Новый тип современного человека. Появление современного человека

Современный человек от всех своих предков отличался, прежде всего, строением черепа. Объем черепа у современного человека составляет в среднем 1440 куб.см у мужчин и 1300 куб.см у женщин. Как видим, по объему черепа современный человек даже отстает от неандертальца, у которого объем черепа достигал 1900 куб.см, и ненамного обгоняет архантропа, максимальный объем черепа которого достигал средних величин у современного человека. Таким образом, главное отличие заключалось не в размере черепа, а в его форме. По словам антрополога Пилбима, речь идет о "разных способах упаковки одного и того же количества мозговой ткани". Но для работы человеческого мозга вовсе небезразлично, как он "упакован", т.е. какие его отделы развиты больше, а какие - меньше. Череп современного человека более высокий, его свод более округлый. Такая форма черепа отвечает максимальному развитию лобных и теменных отделов головного мозга, в которых расположены так называемые ассоциативные зоны, ответственные за высшую координацию психических функций у человека.

Что могло послужить причиной столь важных эволюционных преобразований в строении черепа? На этот счет существуют различные мнения.

Некоторые ученые полагают, что важную роль сыграло уменьшение использования передних зубов в качестве дополнительного орудия - например, для удержания одного конца шкуры при ее обработке каменным скребком. В результате могла уменьшиться общая массивность лицевого отдела черепа, а весь череп стал короче. Поскольку объем мозга не менялся, то череп увеличивался в высоту. Другая точка зрения, которой придерживается Пилбим связывает изменение формы черепа с развитием глотки в качестве резонирующей камеры, необходимой для членораздельной речи. Глотка крепится к основанию черепа, которое у современного человека изогнуто. У архантропов и неандертальцев основание черепа более плоское. В результате образования характерного для черепа современного человека изгиба весь череп менял свою форму, становясь выше и короче.

Итак, первое отличие черепа современного человека от черепов архантропа и неандертальца то, что он стал короче и выше, с округлым затылком и отчетливо выраженным изгибом в основании.

Вторым важным отличием черепа современного человека является отсутствие сплошного надглазничного рельефа - "козырька" - над глазницами, столь характерного для древних гоминид. Иногда и у современного человека надбровье может быть развито очень сильно, но никогда надбровные дуги не выражены на всем протяжении надглазничного края, от одного виска до другого, как это было у архантропов и классических неандертальцев.

Третье отличие черепа современного человека - подбородочный выступ на нижней челюсти. Подбородочный выступ иногда встречается даже на черепах архантропов, но это единичные случаи. Только у современного человека подбородочный выступ может считаться видовым признаком, характерным для всех неоантропов. Ископаемые люди современного облика, которые получили название кроманьонцев, обладали всеми характерными особенностями строения черепа, которые перечислены выше.

Возникает вопрос: неужели за 25 тыс. лет не произошло никаких изменений в строении черепа? Естественно, изменения были, но они уже не носили характера эволюционных преобразований и не затрагивали основных видовых характеристик черепа Homo sapiens. С течением времени на всех территориях, населенных человеком, происходил процесс укорочения черепа. Антропологи называют это явление эпохальной брахикефализацией. Череп продолжал приобретать все более округлую, гармоничную форму. Иногда это могло вводить исследователей в заблуждение, поскольку более позднее население с одной и той же территории имело иную форму черепа, чем население более древнее. Строились гипотезы о миграциях, смене одних народов другими, но при более тщательном изучении выяснялось, что речь, скорее, идет о процессе эпохальной брахикефализации, при которой потомки имеют более короткие черепа, чем их предки.

Важной особенностью населения Земли того времени было иное, чем сейчас, общее антропологическое разнообразие. Антропологи не могут сказать точно, когда именно возникли современные человеческие расы. На некоторых территориях расовые признаки уходят в очень глубокую древность, и можно с большой долей уверенности утверждать, что в формировании современного населения этих территорий приняли участие местные неандертальцы или даже архантропы. В других случаях никакой преемственности не наблюдается. Такая ситуация свойственна, например, Европе и Северной Азии. В течение какого-то времени после появления здесь человека современного типа ученые не обнаруживают находок, которые напрямую вели бы к современным антропологическим типам этой территории. Находки из разных областей Европы и Северной Азии иногда представляли собой самые неожиданные комбинации признаков. Это говорит о том, что современные расы сформировались относительно недавно, позже, чем 25 тыс. лет назад, а в древности, среди популяций того времени, могли существовать какие-то свои "расы", о которых мы ничего не знаем.

Традиционно считается, что кроманьонцы были высокими стройными людьми, с удлиненными пропорциями. Это верно только для некоторых популяций древних людей, обитавших на территории Европы, Передней Азии и Африки. Для многих ископаемых групп были свойственны иные особенности телосложения. Есть веские основания считать, что все разнообразие конституциональных типов сформировалось еще раньше, в эпоху неандертальцев. Освоение современным человеком арктических широт, высокогорных районов и пустынь приводило к повышению адаптивного морфологического разнообразия человечества в целом.

7. Основные теории антропогенеза: эволюционизм и креационизм.

Антропогенез (от греч. anthropos – человек, genesis – развитие) – процесс развития современного человека, палеонтология человека; наука, изучающая происхождение человека, процесс его развития. Количество теорий о происхождении человека огромно, однако основными являются две – теории эволюционизма (возникшая на основе теории Дарвина и Уоллеса) и креационизма (возникшая на основе Библии).

Вот уже около полутора столетия не стихают дискуссии между сторонниками этих двух различных теорий в биологии и естествознании.

Согласно эволюционной теории человек произошел от обезьяны. Место человека в отряде современных приматов таково:

1) подотряд полуобезьян: секции лемуроморфных, лориморфных, тарсииморфных;

2) подотряд антропоидов:

а) секция широконосых обезьян: семейство игрункообразных и капуцинообразных;

б) секция узконосых обезьян:

Надсемейство церкопитекоидов, семейство мартышкообразных (низшие узконосые): подсемейство мартышковых и тонкотелых;

Надсемейство гоминоидов (высшие узконосые):

Семейство гиббонообразных (гиббоны, сиаманги);

Семейство понгид. Орангутан. Африканские понгиды (горилла и шимпанзе) как самые близкие родственники человека;

Семейство гоминид. Человек – его единственный современный представитель.

8. Спорные моменты эволюционной теории. Эволюция и второй закон термодинамики. Второе начало термодинамики - физический принцип, накладывающий ограничение на направление процессов передачи тепла между телами. Постулат Клаузиуса: «Невозможен процесс, единственным результатом которого являлась бы передача тепла от более холодного тела к что эволюция якобы нарушает второе начало термодинамики, поскольку при усложнении должна уменьшаться энтропия системы.

Важный и до сих пор не решенный вопрос в науке – это согласование эволюции и второго закона термодинамики. Можно ли теорию универсальной эволюции от неживой материи к самозарождению живого и далее через постепенное развитие простейших одноклеточных организмов в сложные многоклеточные и, в конечном счете, в человека, в котором имеется не только биологическая, но и духовная жизнь, согласовать со вторым законом термодинамики, который носит настолько всеобщий характер, что его называют законом роста энтропии (беспорядка), действующим во всех закрытых системах, включая всю Вселенную?

Пока разрешить эту фундаментальную проблему никому не удалось. Существование одновременно универсальной эволюции и закона роста энтропии как всеобщих законов материальной Вселенной (как закрытой системы) невозможно, так как они несовместимы.

На первый взгляд, можно и естественно предположить, что макроэволюция может иметь место локально и временно (на Земле). Ряд нынешних эволюционистов считает, что конфликт между эволюцией и энтропией снимается тем, что Земля – открытая система и поступающей от Солнца энергии вполне достаточно для того, чтобы стимулировать универсальную эволюцию на протяжении огромного геологического времени. Но такое предположение игнорирует то очевидное обстоятельство, что приток тепловой энергии в открытую систему прямо приводит к росту энтропии (а следовательно, и к уменьшению функциональной информации) в этой системе. И чтобы воспрепятствовать огромному росту энтропии вследствие притока большого количества тепловой солнечной энергии в земную биосферу, избыток которой может только разрушать, а не строить организованные системы, требуется введение дополнительных гипотез, например о таком биохимическом информационном коде, предопределяющем ход гипотетической макроэволюции земной биосферы, и о таком глобальном сложнейшем конверсионном механизме превращения приходящей энергии в работу по самовозникновению простейших воспроизводящихся клеток и дальнейшему движению от таких клеток к сложным органическим организмам, которые пока неизвестны науке.

9.Концепции моно- и полицентризма возникновения человека. (стр.123)

Человек современный: проблема происхождения (моно- или полицентризм)

Вопросы, кто является предком современного человека и в каком месте он возник тесно связанных друг с другом. Итак, где и от кого? Задавшись этими вопросами, не избежать и еще одного, возможно, самого главного. О каком человеке идет речь? Действительно, если мы имеем в виду собственно кроманьонцев, которые сменили в Западной Европе неандертальцев, то это была лишь одна группа древних людей современного типа, хотя и весьма многочисленная. Если же говорить о современном человеке в целом, то и круг проблем, которые связаны с этим вопросом, будет гораздо шире. Наиболее старая из этих проблем - это проблема моноцентризма или полицентризма.

Моноцентризм предполагает существование какого-то одного центра, где современный человек возник и откуда затем расселился по всей остальной планете. В течение многих лет теорию моноцентризма отстаивали очень крупные и авторитетные ученые. К чисто научным соображениям здесь примешивались и политические мотивы. Дело в том, что противоположная теория, полицентризм, утверждая независимое возникновение современного человека в нескольких центрах, одновременно постулировала и независимое возникновение человеческих рас. Это утверждение, в свою очередь, создавало теоретическую базу для расистских построений о "высших" и "низших" расах, о расовой неполноценности целых народов и обосновывало дискриминацию по расовому признаку. В обстановке напряженной борьбы с расистскими "теориями" доказательство происхождения современного человека в одном районе Земли означало одновременно доказательство единства происхождения всех современных рас.

Однако каковы бы ни были аргументы моноцентристов и какими бы благородными побуждениями ни питались их построения, существуют факты, которые эта теория никак не может объяснить. Прежде всего, это данные о непрерывной преемственности населения на обширных пространствах Земли, не входивших, согласно гипотезе моноцентризма, в область прародины современного человека. Как теперь известно, и Азия, и Европа были заселены уже на стадии архантропов. Нет никаких данных, которые бы свидетельствовали о внезапном исчезновении древнейшего населения этих районов и смене его современным человеком. Такой "разрыв постепенности" наблюдается, пожалуй, только в Европе, между неандертальцами и кроманьонцами. Именно существование этого разрыва и породило "неандертальскую проблему" и многочисленные гипотезы о судьбе европейских неандертальцев.

Если представить, что человек современного типа вышел откуда-то из Африки и затем очень быстро заселил весь мир, остается совершенно непонятным, куда подевались потомки местных архантропов и палеоантропов. Трудно допустить, что они все оказались вне эволюции и не оставили следа в современном населении планеты. Кроме того, существует множество данных об определенной преемственности между древним и современным населением отдельных районов. Так, например, несмотря на некоторые отличия, европейские кроманьонцы в целом все же напоминают европеоидов. На территории Азии уже у синантропов обнаруживаются некоторые морфологические черты, которые сближают их с монголоидами: лопатообразность верхних боковых резцов, небольшой рост. Монголоидные особенности, хотя и не очень сильно выраженные, встречаются и на более поздних верхнепалеолитических черепах с территории Азии - на мужском черепе из Верхней пещеры Чжоукоудянь и фрагменте черепа из нижнего горизонта стоянки Афонтова гора в Красноярске. Недалеко от Иркутска раскопаны древнейшие в Сибири верхнепалеолитические стоянки - Мальта и Буреть. Найденные на этих стоянках статуэтки также отличаются монголоидными чертами.

Преемственность антропологических особенностей населения от древности до современности прослеживается и на других континентах. В Африке и в Австралии сделаны находки, которые свидетельствуют об очень древних корнях отдельных расовых вариантов, входящих в большую экваториальную расу. Так, прообразом малой негрской расы может считаться череп, найденный в Южной Сахаре, недалеко от форта Асселяр. На юге Африки, в местности Фиш-Хук близ Кейптауна, найден череп, напоминающий современный бушменский тип. На востоке Африканского материка, в Кении, возле оз. Эльментейта, обнаружены черепа, антропологический тип которых сходен с современной малой эфиопской расой.

На территории Австралии, в местонахождениях Тальгай и Когуна, обнаружены два очень древних черепа. Эти черепа замечательны тем, что они отличаются большой архаичностью, но при этом имеют некоторые особенности, напоминающие современных австралийцев.

Все эти данные довольно трудно объяснить с позиций моноцентризма, но они не противоречат теории полицентризма, допускающей эволюцию современного человека и одновременное формирование человеческих рас на всей обитаемой территории Земли.

Нужно сказать, что сейчас споры между моно- и полицентристами в значительной степени утратили свою остроту. Научные позиции сближаются благодаря глубокому проникновению в мировоззрение ученых генетического подхода. Действительно, как бы ни были разобщены отдельные человеческие популяции, между ними постоянно идет обмен генетическим материалом. Этот обмен генами происходит медленно, в течение многих поколений, но он вполне достаточен для того, чтобы человечество сохраняло свое видовое единство. Таким образом, на стадии формирования современного человека, как и в предыдущие эпохи, человечество развивалось под влиянием многих факторов, среди которых постоянно действовали два противоположных - изоляция человеческих популяций друг от друга и смешения между ними. Эти два процесса, казалось бы, должны были приводить к прямо противоположным результатам. Под действием изоляции антропологические различия усиливались, а в результате смешений - сглаживались. Если же смешения происходили лишь на границах небольших человеческих групп в течение очень длительного времени и при этом сохранялась высокая степень изоляции популяций, то общим эффектом было сохранение и высокого разнообразия человечества, и его биологического единства.


Похожая информация.


В последнее время значительное число исследователей истории стали приходить к одному и тому же выводу. Тезис о том, что современный человек возник в Африке, оказалось ложным.

Это остатки дверних храмов древнейшей цивилизации на Земле Элель (страна Арата). На територии европейской России сохранилось множество таких памятников.

Современный тип человека возник в последнюю эпоху оледенения планеты у самого подножья ледника, который 70-50 тысяч лет назад покрывал всю Европу. Толща льда высотой до 5 км., как в Антарктиде, не оставляла никаких шансов для выживания человеческим существам жившим до этого. В результате на планете вымирает предыдущий тип человека неандерталец. 28 тысяч лет назад погибают последние племена неандертальцев. Другой тип человека, который был нашим предком, кроманьонец тоже едва не разделил участь своего собрата. 70 тысяч лет назад на планете остается не более 2 тысяч людей. Все они укрылись в узкой полосе широколиственных лесов, которые образовались на территории современной России южнее современного города Москва на водоразделе рек Ока, Волга и Дон. Здесь зажатая с трех сторон ледником долина стала местом спасения человечества. Постепенно за 20-25 тысяч лет восстанавливается численность, но это еще не в полной мере человек. Это еще человек умелый (он уже изготавливает орудия и жилище), но не разумный. Человеком он становится примерно 50 тысяч лет назад. Он получает речь.


Здесь мнения ученых расходятся. Одни считают, что человек мог получить код речи от неандертальца в результате межвидовых половых связей. Другие считают, что кроманьонец не мог скрещиваться с неандертальцем, так как эти два вида людей были не родственниками – имели разный генный код. Возможно, считают другие исследователи, что речевой код люди получили извне. Подтверждением этой гипотезы могут быть круги на злаковых полях, загадочным образом иногда возникающие как в России, так и в Канаде. Знаки на полях удивительно совпадают со свастической азбукой, которая, по мнению ученых, была в основе всех письменных систем человечества. А то, что человек с начало овладел азбукой, а уже только потом приобрел речь, - уже не вызывает сомнения у серьезных ученых. Первоначальным ореолом расселения людей можно считать пространство от реки Днепр до Урала по горизонтали и от Москвы до Черного моря по вертикали. Это территория современной России и часть Украины, Белоруссии.


Примерно 30 тысяч лет назад начинается миграция людей из мест спасения во внешний мир. Колонизация планеты происходит несколькими заметными волнами. Большинство переселенцев во внешний мир погибло, а созданные ими цивилизации деградировали. Только совсем недавно люди достигли конечных земель и теперь стали задумываться об освоении космоса. Но все же, как все было на Земле?


ПЕРВАЯ ВОЛНА


Самые первые переселенцы стали появляться за пределами первоначального ореола расселения людей примерно 30-32 тысячи лет назад. В это время исчезает неандерталец, вероятно, это и делает возможным расселение на территориях до этого контролируемых агрессивным собратом. Ватаги людей достигают Африки, Китая и даже Америки. В ледниковый период уровень океана значительно ниже современного – сухопутные коридоры связывают Евразию и с Америкой, и с Австралией. Однако большинство очагов жизни созданных этими людьми со временем угасли. Небольшие экзотические племена их остались лишь Австралии и Африке.


Первыми переселенцами, потомки которых живы до сих пор и составляют основу цивилизации, стала группа ар-кеше (“чистые люди”), которая особо поклонялась духу света, поэтому назывались именами этого духа: Самар (отсюда Самара, Шумер), Сэбэр (отсюда Сибирь), Дэбэр (отсюда - Тавры, дорийцы), Атряч (отсюда - Троя).


Около 10 тыс. лет до н.э. одна часть дэбэров ушла из России в Западную Европу, где долгое время существовала под именем кельтов, а другая часть - на Ближний Восток, где образовала державу Самар (Шумер), включавшую в себя первоначально территории Северного Египта, Междуречья, Сирии, Палестины, Малой Азии, Балканского полуострова, Западного Ирана, Закавказья.


Эту эпоху хорошо характеризует храмоввый комплекс Пупочной горы на юго-востоке Анатолии в Турции. Под холмом высотой около 15 метров и диаметром примерно 300 метров - один из бессчетных холмов в этом пустынном краю, в верховьях Тигра и Евфрата - археологи обнаружили стены и Т-образные столбы из известняка. Их поверхность украшали рельефы, на которых натуралистично изображались животные: леопард, лиса, осел, змея, утка, кабан, бык, журавль. Эти памятники относились к середине Х тысячелетия до новой эры.


В Гёбекли-тепе раскопали четыре круглые постройки, достигавшие в поперечнике 15-20 метров. Вдоль стен, а также в центре помещений высилось четыре десятка монолитных столбов, весивших до 20 тонн. Центральные монолиты (их высота достигала пяти метров) напоминают каменные плиты Стоунхенджа; вот только они старше почти на шесть тысяч лет. Очевидно, в их транспортировке из расположенной неподалеку каменоломни участвовали сотни людей. В каменоломне найден неоконченный монолит высотой 7 метров и весом 50 тонн.


Около 7500 года до новой эры Гёбекли-тепе внезапно пустеет. Происходит нечто странное: грандиозное святилище засыпают землей. Вот так - в "законсервированном" виде - оно простоит почти десять тысяч лет, прежде чем сюда придут археологи.

Стены святилища украшены некими абстрактными значками. Эти геометрические символы и фигурки животных, похоже, нечто большее, нежели простой орнамент. Однако похоже, что как биологический вид современный человек может успешно развиваться только на севере: там где холод и лед встречаются с теплом. На юге, начиная 7 тысячелетия до нашей эры, жизнь опять затухает.


На рубеже 4-3 тыс. лет до н.э. новая волна людей с севера дает новый импульс жизни. В это время на Руси уже давно существует высокоразвитая цивилизация, которую археологи обозначают Трипольской культурой (по имени села Триполье, где были обнаружены первые города древнейшей цивилизации). Люди на Руси живут в двухэтажных глинобитных домах, развивается черная и цветная металлургия, гончарное дело, строятся суда. В это время изобретается колесо и одомашнивается лошадь. Грядут времена властителей колесниц. Промышленная революция на севере создает бесспорные технологические преимущества новым переселенцам, которые во внешнем мире теперь встречают более отсталое местное население. Начинается новая колонизация планеты. Новые переселенцы колонизируют народы, прибывшие во внешний мир ранее.


Самар распался на:


1. Египетское царство (Мамиль);


2. Крэш - Критское царство;


3. Сувар - царство в Междуречье, сохранившее название - Шумер;


4. Мидан (Западный Иран);


5. Кафкаш (Кавказ).


ВТОРАЯ ВОЛНА


В 3-2 тысячелетии до н.э. на юг двинулась вторая волна переселенцев из Араты - бильсага (отсюда - пеласги) или бишатар (“пять родов”).


Пятиконечная звезда стала эмблемой второй волны переселенцев. Она означает крылатого барса - вестника победы.


Одна часть бильсагов поселилась в Причерноморье. Другая - на Балканах (где стала известна под именем пеласгов). Третья - на Кавказе (кутии, хуты, гутии, утиги, утии, албаны, хетты). Четвертая - в Средней Азии (под именем саков, массагетов и кушан). Среднеазиатские волна прошли потом через Афганистан и Пакистан в Индию и завоевали ее, Бильсага остались в памяти индийцев под именем пятерых братьев - Пандавов.


Кавказские бильсага на рубеже 3-2 тысячелетий до н.э. захватили большую часть Малой Азии и основали здесь Хеттское царство, а около 2200 г. до н.э. атаковали Шумер.


Балканские бильсага основали Микены, Бильсага (позднейшая Плиска) и другие города.


Филистимляне построили на побережье пять (5) портовых городов: Аза (Газа), Аскалон (Ашкелон), Асдод (Ашдод), Яффа (Яфо), Акко. Пять городов - пять родов, бильсага!


Заметьте: из 12 колен израилевых 7 племен осталось на Руси и со временем образовали Сарматию (союз семи племен), а пять племен ушли во внешний мир. Кстати, на православном кресте имеется на концах - семь маленьких крестов, как символ Сарматии. А пятиконечные звезды на башнях кремля – это символ «бильсаги», пяти племен ушедших во внешний мир.


ТРЕТЬЯ ВОЛНА


Во 2-1 тысячелетии до н.э. на юг из центральных провинций арийского мира начала движение третья большая волна переселенцев, ведомая племенами эксага (“речники” или “водники”). Они пересаживаются на суда, которые строят на воряжской сече у современного города Воронеж. По реке Дон они спускаются на юг, их корабли достигают даже Египта и верховий Нила. Наступают «темные века» из-за постоянных набегов людей моря – морских пиратов - эллинов. Они образуют Боспорскую вольницу в Азовском море и постепенно расселяются по Черному и Средиземному морям в городах-полисах. Так возникает античный мир.


В середине 2 тысячелетия до н.э. катастрофическое извержение вулкана на острове Фера (близ Крита) погубило большую часть населения этого острова. Город Троя, входивший до этого в Критское царство, объявил себя независимым царством. Но ахейцы или аргивцы - т.е. “уральцы” завоевали Микены, Крит и Кипр и основали собственное Микенское или Аргосское царство (герб его - дракон). Троянские жители попытались было остановить экспансию микецев, но около 1200 г. до н.э. последние после долгой осады взяли и разрушили Трою. Примерно в то же время микенцы захватили территорию Хеттского царства (где основали свои княжества) и атаковали Египет. Часть жителей ушла из Трои на Апеннинский полуостров, где основала новое царство, названное по имени своей прародины - Идель (отсюда - Италия). Соседи называли их этрусками.


В так называемую осевую эпоху 7 в. до н.э. началась очередная крупная миграция населения, вызванная войной между двумя племенами - саками и массагетами (те и другие были потомками бильсага, Второй волны). Похоже, что война началась где-то на территории сегодняшнего Казахстана. С массагетами враждовали не все саки, а только часть саков под главенством рода Нукрат (или эщтяк). Они были уграми с севера, в намерения которых входило продвинуться в более удобные южные земли. Сначала они поселились среди саков и влились в их союз, а затем решили вторгнуться на территорию массагетов, где и были разбиты.


Войска скифов направленные царем Берендеем, преследуя их, ворвались на Ближний Восток и подчинили земли от Кавказа до Египта. “За то, что арьякцы (предки армян) помогли царю Берендею завоевать Кавказ, тот разрешил им поселиться в части Армана (Закавказья). Вскоре, однако, основные войска Араты были выведены в метрополию (где началась очередная междоусобица), а оставшиеся на Ближнем Востоке ополчения скифов подверглись нападению со стороны бывших союзников - мидийцев и отступили.


С тех пор в Северном причерноморье были поселены и стали господствовать арии кыпчако-иштякского рода: нукратов (невров), иштяков (языгов) и др. А переселенцы из Руси в дальние миры по прежнему разносили достижения и особенности культуры Иделя.


Русский ученый Владимир ВЕРНАДСКИЙ (1863–1945) в ХХ веке высказал идею о влиянии живого органического мира на историю элементов, входящих в состав земной коры, пришел к выводу о вечности живого вещества как общем проявлении космоса, наподобие энергии и материи. В декабре 1911 на Менделеевском съезде Вернадский сделал доклад О газовом обмене земной коры, в котором обосновал мысль об «организованности» планеты, об общем планетном механизме. В 1936 Вернадский принял идею Э.Леруа о ноосфере как продолжении, новом состоянии биосферы, новой эпохе, которая должна наступить в истории Земли и всего космоса.


Если отталкиваться от идей Владимира Вернадского, то Земля есть живой организм, а человечество его кровь. Тогда, несомненно, сердце этого живого организма находится в России. Именно сюда за спасением приходят люди и отсюда преображенные они вновь отправляются в странствия по планете. Думаю, что эту роль Россия будет играть и впредь, когда непоседливые люди примутся обживать космос.

Бесчеловечный мир, в котором живет современный человек, вынуждает каждого вести постоянную борьбу с внешними и внутренними факторами. Происходящее вокруг обычного человека иногда становится непонятным и приводит к ощущению постоянного дискомфорта.

Ежедневный спринт

Психологи и психиатры всех мастей отмечают резкий всплеск тревожности, неуверенности в себе и огромное количество различных фобий у рядового представителя нашего социума.

Жизнь современного человека проходит в бешеном ритме, поэтому времени на то, чтобы расслабиться и отвлечься от многочисленных бытовых проблем, попросту нет. Замкнутый круг, состоящий из марафонской дистанции на спринтерской скорости вынуждает людей бегать наперегонки с собой. Интенсификация приводит к бессоннице, стрессам, нервным срывам и болезням, что стало основополагающей тенденцией в постинформационном веке.

Информационное давление

Второй задачей, которую современный человек не может решить, считается обилие информации. Поток различных данных обрушивается на каждого одновременно со всех возможных источников - Интернета, масс-медиа, прессы. Это делает невозможным критическое восприятие, поскольку внутренние «фильтры» не справляются с таким давлением. В результате индивид не может оперировать реальными фактами и данными, поскольку не в состоянии отделить выдумки и ложь от действительности.

Дегуманизация отношений

Человек в современном обществе вынужден постоянно сталкиваться с отчужденностью, проявляющейся не только в рабочих, но и межличностных взаимоотношениях.

Постоянные манипуляции с людским сознанием со стороны средств массовой информации, политиков и общественных институтов привели к дегуманизации отношений. Зона отчуждения, образовавшаяся между людьми, мешает общаться, искать друзей или вторую половинку, а попытки сближения со стороны незнакомых людей очень часто воспринимаются как что-то абсолютно неуместное. Третья проблема социума 21-го века - дегуманизация - отражается в массовой культуре, языковой среде и искусстве.

Проблемы социальной культуры

Проблемы современного человека неотделимы от деформаций в самом обществе и создают замкнутую спираль.

Культурный уроборос заставляет людей еще больше замыкаться в себе и отдаляться от прочих индивидов. Типичным выражением процессов деградации общественного самосознания можно считать современное искусство - литературу, живопись, музыку и кино.

Фильмы и книги ни о чем, музыкальные произведения без гармонии и ритма преподносятся как величайшие достижения цивилизации, полные сакрального знания и глубокого смысла, непонятного большинству.

Кризис ценностей

Ценностный мир каждого конкретного индивидуума может меняться несколько раз за жизнь, но в 21-м веке этот процесс стал слишком быстрым. Результатом постоянных изменений становятся постоянные кризисы, которые не всегда приводят к хэппи-энду.

Эсхатологические нотки, проскальзывающие в термине «кризис ценностей», не означают полного и абсолютного конца, но заставляют задуматься о направлении, в котором стоит прокладывать путь. Современный человек находится в перманентном состоянии кризиса с момента взросления, поскольку окружающий мир меняется намного быстрее, чем сложившиеся о нем представления.

Человек в современном мире вынужден влачить довольно жалкое существование: бездумное следование идеалам, тенденциям и определенным стилям, что приводит к невозможности выработать собственную точку зрения и свою позицию по отношению к событиям и процессам.

Повсеместные хаос и энтропия, царящие вокруг, не должны пугать или быть причиной истерики, поскольку перемены - это естественно и нормально, если есть что-то неизменное.

Куда и откуда катится мир?

Развитие современного человека и его основные пути были предопределены задолго до нашего времени. Культурологи называют несколько переломных моментов, результатом которых стало современное общество и человек в современном мире.

Павший в неравном бою под напором адептов атеологии креационизм принес весьма неожиданные плоды - повсеместное падение нравов. Цинизм и критичность, ставшие нормой поведения и мышления со времен эпохи Возрождения, считаются своеобразными «правилами хорошего тона» для современных и пресвященных.

Наука сама по себе не является смыслом существования общества и не в состоянии ответить на некоторые вопросы. Для достижения гармонии и равновесия адептам научного подхода стоит быть человечнее, поскольку неразрешенные задачи современности невозможно описать и решить, как уравнение с несколькими неизвестными.

Рационализация действительности иногда не позволяет увидеть что-то большее, чем цифры, понятия и факты, не оставляющие места множеству важных вещей.

Инстинкты против разума

Наследием от далеких и диких предков, когда-то живших в пещерах, принято считать основные мотивы деятельности общества. Современный человек так же привязан к биологическим ритмам и солярным циклам, как и миллион лет назад. Анропоцентричная цивилизация всего лишь создает иллюзию управления стихиями и собственной натурой.

Расплата за подобный обман приходит в виде личностной дисфункции. Невозможно всегда и везде контролировать каждый элемент системы, ведь даже собственному телу нельзя приказать перестать стареть или изменить пропорции.

Научные, политические и общественные институты наперебой твердят о новых победах, которые непременно помогут человечеству вырастить цветущие сады на далеких планетах. Впрочем, современный человек, вооруженный всеми достижениями последнего тысячелетия, не в состоянии справиться с банальным насморком, как 100, 500 и 2000 лет назад.

Кто виноват и что делать?

В подмене ценностей не виноват никто конкретный и виновны все. Современные права человека одновременно соблюдаются и не соблюдаются именно благодаря такому искажению - можно иметь мнение, но нельзя его высказывать, можно любить что-то, но нельзя об этом упоминать.

Глупый Уроборос, постоянно жующий собственный хвост, когда-нибудь подавится, и тогда во Вселенной наступит полная гармония и мир во всем мире. Впрочем, если этого не случится в обозримом будущем, у будущих поколений будет хотя бы надежда на лучшее.

Отметим, что сегодня многие ученые из этой области полагают, что современный человек имеет противоречивые черты: с одной стороны, он является творцом великих достижений нашего времени, а с другой, обычным потребителем, который не задумывается о необходимости саморазвития.

Безусловно, в каждой культуре есть выдающиеся личности, которые способствуют развитию прогресса, и также бездеятельные люди, однако если представить современного человека в качестве собирательного образа, то картина, безусловно, выглядит противоречивой.

Современный человек: культ успеха и мораль

Сегодня общим для представителей разных культур является стремление к достижению успеха. Интересно то, что раньше человек считал успехом проявление героизма (период 50-200 летней давности), создание крепких семейных уз и рождение здорового потомства, т.е. социальную реализацию без учета материальных благ.

Теперь же мерилом успеха (в большинстве случаев) выступают деньги, и погоня за ними порой нацелена на разрушение окружения, а иногда и саморазрушение.

Можно сказать, что и духовная в понимании современного человека сливаются в понятие с одним значением, материальным, в то время как ранее люди их наделяли большими различиями.

Тем не менее, в обществе до сих пор уделяют большое значение таким понятиям, как милосердие, доброта, сочувствие: на это указывают различные организации, созданные для материальной поддержки бедных слоев населения.

Поэтому можно сказать, что у современного человека полярная: можно встретить примеры как альтруистичного поведения, так и эгоистичного.

и технологии

Еще одна отличительная черта современности - усиленный темп внедрения новых технологий и устройств. И это то, чем отличается жизнь современного молодого человека, она неразрывно связана с техникой.

Электронные приборы стали играть большое значение для многих современных людей, они становятся не только частью повседневности, а даже формируют Стоит только представить день без компьютера и интернета. У одних без них не может быть организована работа, а другие просто не найдут, и все же обратятся к другим техническим устройствам: телефону, радио, телевизору. 200 лет назад люди существовали без этих приборов, а сейчас жизнь без них очень бы усложнилась.

Поэтому можно сказать, что жизнь современных людей очень тесно связана с техникой, ее качество во многом зависит от технических возможностей.

Современный человек и проблема свободы

Ранее вопрос свободы не стоял так остро, как сейчас. Человек научился отстаивать свои права, ценить расширенные возможности и уважать чужую свободу. Это положительная черта современности: практически всем предоставлена максимально возможная свобода развития, что позволяет проявлять свои таланты. Это способствует развитию прогресса и свидетельствует о гуманности мировоззрения. Равные права важны и полезны для общества. И то, что сейчас они реализованы - положительная черта нашего времени.

Каким должен быть современный человек

Историк и социолог Борис Поршнев вывел такое понятие, как «неоантроп», под которым он понимал тип человека будущего, однако он указывал, что его представителей можно встретить и в настоящее время. Этому человеку присущи такие черты:

  • свободный, неподвластный чужому внушению (развитое самосознание);
  • абстрактное мышление, развитые воля и способность к суггестии используются только в созидательных целях;
  • стремление к жизненному балансу общества (отсутствие революций);
  • доброта.

По мнению ученого, такие люди смогут привести общество к процветанию и уменьшить количество конфликтов, которые разрушительно влияют на все области жизни.