На что похожа цифра семь. Дидактический материал по математике
Цель урока: Введение понятий “ Число 7 и цифра 7”
Задачи:
- познакомить с числом и цифрой 7;
- изучить состав числа 7;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать речь, внимание, память, мышление.
Оборудование: образец написания цифры 7, рисунки с цифрой 7, таблички с терминами “1 слагаемое; 2 слагаемое; сумма ”, у обучающихся – карточки для работы в паре, цифровой “веер”. Компьютерная презентация. Приложение 1 , Приложение 2 .
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел, друзья, звонок,
Начинается урок.
Вы проснуться все успели?
А теперь вперед, за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
II. Актуализация опорных знаний
1. Нумерация чисел в пределах 20.
- Счет от 1 до 20:
– прямой – мальчики
– обратный – девочки
- Назовите числа от 2 до 9; от 8 до 3. Слайд 1. Приложение 1.
- Назовите соседей числа 9; справа от; слева от; между числами;
- Назовите предыдущее числу; последующее числу. Слайд 2
- Как получить предыдущее число? Как получить последующее число? Слайд 3
2. “Потерялось число”
- Давайте прочитаем ряд чисел; все ли в порядке?
- Между какими числами стоит число 7? Ваш правильный ответ помог вернуть беглянку на место.
Слайд 4
III. Постановка темы урока
Догадались, какое число мы сегодня будем изучать?
Слайд 5
IV. Изучение нового материала
1. Открытие нового. Исторические сведения.
Число 7 было окружено в древности большим почетом и считалось магическим. В Древнем Риме было 7 главных богов, в Древней Греции – 7 чудес света, Киев и Рим построены на 7 холмах, а в Индии на счастье дарят 7 слоников. И в нашем современном мире существует много предметов, в которых всегда присутствует число 7. Назовите их. (7 дней недели, 7 нот, 7 цветов радуги.)
2. Постановка проблемы. Цели урока. Загадка.
Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост,
Я б рукой достал до звезд. (Радуга .)
В радуге действительно 7 цветов. А кто знает волшебную фразу, которая помогает запомнить порядок цветов в радуге? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)
Но в нашей радуге все цвета пропали. Нравится ли вам бесцветная радуга? Слайд 6
Давайте тогда все побыстрее исправим, если мы правильно и дружно выполним все задания, то радуга снова станет разноцветной и яркой.
3. Знакомство с цифрой 7. Письмо цифры 7.
При помощи какой цифры мы записываем число 7? На что похожа цифра 7? (Наглядность.)
Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.Семь – точно острая коса,
Коси, коса пока роса.
(Работа в учебнике – с. 62, № 2.)
Посмотрите, как выглядит цифра 7. Найдите среди знаков цифру 7, отметьте галочкой. Сколько раз встретилась цифра 7? Запиши.
(Работа в учебнике – с. 63, № 4.)
Мы с вами сейчас научимся писать цифру 7.
Цифра 7, цифра 7, (наглядность )
Цифра легкая совсем.
Как представлю я косу –
Цифру 7 легко пишу.
Слайд 7
4. Соотнесение числа, количества предметов и графического изображения.
(Работа на карточке, в паре.) Слайд 8
(Проверка на слайде.)
5. Физкультминутка "Танец утят"
Если решите задачу, то ее герои помогут провести физминутку.
Группа малышей утят плавать и нырять хотят,
Пять уплыли далеко, два нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду, сосчитать я не могу. (Слайды
9, 10
)
6. Состав числа 7.
1) Задачи в стихах:
Три книжки у Павлушки,
Четыре – у Андрюшки.
Сколько книжек у детей?
Ну-ка, сосчитай скорей.
3 + 4 = 7
Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?
5 + 2 = 7
У меня в руках покупка:
Шесть ножей и мясорубка.
Сколько я принес предметов,
Расскажите-ка об этом.
6 + 1 = 7
Слайды 11, 12, 13
2) “Заселим домик”. Слайды 14, 15
V. Закрепление изученного материала. Повторение пройденного
1. Логическое задание. Поговорка.
Расставьте числа в порядке возрастания и прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете? (“Семь раз отмерь, один раз отрежь” – прежде, чем приступить к важному делу, нужно все хорошо обдумать.)
Слайды 16, 17
2. Дни недели. Повторение состава числа 7.
- О каком человеке говорят, что у него “семь пятниц на неделе”? (о том, кто обещает и не выполняет обещания)
- Но мы с вами не такие, пообещали раскрасить радугу, и скоро выполним все задания.
- А вы знаете дни недели по порядку? Назовите их скорей, если в счете не собьемся, ровно семь получим дней.
- Какой день первым; последним; сегодня; вчера; завтра?
(Работа в учебнике – с. 62, № 1)
- Почему некоторые дни – черным цветом, а другие – красным?
- Как получили 7 дней? (5 и 2)
- Учиться любит старший брат, но воскресенью тоже рад. Учебных дней в неделе шесть – и день один на отдых есть.
- Как получили 7 дней? (6 и 1)
- Четыре раза в неделю у нас есть урок математики, а сколько дней нет?
- Как еще получить 7?
3. Дополнительная физкультминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь – открыть тетради всем.
4. Решение примеров. Правило о перестановке слагаемых
(Работа в тетради по вариантам) Слайд 18
- Какой результат получился в ваших примерах?
- Сравните примеры в каждой строчке, что интересного вы заметили?
- Какое правило мы знаем о перестановке слагаемых?
Слайд 19
5. Сравнение суммы чисел
(Работа с веером.)
Прочитайте записанные суммы чисел и поставьте знаки “>”, “<”, “=”.
Слайд 20
6. Дополнительное задание в тетради
- Нарисуем 10 кружков в ряд через клеточку.
- Красным карандашом раскрасьте 7-й слева кружок.
- А каким он будет по счету справа?
- Сколько кружков надо дорисовать, чтобы он стоял по счету 7-м справа?
Слайд 21
VI. Подведение итогов урока
Вот и раскрасили мы нашу радугу в семь цветов. Давайте перечислим все цвета по порядку. Кто запомнил волшебную фразу? А во Франции запоминают цвета с помощью такой фразы: “ Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь”. Какое число было главным сегодня на уроке? Назовите состав числа 7.
VII. Домашнее задание
Кому понравился урок, можете поиграть с числом 7, и нарисовать предметы, в которых спряталась цифра 7. А еще вспомните вместе с родителями поговорки и пословицы с числом 7.
Наталья Никулина
Конспект занятия «Путешествие в страну Математику. Число 7. Цифра 7»
Конспект НОД в подготовительной группе
Тема : «Число 7 . Цифра 7 .«Путешествие в страну знаний »
Программные задачи :
Образовательные :
1. Закрепить представления о составе числа 6 ;
2. Продолжать формировать временные представления (дни недели) ;
3. Познакомить с образованием и составом числа 7 и цифрой 7 ;
4. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой ;
5. Закрепить умение распознавать фигуры, независимо от их пространственного положения изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;
6. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Развивающие :
1. Развивать логическое мышление;
2. Развивать мелкую моторику;
3. Развивать образное воображение.
Воспитывающие :
1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
2. Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя
3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом .
Методические приемы :
1. художественное слово;
2. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок;
3. самостоятельная работа на карточках;
4. игры с мячом, счет вслух;
5. работа с пособиями;
6. сюрпризный момент;
7. поощрение и похвала детей.
Материал к НОД : магнитная доска, конверты с набором геометрических фигур для каждого ребенка, счетные палочки, карточки с цифрами «7» , «6» ; числовой ряд с цифрами от 1 до 10 ; картинки диких животных (заяц, белка, волк, медведь, лось, ёж, картинки с изображением предметов на что похожа цифра 7 (коса, кочерга, клюшка, домик «Состав числа 7 » , карточки к с квадратами для домика, квадраты красного цвета 10 х10 см в количестве 6 штук, квадраты синего цвета 1 шт., простые карандаши по количеству детей, листы бумаги с цифрой 7 (по точкам) для самостоятельной работы детей, тарелки для раздаточного материала по количеству детей , мяч, магниты для закрепления пособий, наклейки для поощрения детей, песня «Голубой вагон» , музыка для физминутки.
Ход занятия.
Художественное слово :
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Может, ветер, как листочек,
Письмецо к нам заманил?
В. – От кого может быть письмо? Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы умелые и сообразительные и любите путешествовать . Я приглашаю вас в свою страну . Математика »
В. - Ребята, на чём можно путешествовать ?
Д. - На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.
В. - Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде .
Для этого мы должны купить билеты.
1. Игровое упражнение с мячом «Билет на поезд»
Чтобы сесть в поезд, нужно знать прямой и обратный счёт до 10.
Вы, передавая мяч друг другу, считаете.
В. - Вы молодцы, хорошо считали, и все можем сесть на свои места в поезд.
Звучит музыка «Голубой вагон» , дети проходят на свои места за стол.
Чтобы в пути не скучать, мы с вами поиграем (отвечая, поднимаем руку)
2. Игровое задание «Соседи числа »
В. Я называю число , а вы его соседей
Назовите соседей числа 2 ; соседей числа 4 ; соседей числа 5 ; соседей числа 6 .
«Веселые задачки»
Задание выполняется с опорой на наглядный материал , деть в процессе чтения условий задач выкладывают на столе кружки и счетные палочки.
Ежик по грибы пошел-
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзину,
Остальные же на спину.
Сколько рыжиков возьмешь
На своих иголках, еж(2)
У щенка 10 шариков, а у котенка 3. Сколько всего шариков у щенка и котенка вместе? Скажи, где в этой задаче условие и где вопрос.
В. - Молодцы! Вот и доехали мы с вами до первой остановки.
В. - Первая остановка – станция «Лесная» . Отгадайте загадки и узнаем, кто живёт на этой станции. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их. На доске одновременно выставляются картинки отгаданных животных.
Загадки :
1. В густом лесу под елками, осыпанный листвой, лежит клубок с иголками, он фыркает – живой! (еж)
2. Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснется, ну реветь.
Как зовут его? (Медведь)
3. Серый, зубастый, в лесу воет, по полю рыщет, ягнят, телят ищет.
(волк)
4. Серый Столбик встал в лесу.
Боится волка и лису.
С ними он играет в прятки -
Бегом без оглядки.
(заяц)
5. Он высок, рогат, он крепкий
Шерсть лоснится - просто лоск
Ест зимой кору и ветки,
По сугробам ходит
(лось)
6. Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(белка)
В. - Как одним словом можно назвать этих животных (дикие животные) . Сколько всего животных? (6) Животные готовятся к зиме, у них много дел, а мы поедем дальше (музыка) . Пока звучит музыка, приготовить квадраты на доске.
Следующая станция «Цифровая »
Вот мы и доехали. Какое интересное задание приготовили для нас
В. - Ребята, перед вами на доске красные и синие квадраты.
Сколько всего квадратов? (5)
В. Сколько красных квадратов? (5) сколько синих? (1)
Как мы получили число 6 ? к 5 +1=6
А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»
В. - Внимательно посмотрите на квадраты на них и запомните.
Дети закрывают глаза, наступила ночь.
Воспитатель меняет синий квадрат на красный.
Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»
Д. - Синий поменяли на красный. Сколько стало синих квадратов? (6)
Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет один красный квадрат.
В. - Число семь обозначается вот такой цифрой .
(Выставляется на доске цифра 7 )
На что похожа цифра семь ?
Вот семерка-кочерга, у нее одна нога. (С. Маршак)
Очень похожи семерки на клюшки для хоккеиста и для старушки.
Семь – точно острая коса , коси, коса. Пока остра . (Г. Виеру)
Что сказать о цифре 7 ? Ты ведь знаешь дни недели, посчитай-ка их живей!
Если в счете не собьешься – ровно семь получишь дней.
Дети называют дни недели в правильной последовательности. Воспитатель выкладывает 7 полосок цветной бумаги – по количеству цветов радуги : понедельник – красная, вторник – оранжевая и т. д.
Дети рисуют цифру 7 рукой , потом на листе по точкам (работа с тетрадью)
Физкультминутка.
В. - Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
До носочков дотянулись,
Вправо, влево повернулись
Тихо все на место сели.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 7 считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Состав числа 7
«Домик» на доске с кружками.
В. - Какой номер у этого дома? (7)
Как разделить число 7 на 2 меньших числа ?
Сколько нужно добавить кружков чтобы получилось число 7 ?
Воспитатель показывает таблицу с квадратами и с детьми обсуждает варианты : 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3; 3 и 4; 2 и 5; 1 и 6.
Вывод : воспитатель говорит : можно составить по-разному и перечисляет все варианты по таблице 1 и 6; 2 и 5; 3 и 4; 4 и 3; 5 и 2; 6 и 1; как много у нас вариантов состава числа 7
В. - Молодцы! Хорошо справились.
Мы приехали на станцию – «Геометрических фигур» .
Игра «Геометрическое лото»
Каждому ребенку вручается «письмо» с набором геометрических фигур :
Давайте посмотрим, что в ваших «письмах» !
Дети называют, сколько и каких геометрических фигур у них в конвертах. Выясняется, что у всех по 1 большому зеленому треугольнику, по 2 маленьких зеленых круга, по 1 маленькому красному кругу и по 4 маленьких красных треугольника.
На какие группы мы можем разбить эти фигуры? (Красные и зеленые – по цвету, треугольники и круги – по форме, большие и маленькие – по размеру.)
А какие геометрические фигуры вы знаете? (Дети называют) .- А какая геометрическая фигура у меня в руках?
Работа в тетради.
В правом верхнем углу нарисуй квадрат. В левом нижнем – нарисуй треугольник, в левом верхнем – овал, в правом нижнем – прямоугольник, в середине – круг.
В. - Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться в детский сад. (музыка)
В. - Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний» . Вам понравилось путешествие ? Что понравилось? Что интересного было? С какой цифрой и числом познакомились . Я хочу подарить наклейки, которые вы можете приклеить на ваши тетради.
Воспитатель хвалит детей.
«Число и цифра 8» - Проверить. У восьмерки два кольца – без начала и конца. Что изображено перед Вами? На что похожа цифра 8 ? Разложите мячики в 2 группы по цвету. Как получить число 8? Вычислить. Число и цифра 8. Расставь номера картинок. На что похожа цифра. Какое число следует при счете за числом 7 ? Проверяем. Цели и задачи.
«Семь чудес света урок» - Ознакомить учащихся с историей семи чудес света. Продолжить развитие творческих способностей учащихся. Египетские пирамиды. Колосс Родосский. Галикарнасский мавзолей. Работа над 35 - метровой статуей продолжалась 12 лет. «Семь чудес света» Урок-экскурсия по истории Древнего мира в 5 классе. В 220 году до н.э. статуя была разрушена землетрясением.
«Герои Цифр Бунина» - характеристика героев произведения И.А. Бунина «Цифры». 8. Отношение других действующих лиц к данному герою. Бунин показывает взаимоотношения мальчика и дяди в данной ситуации. Нашли в тексте рассказа факты, подтверждающие, выявленные причины конфликта. 1.Место, занимаемое героем в произведении. Познакомились с материалами сопоставительного анализа характеристики героев произведения.
«История цифр» - Римскими цифрами-буквами мы пользуемся до сих пор. Многие тысячи лет назад наши далекие предки жили небольшими племенами. А это египетские цифры от 1 до 10. Например, часы на Спасской башне Московского кремля. Сначала считали на пальцах. Название «арабские цифры» - дань исторической роли арабской культуры в математической науке.
«Урок цифры» - Некоторые задания можно выполнять интерактивно. Цели урока: Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах. Тема урока: «Числа и цифры. Работа с числовым рядом. «Моя математика» 1 класс. Советы учителю. Римские цифры. Календарь древнего народа майя. Арабские цифры. Математика. Таблица сложения.
«Цифра и число» - Назовите числа, из которых можно составить число 9. Число и цифра 7. Вставьте недостающие числа. Число и цифра 1. Составьте задачу по картинке и решению. Число и цифра 6. Число и цифра 5. 6 – 1. Число и цифра 9. Назови «соседей» числа. = 5. Число и цифра 4. 6 – 5. Вставить пропущенное число. Составьте примеры на сложение и вычитание.
Под каждым заданием, для изучения цифры 7 вы найдете картинку, которую можно распечатать и использовать как дидактический материал для занятия с ребенком.
Задание 1. Написать в прописи цифру 7.
Задание 2.
Найти на картинке все цифры 7 и обвести их в кружочки.
Задание 3.
Соединить цифры по порядку и раскрасить получившуюся картинку. (цифры от 1 до 7)
Задание 4.
Раскрасить фрагменты картинки с цифрой 7 синим карандашом. Что получилось.
Задание 5. Провести лягушку к болоту, следуя по цифрам 7.
Задание 7. Вписать в цифровые ряды недостающие цифры (от 1 до 7 и от 7 до 1)
— Рассмотреть кости домино и дописать на пустой половине количество точек, чтобы получилось 7. На их основе расписать состав числа в виде примеров на сложение.
— Заселить домик. (состав числа 7)
— Напротив каждого примера закрасить нужное количество клеток двумя разными цветами (Взять синий и красный карандаш. Напротив примера 6+1=7 — 6 красных клеток и без пропуска 1 синяя клетка.7+0=7, 6+1=7, 5+2=7, 4+3=7, 3+4=7, 2+5=7, 1+6=7, 0+7=7)
— Решить веселые примеры. Результат записать в квадратики. (примеры на сложение и вычитание одинаковых предметов, на основе состава числа 7)
— Раскрасить грибочки, сумма чисел на которых равна 7
— Решить задачи, используя счетный материал (результат должен равняться 7)
- На яблоне сидело 5 птиц, к ним прилетели еще 2 сороки. Сколько птиц сидело на дереве?
- Собака сгрызла 6 косточек, потом еще 1. Сколько косточек сгрызла белка?
- У Даши было 7 шаров, 2 шара лопнуло. Сколько еще шаров осталось у Даши?
— Перечислить дни недели. Как называется седьмой день.
— Чего больше цветов или бабочек? (бабочек 7, цветов 6. Соединить линиями. Чего больше, меньше. Сколько не хватило цветов?)
— Раскрасить 7 бананов желтым цветом, а остальные – зеленым.
— Найти цифру 7 и раскрасить ее.
— Сосчитать количество животных в рамке. Вписать соответствующее число.
— В каждом ряду пронумеровать предметы по порядку, начиная с самого маленького.
— Решить пример и соединить белочку с соответствующим орешком. (на белочке написан пример, на орешке ответ)
— Сосчитать количество бананов, апельсинов, ананасов на рисунке. Результат записать в соответствующие окошки. Сравнить. (бананов 6, апельсинов 7, ананасов 8)
— Решить примеры на яблоках и грушах. Соединить линиями яблоки и груши, на которых получились одинаковые ответы.
Видео задания, «Пиши правильно цифру 7»