перед императорскими могилами и представляли собой некие памятники. Такой вид скульптуры зародился еще во времена "Воюющих царств". В эпоху Хань и Южной династии он получает большое развитие во времена династии Тан и Сун, формируется система создания каменных скульптур согласно рангу усопшего. Так было вплоть до последних дней династии Мин и Цин.

Каменные скульптуры в гробнице генерала Хо Цюбина представляют собой шедевры скульптурного искусства Китая раннего периода. Хо Цюбин - знаменитый генерал времен династии Хань. Его захоронили рядом с императором Уди. Могила была построена наподобие горы Циляньшань и на могиле было установлено 9 каменных скульптур, чтобы увековечить военные заслуги выдающегося генерала. Все они были изваяны из цельного камня. Центральной фигурой является фигура коня, под копытами которого лежит воин - сюнну с покорным выражением лица.

Священные львы у могилы императора Сяоцзин представляют образец каменных скульптур времен Южных династии. Эти два грозных льва почти в три метра высотой. Высоко подняв голову, с широко раскрытой пастью, выставив одну лапу вперед - лев являет собой олицетворение власти и могущества.

В гробнице Танского императора Ли Шимина имеется барельеф с фигурами 6 боевых коней. Они изображены в разных позах, среди них выделяется один конь известный как Цзинлуци. Скульптура изображает коня, терпеливо переносящую боль, когда у него из бока вынимают стрелу.

Во времена династии Хань на внутренних стенах и над дверями гробниц, храмов, появляются плиты и кирпичи с рельефным украшением. Это были барельефные украшения или узоры, нарисованные линиями. Их еще называли выпуклой настенной живописью. Они лучше и дольше сохранялись по сравнению с нарисованными настенными картинами. На таких плитах обычно изображались мудрые императоры, верные сановники, учтивые сыновья, отважные воины и добродетельные женщины. Например, портреты Конфуция и его 72 учеников. На плитах изображались целые легенды, рассказывающие, например, о древних правителях Яо и Шуй, о целомудренных женах, до смерти сохраняющих верность умершим мужьям. На них также можно было увидеть охотничьи сцены, пиры и разные цирковые представления и даже комнаты императорских кухонь. Эти художественные плиты представляют собой одну из ярких страниц в истории развития китайской скульптуры. Плиты изготовлялись в различных местах и поэтому весьма отличались по своему художественному стилю. Плиты провинции Шаньдун были простыми по рисунку и громоздкими, плиты провинции Хэнань-отличались мужественностью художественных образов и лаконичностью линий, провинции Сычуань-были изящными и миниатюрными, провинции Шаньси-были более простыми по орнаменту.

Каменные пещеры Китая представляли одно из направлений буддийского искусства. В древности они обычно выдалбливались в горах. Это искусство зародилось в Индии. В Китай оно проникло во период династий Вэй и Цзин и Северных и южных династий и по мере своего развития оформилось в особое направление китайского скульптурного искусства. В Китае таких каменных пещер насчитывается около 120. Среди них самыми знаменитыми являются Юньганские пещеры в провинции Шэньси, Лунмэнские пещеры в провинции Хэнань и Дунхуанские пещеры Могаоку в провинции Ганьсу. Их называют тремя сокровищами искусства каменного изваяния Китая.

Юньганские и Лунмэнские пещеры являются самыми ранними и отличаются многочисленностью изваяний и высокой художественностью произведений. В пещерах Могаоку, находящихся в районе пустыни, скульптурные изваяния в большинстве своем сделаны из глины и разукрашены разноцветными красками. В Юньганских пещерах всего 53 пещера. В них имеется более 51 тысячи статуй, самая большая из которых достигает 17 метров высоты. Эти скульптуры отличаются цельным пластическим образом, детали разработаны более четко. В произведениях раннего периода заметны следы влияния индийского искусства. Весьма примечательна 14-ти метровая статуя Будды Шэкьямуни в 20 пещере. Ее лицо божественно, наполнено нежностью и добротой.

Лунмэнские пещеры находятся в пределах провинции Хэнань у города Лоянь на берегах реки Ишуй. Эти пещеры очень глубокие. В них вырезаны более 2100 каменных ниш и киот, более ста тысяч скульптурных фигур и барельефов, несколько десятков буддийских ступ, более 3600 каменных стел и плит с разными надписями. Изваяния Будды и Бодисатвы, облаченные в ханьские одежды, отличаются стройностью фигуры и красотой лица, овеяны безмятежностью и бесстрастностью. В известном буддийском храме Фэнсянь периода Танской династии есть одна большая статуя Будды высотой в 17 метров. Черты ее лица уже полностью китайские. Веки ее полураскрыты, на плечах накинута буддийская ряса, уголки губ чуть подняты, лицо, словно полная луна. Она дышит спокойствием и бесстрастностью. Рядом две высокие 13-метровые Бодисатвы, со спокойными, улыбающимися лицами. Вся их осанка говорит, что это китайские женщины. Другие бодисатвы своими образами напоминают китайских монахов и военных.
Дуньхуанские пещеры находятся в провинции Ганьсу, в Хэсийском коридоре.

Проникновение буддизма в Китай шло имен по Шелковому пути. В 366 году в этих местах начали появляться каменные пещеры с буддийскими изваяниями. Среди них особенно выделяются пещеры Могаоку. Сегодня здесь насчитывается более 2000 цветных скульптур, созданных на буддийские сюжеты. По этим работам можно видеть постепенное освобождение скульптурных произведений из-под влияния индийской культуры и обретение ими подлинного национального китайского стиля. Скульптуры очень жизненны, они больше напоминают живых людей, чем небесные божества. Изваяны они в самых разных позах, с разными выражениями лица, удивительно живописны складки их одежды.

Цветные буддийские скульптуры династии Ляо в монастыре Сяхуаянь у города Датун представляют собой еще один шедевр буддийского искусства Китая. Монастырь был построен в 1038 году. В нем имеется три большие Будды и более ста тысяч разных бодисатв, монахов. Их тела имеют правильные пропорции, позы очень выразительны, лица одухотворенные и созерцательные. В Китае известен еще буддийский храм "Шуанлинси" в провинции Шаньси, славящийся своими цветными буддийскими изваяниями. Храм был построен раньше Сяхуаяньсы, но в годы войн, он был сильно разрушен и ныне большая сохранившаяся часть представляет собой работы династии Мин. В храме 10 павильонов, в них более 2000 скульптур и он по праву считается самым богатым по количеству буддийских изваяний в Китае.

Доисторический Китай

Керамика Яншао

Китайцы изготавливали шёлк из коконов шелковичных червей. Ткани, сотканные из него, были красивы, прочны и легки.

Росписи на стенах на бумаге и на шелке

Буддийский комплекс Майцзишань малоизвестен. Он расположен в провинции Ганьсу, на северо-западе Китая. Это поразительный архитектурный комплекс, высеченный из скалы. Майцзишань имеет 7000 буддийских скульптур и почти 1000 квадратных метров росписи.

Майцзишань находится всего в нескольких милях к югу от Великого шелкового пути. Многие монахи предпочитали остаться в этих гротах и работать там.

Одни из самых ранних письменных отчетов об этом месте встречаются в биографиях двух монахов: Танхонга и Хуангао, которые медитировали там вместе со своими учениками.

Сосуд типа гу.

В узоре бронзовых сосудов периода Шан (Инь) на фоне очень мелких, тонких линий выделяется более выпуклый орнамент, из которого резко выступают сделанные в высоком рельефе фигуры и головы животных. Расположение узора на поверхности при удивительной сложности, динамичности рисунка всегда строго симметрично и соответствует структурным особенностям сосуда. В это время уже выработались канонизированные иконографические приемы изображения определенных символов и представлений, которыми мастер пользовался при создании любого произведения искусства, подчас применяя их только в декоративных целях.

Белый керамический сосуд из Аньяна. Период Шан (Инь). 2 тыс. до н. э. Вашингтон.

Большим своеобразием отличаются белые керамические сосуды, осколки которых в большом количестве найдены близ Аньяна. Целых сосудов обнаружено немного. Для белой керамики характерен тонкий черепок, чуть желтоватый на поверхности и на изломе. Формы очень разнообразны и отличаются от бронзы большей гладкостью, округлостью и мягкостью. Белая керамика изготовлялась из каолиновой глины, покрывалась штампованным узором и обжигалась в специальных печах при температуре свыше 1000°. Узор поправлялся после обжига бронзовыми инструментами. Характер орнамента близок к бронзе, но на керамических сосудах он более плоский, менее динамичный. В нем преобладает геометрическая линейность. Белая керамика красива совершенством четкого орнамента, сочетающегося с такой же четкостью и ясностью форм сосудов.

В целом памятники искусства периода Шан (Инь) свидетельствуют о высоком для своего времени художественном мастерстве и о сложении своеобразного орнаментального стиля, традиции которого получили дальнейшее развитие в последующий период истории Китая, носящий название Чжоу, по имени племени, завоевавшего государство Шан (Инь) в 12 в. до н.э.

Нефритовая пряжка.

Изделия из бронзы

Император Фу Си со своей женой Богиней Нюйва, древнее изображение, обнаруженное в 2005 г

Китайская философия

Трон с драконами

Декоративное искусство

Из сохранившихся книг самой древней книгой на бамбуковых планках является «Учение о срединном пути» («Ужуньюн«, 3 в.до н.э.). Это третья книга конфуцианского «Четырехкнижия».

Китайцы постоянно искали новый писчий материал, т.к. бамбуковые книги имели описанные выше недостатки. В V - IV вв. до н.э. для этих целей стали использовать ткань. В основном шелк. Но и тут были свои минусы, т.к. шелк был крайне дорогим удовольствием. Есть версия, что в 105 г. н.э. одному из придворных по имени Тоай Лунь по поручению императора удалось сделать великое открытие нового писчего материала - бумаги . Он изучил опыт предшественников и решил продолжить эксперименты. Для достижения поставленной цели Тоай Лунь провел более сотни опытов, в результате которых был найден способ получения бумаги из тутового дерева, конопляного волокна, древесной коры, ветхих тканей и изорванных рыболовных сетей. Все это натиралось на терке, помещалось в огромные котлы и заливалось водой. Полученную смесь тщательно разминали и очень долго варили на медленном огне. Далее массу черпали небольшими порциями и размазывали по специальному ситу. В результате вода стекала, а на сетке оставался влажный лист бумаги, который снимали и помещали между гладкими каменными плитами для окончательной просушки. Так родилась бумага . Это было одним из самых великих открытий человечества.

В IV в. н.э. в конце правления династии Цзынь был издан императорский указ о переходе на бумагу. Писали деревянными палочками, которые обмакивали в черный лак, приготовленный из древесного сока.

Книги Древнего Китая были очень разнообразными по своему содержанию. Например, книга «Нун Шу» (VI в., автор Чэнь Фу) являла собой трактаты по земледелию, скотоводству и шелководству, а книга «Суждения, раскрывающие сущность» представляла собой историческое повествование и хроники правящих династий. Всего до наших дней сохранилось около 40 названий трактатов: «Записки о поисках духов«, «Новые изложения рассказов, в свете ходящих» (V в., автор Лю Ицин), «Книга этикета» («Лицзи«), сборники стихов разных поэтов того времени (Цзо Сы Линьюн, Се Тяо, Юй Синя и др.), каноническая конфуцианская книга «Беседы о суждениях» в виде философских бесед учителя Конфуция со своими учениками.

В Древнем Китае были созданы специальные книгохранилища. Там книги переписывались, по ним составлялись библиографические пособия и каталоги. Уже в те далекие времена исследовательская работа книг и критика произведений изучались в специальных школах, как отдельные предметы.

По началу книги собирались во дворцах правителей. Позже стали появляться библиотеки. Есть мнение, что императорским библиотекарем был знаменитый мыслитель Лао Цзы (VI - V вв. до н.э.).

Но были и печальные моменты в истории книг Китая. Например, в годы правления император Цинь Шихуанди, объединивший Китай в 221 г. до н.э., приказал найти и сжечь все книги кроме посвященных теме династии Цинь. Исключенными из списков на уничтожение попали книги по медицине, гаданию и издания сельскохозяйственной тематики. Очень много было истреблено литературных произведений предыдущих веков. Но к счастью под страхом смерти некоторые книги были спасены и спрятаны в тайниках, вывезены в пещеры. А в 140 - 87 гг. до н.э. император У-Ди приказал разыскать утерянные книги и скомплектовать ими его императорскую библиотеку. Для работы в своей библиотеке У-Ди пригласил ученых, историков, писателей и критиков. Ими был составлен первый в истории Китая каталог.

Так же следует отметить, что в Китае после изобретения бумаги появились новые типы книг в форме свитков, ширмы или блока. В V в. н.э. книжные издания преобладали над всеми другими типами книг. Книги активно переписывались, началось их коллекционирование. Особенно хорошо эта тенденция прослеживалась в буддийских храмах. Монахи, доблестно служа, создали множество книжных тайников, которые не найдены по сей день. В 1900 г. в пещерном городе «Тысяча пещер Будды» один из таких тайников был случайно обнаружен учеными. Найденная коллекция насчитывала 25 тысяч книг V - X вв. К сожалению этот тайник был разграблен. На протяжении 9 лет книги собирались по крохам и были возвращены в Китай. Но вернулось из найденных 25 тыс. лишь 10 тыс. свитков, которые на сегодня хранятся в Пекинской государственной библиотеке. Это единственная полная коллекция книг в мире эпохи расцвета феодализма. Здесь представлены буддийские и конфуцианские канонические трактаты, календари, всевозможные карты, книги по медицине и сельскому хозяйству, сборники песен и стихов, книги по гаданию и заговорам, официальные документы и т.д. Не все из представленных книг на китайской языке. В коллекцию вошли издания на языках народов Тибета и Хорезма, на санскрите (древнеиндийский язык) и даже на древнееврейском. Одним из самых ценных изданий знаменитая «Алмазная сутра«, которая вошла в группу самых первых печатных книг (Представлена на рисунке ниже)

Самые крупные административные подразделения страны – это восемнадцать провинций, как то: Шаньдун, Бэйчжили (или Чжили), Шаньси и Шэньси на севере; Гуандун и Гуанси на юге; Чжэцзян, Фуцзянь и Цзянсу на востоке; Ганьсу, Сычуань и Юньнань; Аньхой, Цзян-си, Хунань, Хубэй, Хэнань и Гуйчжоу – центральные провинции.

Самая большая из этих провинций – Сычуань, самая маленькая – Чжэцзян. Из-за своего почти тропического расположения Гуандун – одна из наиболее плодородных. Каждая провинция подразделяется на пу, уезды или округа, а также области. Пу, столица которого – рыночный город, состоит из нескольких городков и деревень; уезд или округ, столицей которого является укрепленный город, состоит из нескольких пу. Области ее состоят из нескольких уездов, столица окружена городской стеной. Провинция состоит из нескольких областей, столица ее тоже укрепленный город. В восемнадцати провинциях собственно Китая четыре тысячи укрепленных городов, причем столица страны – Пекин (несмотря на то что это императорский город и местопребывание центрального правительства, он, пожалуй, самое грязное место из всех, где я когда-либо бывал). Следующие за столицей по значимости города, хотя и намного превосходящие ее во всех прочих отношениях, – Нанкин, Сучжоу, Ханчжоу и Кантон (Гуанчжоу). Рыночные города и деревни этой обширной империи также очень многочисленны.

Высота стен, которыми обнесены столицы каждого округа, области и провинции, составляет от тридцати до пятидесяти или шестидесяти футов {4} . Стена, окружающая Пекин, с виду самая внушительная. Однако стены китайских городов вообще нередко бывают величественными строениями. Они замечательны и своей протяженностью, и монументальностью. Ширина их позволяет проехать двум повозкам одновременно.

Культура Саньсиндуй. Подсвечники в форме мирровых деревьев, олицетворявших Дерево Духов.

Под улицами китайских городов проложены трубы, в которые дождевая влага просачивается через щели между гранитными плитами. Если улица вымощена булыжником, по обеим ее сторонам устроены канавы или арыки. Но они такие узкие, что оказываются или почти, или вовсе бесполезными. Так что канавы эти превращаются в грязные лужи, откуда в летние месяцы распространяется жуткий смрад. Улицы Пекина вымощены щебнем, или же им полагается быть таковыми. Их середина значительно поднята, так что дождевая вода беспрепятственно стекает в трубы, проложенные по обе стороны улицы. Однако улицы, не выложенные щебенкой, в дождливый сезон довольно-таки грязны. Летом они покрыты таким слоем пыли, что проход по ним становится не особенно приятным. Вечером там стоит совершенно нестерпимый смрад, потому что в это время трубы открыты, а стоячую воду из них вычерпывают и разбрызгивают повсюду, чтобы прибить пыль. Улицам в китайских городах обычно дают звучные названия: улица Золотой прибыли, улицы Доброты и любви, Вечной любви, Долголетия, Сотни внуков, Тысячи внуков, улицы Приветствующих драконов, Несущегося дракона, Отдыхающего дракона, Свежих ветров, Тысячи блаженств, Тысячекратного спокойствия, Пяти удач, Десяти тысяч удач, а также улицы Девятикратного блеска, Накопленной доброты. Другие улицы называются просто по порядковым номерам – например, Первая улица, Вторая улица, Третья и так далее.

культура Луншань

культура Луншань

культура Луньшан

письменность

Чжоуская бронза

Чжоуская бронза. Кубок Цзюэ

Литература Китая

На земле Китая, отрезанного от остального мира горами, степями и пустынями Центральной Азии, зародилась одна из древнейших культур. Около V тыс. до н.э. в долинах рек Хуанхэ, Янцзы, Вэй, Ханьшуй появились поселения земледельцев, обнесенные рвами и окруженные стенами из утрамбованной глины. Здесь же сложились основные типы керамических изделий, выполненных вручную и на гончарном круге. Сосуды для древних китайцев - они называли себя шан, хуа и чжоу - имели не только практический смысл, но являлись также своеобразным сводом знаний об окружающем мире. В их росписях, где преобладали геометрические рисунки, различные по величине ромбы, круги и зигзаги, угадывались начертания солнца, гор, луны, рек, деревьев. В этих рисунках лежат истоки древней китайской пиктографии. По месту первых находок археологи назвали этот ранний этап периодом яншао (IV-III тыс. до н.э.). Однако недавно была обнаружена еще более древняя культура хуншань.

К концу III тыс. до н.э. появились сосуды луншань, выполненные в форме треножников, кубков, разнообразных кувшинов. В этот же период сформировались основные мифологические представления древних китайцев, для которых природа являлась объектом религиозного поклонения, а общение с ней превратилось в сложную эстетическую систему. Древние китайцы верили, что на небо можно взобраться по небесным лестницам, что в центре мира находится гора в форме дворца. Солнце представлялось им в виде 10 золотых воронов-детей Сихэ, живущих на дереве фусаи, а весь мир возник от двух божеств - Нюйвы и Пань-гу, которые появились на свет в процессе отделения неба от земли. Полуженщина-полузмея Нюйва считалась прародительницей мира вещей и людей, вылепленных ею из глины и лёсса.

Постепенно, по мере освоения природы, у древних китайцев сформировались представления о культурных героях: человеко-птице Фу-си, Суй-жене и др. Все культурные герои занимались изготовлением ритуальных сосудов и музыкальных инструментов. Кроме того, они являлись первопредками различных племен.

По-видимому, в районе крупных рек сложились мифы о потопе, главными героями которых были Гунь, боровшийся с водной стихией с помощью саморастущей земли, и его сын Юй, прорывший канавы и избавивший землю от нечисти.

Позже возникли представления о пяти мифических государях, владеющих пятью царствами: центром, востоком, западом, севером, югом. Каждому правителю соответствовало определенное время года, цвет, созвездие, животное, часть тела, оружие, а также один из пяти первоэлементов (огонь, вода, дерево, металл, земля).

Древние китайцы верили, что их жизнь полностью зависит от покровительства умерших предков, похороненных в подземных камерах. У входа в них стояли приземистые статуи полулюдей-полухищников, оберегавшие от злых духов. Любой из предметов, положенных в гробницу, имел магический смысл. Для жертвенных возлияний духам-покровителям использовались различные по форме и по объему сосуды, являвшиеся частью ритуального обряда. Но в то же время они отражали сложившиеся в шан-иньский период (II тыс. до н. э.) представления о грозных силах Вселенной. К концу шан-иньского периода усложняется система орнамента: на фоне разнообразных магических знаков появляются головы реальных и мифических животных и др. Ритуальные сосуды украшаются плавниками, чешуей, колючими зубьями. Узорчатые ребра разделяют их на четыре части - четыре страны света, олицетворяющие небо, горы, землю и воду.

В шан-иньский же период была разработана техника бронзового литья и появились первые города с дворцовыми комплексами (дворцы Аньяна, Эрлитоу, Паньлуна).

Большой интерес представляют письменные памятники шан-иньского периода, найденные в архиве Иньского оракула при раскопках древней столицы Иньского царства. Это гадательные надписи на костях животных, панцирях черепах, бамбуковых планках.

К концу II тыс. до н.э. государство Чжоу одержало победу над государством Шан (Инь).

Процесс перерастания племенных союзов в царство Чжоу - «золотой век» китайской истории - подробно освещен в «Чжоу ли» («Законах Чжоу »).

Начальный этап Чжоуского царства нашел отражение в разнообразных манифестах, указах, декларациях, объединенных в произведении «Хун фэнь» («Великий закон об управлении»). В различных статьях «Великого закона» излагаются основы бытия - пять элементов «стихии» материальной природы (вода, огонь, дерево, металл, земля) и основы нравственного поведения - «пять дел» (как держать себя, как говорить, как видеть, как слышать и как думать).

Жизнь людей чжоуской эпохи отражена в литературных произведениях XI-IX вв. до н.э.- «Дагао», своде исторических преданий «Шу цзине» и в книге песен «Ши цзине», в которых реальные события переплетаются с тем, что было создано исторической фантазией древних. В период Чжоу продолжалось совершенствование техники бронзового литья и городское строительство. Другим источником сведений об этой эпохе являются гао - обращения и эдикты, возникшие в XII в. до н. э., самым древним из которых был эдикт Пань-гэн. В чжоуский период было создано «Да Гао» - «Великое обращение», содержавшее призыв обуздать мятежников, который не был услышан, и в VIII в. до н. э. Западное Чжоу распалось на ряд самостоятельных государств, давших начало периоду «многоцарствия» - «Ле го».

Наиболее крупными городами-государствами «Поднебесной вселенной» - Чжуньго - были царства Ци, У, Чу, Цинь и Юэ. Каждое из царств имело своеобразную местную культуру, нашедшую отражение в летописном своде «Чунь цю» - «Весны и лета». Своеобразным комментарием к летописи является «Цзо чжуань» - погодный свод разных царств с 727 по 467 г. до н. э. О порядках, установленных в VII-VI вв. до н. э., рассказывает памятник «Гуань-цзы».

Проблемы войны и мира освещаются в памятнике конца VI в. до н. э. «Сюнь-цзы». В период Ле го появляются бронзовые орудия труда и бронзовое оружие: мечи, щиты, броня. Небольшие города стали обносить крепостными стенами. Царские резиденции состояли из трех дворов, расположенных по оси север - юг. Все строения имели форму квадрата или прямоугольника с двускатной кровлей и высоким цоколем, объединяющим весь комплекс зданий в единое целое. В северной части центрального двора находился своеобразный алтарь, на котором совершались ритуальные действия. На востоке располагался храм предков, а в западной части центрального двора, олицетворяющего центр мироздания,- алтарь бога земли. В южной части двора жили ремесленники и обслуживающий резиденцию персонал.

Конец периода Ле го отмечен открытиями в области астрономии: было зарегистрировано появление кометы Галлея и создан лунно-солнечный календарь (VII в. до н.э.).

Большие преобразования в культуре Древнего Китая связаны с периодом Чжаньго («Воюющих царств», V-III вв. до н.э.). Эпоху Чжаньго называли в Древнем Китае эпохой «соперничества ста школ ». И не случайно: это было время, когда на городских площадях, на улицах, в домах знати спорили о различных проблемах бытия, когда возникли первые философские системы - конфуцианство, даосизм, моизм и др.

Сдвиги в хозяйственной жизни, изменение представлений о мире обусловили перемены в характере образного мышления людей эпохи Чжаньго. В этот период бронзовые сосуды теряют магический смысл, используются в повседневной жизни, украшаются драгоценными камнями и металлами, расписываются сценами сражений и охоты. В рисунках появляется новый мотив - вихревые завитки облаков. Самостоятельным видом искусства становится живопись.

Дальнейшее развитие получает письменность. Культурным центром «Семи Воюющих царств» становится столица царства Ци Линьцзы. Здесь возникла Академия Цзися и «наука Цзися» («у ворот Цзи»), в которой представлены все основные течения общественной мысли V-III вв. до н. э.

В царстве Ци появляются и первые произведения индивидуального творчества, связанные с именами Цюй Юаня и Сун Юя. Цюй Юань (340-278 до н.э.) - автор поэмы «Лисао», направленной против царских сановников, и «Девяти песен», обращенных к различным божествам. Цюй Юань ввел в китайскую литературу шестистопный размер с цезурой после третьей стопы и с рифмой, падающей на четные стихи. Сун Юй (290-223 до н. э.) был автором од, воспевших любовь и женскую красоту.

Развитие китайской общественной мысли эпохи Чжаньго завершает творчество Хань Фэя. Он автор талантливого публицистического произведения «Хань Фэй цзы», в котором рассуждает о человеческом эгоизме как основном регуляторе поведения людей.

В результате реформ, проведенных главнокомандующим Шан Яном, царство Цинь превратилось в могущественную военную державу, завоевавшую в 221 г. до н. э. последнее самостоятельное царство Ци. Циньский царь Ин Чжэн отказался от древнего титула чжоуских ванов «Сын Неба», заменив его на титул хуан-ди - император, став таким образом «Первым императором Цинь» - Цинь Ши хуанди. Его правление было ознаменовано введением карательных мер, обращением в рабство всех членов семьи преступника в трех поколениях, огромными кострами, на которых сжигались неугодные книги, а также указами, запрещающими критику правительства.

Но в то же время шло грандиозное строительство храмов и дворцов, в 214 г. до н. э. началось сооружение Великой Китайской стены, возник Великий шелковый путь. Была упрощена система иероглифов, легшая в основу позднейшей китайской письменности. До наших дней дошла циньская монументальная архитектура, обнаруженная в гробнице императора Цинь Ши хуанди. Он похоронен вместе со своим братом и женой. В гробницу были опущены изображения 3 тысяч пехотинцев и всадников, выполненные в натуральную величину.

После смерти императора вспыхнули антициньские мятежи и восстания, результатом которых стало свержение династии цинь. Вождь восставших Лю Бан провозгласил себя императором, сохранив систему централизованного бюрократического управления, и положил начало новой - Ханьской династии.

Ведущей идеологией этой эпохи становится реформированное конфуцианство, определяющее все функции государственных учреждений и нормы поведения людей. Культ Конфуция существовал наряду с культом предков и с культом императора, которого китайцы наделяли сверхъестественной силой.

Расцвет художественной культуры Ханьской империи падает на годы правления императора У-ди (140-87 до н. э.). В 136 г. до н. э. была создана первая высшая школа в Китае - Тайсюэ (университет), где велось обучение по «пяти классическим книгам»: «Шуцзин», «Шицзин», «Ицзин», «Лицзи», «Чунь цю». Около 120 г. до н. э. основана «Юзфу» (Музыкальная палата). В области письменной литературы получает широкое развитие историческая проза. Это «Исторические записки» («Ши цзи») Сыма Цяня, в которых рассказывается история Китая и его ближайших соседей от древнейших времен до конца правления У-ди. В духе конфуцианства выдержана «История династии Хань», составленная Бань-Гу.

В период династии Хань высокого подъема достигает наука.

Мощь централизованной ханьской державы находит отражение в зодчестве и изобразительном искусстве.

Итак, в древний период был заложен фундамент последующей культуры Китая, что обеспечило ее жизнестойкость, интенсивность, способность переплавлять в себе все внешние воздействия.

женские одежды разных династий

Период Чжоу

Период Чжоу

императорская одежда

парадный портрет придворного

керамика Китая

Китайская живопись

Прикладное искусство

Китайская живопись

Лаковое блюдо из Чанша. Период Чжаньго. 5-3 вв. до н. э.

Западное Чжоу (1046-771 до н.э.) Это архетипическое время для китайской культуры и государственности. Та самая эпоха на которую ориентировался как на образец Конфуций. В искусстве Чжоу много от "нагуального" искусства эпохи Шан (видимо, оно во многом и создавалось пленными шанскими мастерами). Но эта первая эпоха про которою можно с уверенностью сказать, что государство и культура были именно китайскими.
(Подробнее на:

Западное Чжоу (1046-771 до н.э.) Это архетипическое время для китайской культуры и государственности. Та самая эпоха на которую ориентировался как на образец Конфуций. В искусстве Чжоу много от "нагуального" искусства эпохи Шан (видимо, оно во многом и создавалось пленными шанскими мастерами). Но эта первая эпоха про которою можно с уверенностью сказать, что государство и культура были именно китайскими.

Шкатулка

Эпоха Сражающихся царств (Чжаньго). 5-3 вв. до н.э. китайская культура достигает максимального разнообразия. множеств философских школ, конкурирущих политических систем и идеологий. Мэн-цзы, Мо-цзы, Чжуанцзы.

вешалки или ручки

происходят контакты с хунну и появляются соответствующие артефакты звериного стиля.

Хань. (Западная и Восточная). 206 до н.э. - 220 н.э. Это вторая "архетипическая эпоха", игравшая в истории Китая туже роль, что Римская империя на Западе. Если Цинь Ши-хуанди стремился истребить конфуцианство, то теперь оно становится государственной идеологий.

обратите внимание на седло носорога

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности художественной культуры Древнего Китая

Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок, дерево, животное - позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности - каллиграфическим надписям - придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания. культура гармония китай

Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр "птицы и цветы". Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.

В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна - это символ долголетия, бамбук - стойкости и счастья, аист - одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей - вытянутый свиток - помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красотой и работой мастера. Наверное, поэтому красота китайских пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику.

Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами. Но даже в таких условиях развитие культуры получает дальнейшее развитие.

Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов, возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись; образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии, расширении внешних сношений.

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

Скульптура Древнего Китая

Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Она связана с погребальной культурой китайцев.

Вместе с буддизмом в Китай пришло не только строительство многоэтажных пагод и скальных храмов, но и искусство монументальной скульптуры, В комплексах Лунмэня, Юньгана и Дуньхуана органической частью архитектуры явились фрески, барельефы и особенно круглая скульптура. Она характерна для индо-буддийской скульптуры, с характерными для буддийских святых канонами изображений, поз и жестов. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых, так или иначе, восходит к индо-буддийской. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва - животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно. Но искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма.

Основные памятники, дошедшие до наших дней по которым можно судить о зарождении и развитии скульптуры: ритуальная утварь, бронзовые сосуды, бронзовые секиры и колокола, нефритовые диски и песты, вотивная скульптура - эпохи Инь; бронзовые зеркала и светильники, сосуды-документы, погребальная скульптура - эпохи Чжоу; погребальная скульптура период империи Цинь и Хань и "Подземная армия" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая.

Литература Древнего Китая

Литература в Китае, как и в других странах древнего мира, родилась отнюдь не как чисто эстетическое явление, а как непременная составная часть практической деятельности. Самыми ранними письменными текстами на китайском языке были гадательные надписи, выцарапанные каким-либо острым орудием на черепашьем панцире или лопаточной кости барана. Желая узнать, например, будет ли удачной охота, правитель приказывал нанести свой вопрос на панцирь и потом положить панцирь на огонь. Специальный гадатель истолковывал "ответ божества" в соответствии с характером трещин, появившихся от огня. Впоследствии материалом для надписей стала служить бронза (на огромных ритуальных сосудах по поручению древних царей делались дарственные или иные надписи). С начала I тыс. до н. э. китайцы стали использовать для письма бамбуковые планки. На каждой такой дощечке помещалось примерно по сорок иероглифов (слов). Планки нанизывали на веревку и соединяли в связки. Каждая, по нашим понятиям, даже небольшая книга занимала несколько возов.

В III в. до н. э. китайцы стали применять для письма шелк. Дороговизна этого материала привела в начале нашей эры к изобретению бумаги, в результате чего и появилась возможность широкого распространения письменного слова.

В древнем Китае была заложена идеологическая основа, на которой развивались средневековое искусство и словесность не только в самом Китае, но и в сопредельных странах Дальнего Востока - Японии, Корее, Вьетнаме. Тогда же сложились и многие темы китайской поэзии, тот богатый арсенал символов и образов, без знания которого нельзя правильно понять классическую литературу дальневосточных народов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История эволюции художественной культуры и образования в различные периоды развития Древнего Китая. Особенности школьного дела и зарождения педагогической мысли. Характеристика художественной культуры Древнего Китая: скульптура, литература, живопись.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    Особенности мифологического восприятия древних китайцев (культ бога Шанди, предков, Неба, отношение к природе). Философия, этика и практика даосизма. Философско-этическая система конфуцианства, ее роль в культуре Китая. Идея обожествления правителя.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2012

    Характерные особенности культуры Древнего Китая. Отличительные особенности народной музыки Древнего Китая. Основные виды и идейно-эмоциональное содержания музыкально-поэтического искусства Древнего Китая. Китайский театр.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2007

    История древнего Китая. Философия конфуцианства. Многочисленные мифы, подразделяемые на несколько циклов. Каллиграфия как особое графическое искусство. Особенности архитектуры. Распространение буддизма. Китайская кухня. Значение китайской культуры.

    презентация , добавлен 21.03.2017

    Китайская цивилизация как одна из древнейших на Земле, ее основные достижения. Основные духовные ценности конфуцианства, их влияние на развитие культуры Древнего Китая. Исторические периоды развития китайской цивилизации. Китайская живопись и музыка.

    презентация , добавлен 28.11.2014

    Предназначение искусства. Понятие искусства. Художественная социализация личности и формирование эстетического вкуса. Перспектива художественной культуры в переходный период. История взаимодействия художественной культуры и личности.

    контрольная работа , добавлен 04.08.2007

    Характерные особенности и тенденции культуры Китая, отображение поэтичной космогонической картины мира, этических норм, разветвленной и стройной системы государственности, сохранение традиций, обычаев и ритуалов. Строительство Великой стены и его роль.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Структура художественной культуры, ее развитие и взаимосвязь с искусством. Искусство как особый род творческой деятельности. Понятие художественного образа. Пространственные и временные искусства. Функции искусства. Особенности художественной культуры.

    реферат , добавлен 03.09.2011

    Сущностная характеристика художественной культуры как особой области духовной культуры. Формы материального воплощения, основа, характер и внутреннее строение художественной культуры. Понимание искусства как центрального звена художественной культуры.

    реферат , добавлен 11.01.2012

    Религиозно-философские системы Древнего Китая, основатели учений. Древнейшие произведения искусства и их особенности, архитектурные приемы и формы. Великая китайская стена как один из величайших памятников мирового зодчества. Основные достижения культуры.