На что похожа цифра семь. Дидактический материал по математике

Цель урока: Введение понятий “ Число 7 и цифра 7”

Задачи:

  • познакомить с числом и цифрой 7;
  • изучить состав числа 7;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать речь, внимание, память, мышление.

Оборудование: образец написания цифры 7, рисунки с цифрой 7, таблички с терминами “1 слагаемое; 2 слагаемое; сумма ”, у обучающихся – карточки для работы в паре, цифровой “веер”. Компьютерная презентация. Приложение 1 , Приложение 2 .

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел, друзья, звонок,
Начинается урок.
Вы проснуться все успели?
А теперь вперед, за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.

II. Актуализация опорных знаний

1. Нумерация чисел в пределах 20.

  • Счет от 1 до 20:

– прямой – мальчики
– обратный – девочки

  • Назовите числа от 2 до 9; от 8 до 3. Слайд 1. Приложение 1.
  • Назовите соседей числа 9; справа от; слева от; между числами;
  • Назовите предыдущее числу; последующее числу. Слайд 2
  • Как получить предыдущее число? Как получить последующее число? Слайд 3

2. “Потерялось число”

  • Давайте прочитаем ряд чисел; все ли в порядке?
  • Между какими числами стоит число 7? Ваш правильный ответ помог вернуть беглянку на место.

Слайд 4

III. Постановка темы урока

Догадались, какое число мы сегодня будем изучать?

Слайд 5

IV. Изучение нового материала

1. Открытие нового. Исторические сведения.

Число 7 было окружено в древности большим почетом и считалось магическим. В Древнем Риме было 7 главных богов, в Древней Греции – 7 чудес света, Киев и Рим построены на 7 холмах, а в Индии на счастье дарят 7 слоников. И в нашем современном мире существует много предметов, в которых всегда присутствует число 7. Назовите их. (7 дней недели, 7 нот, 7 цветов радуги.)

2. Постановка проблемы. Цели урока. Загадка.

Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост,
Я б рукой достал до звезд. (Радуга .)

В радуге действительно 7 цветов. А кто знает волшебную фразу, которая помогает запомнить порядок цветов в радуге? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

Но в нашей радуге все цвета пропали. Нравится ли вам бесцветная радуга? Слайд 6

Давайте тогда все побыстрее исправим, если мы правильно и дружно выполним все задания, то радуга снова станет разноцветной и яркой.

3. Знакомство с цифрой 7. Письмо цифры 7.

При помощи какой цифры мы записываем число 7? На что похожа цифра 7? (Наглядность.)

Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.

Семь – точно острая коса,
Коси, коса пока роса.

(Работа в учебнике – с. 62, № 2.)

Посмотрите, как выглядит цифра 7. Найдите среди знаков цифру 7, отметьте галочкой. Сколько раз встретилась цифра 7? Запиши.

(Работа в учебнике – с. 63, № 4.)

Мы с вами сейчас научимся писать цифру 7.

Цифра 7, цифра 7, (наглядность )
Цифра легкая совсем.
Как представлю я косу –
Цифру 7 легко пишу.

Слайд 7

4. Соотнесение числа, количества предметов и графического изображения.

(Работа на карточке, в паре.) Слайд 8

(Проверка на слайде.)

5. Физкультминутка "Танец утят"

Если решите задачу, то ее герои помогут провести физминутку.

Группа малышей утят плавать и нырять хотят,
Пять уплыли далеко, два нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду, сосчитать я не могу. (Слайды 9, 10 )

6. Состав числа 7.

1) Задачи в стихах:

Три книжки у Павлушки,
Четыре – у Андрюшки.
Сколько книжек у детей?
Ну-ка, сосчитай скорей.
3 + 4 = 7

Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?
5 + 2 = 7

У меня в руках покупка:
Шесть ножей и мясорубка.
Сколько я принес предметов,
Расскажите-ка об этом.
6 + 1 = 7

Слайды 11, 12, 13

2) “Заселим домик”. Слайды 14, 15

V. Закрепление изученного материала. Повторение пройденного

1. Логическое задание. Поговорка.

Расставьте числа в порядке возрастания и прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете? (“Семь раз отмерь, один раз отрежь” – прежде, чем приступить к важному делу, нужно все хорошо обдумать.)

Слайды 16, 17

2. Дни недели. Повторение состава числа 7.

  • О каком человеке говорят, что у него “семь пятниц на неделе”? (о том, кто обещает и не выполняет обещания)
  • Но мы с вами не такие, пообещали раскрасить радугу, и скоро выполним все задания.
  • А вы знаете дни недели по порядку? Назовите их скорей, если в счете не собьемся, ровно семь получим дней.
  • Какой день первым; последним; сегодня; вчера; завтра?

(Работа в учебнике – с. 62, № 1)

  • Почему некоторые дни – черным цветом, а другие – красным?
  • Как получили 7 дней? (5 и 2)
  • Учиться любит старший брат, но воскресенью тоже рад. Учебных дней в неделе шесть – и день один на отдых есть.
  • Как получили 7 дней? (6 и 1)
  • Четыре раза в неделю у нас есть урок математики, а сколько дней нет?
  • Как еще получить 7?

3. Дополнительная физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь – открыть тетради всем.

4. Решение примеров. Правило о перестановке слагаемых

(Работа в тетради по вариантам) Слайд 18

  • Какой результат получился в ваших примерах?
  • Сравните примеры в каждой строчке, что интересного вы заметили?
  • Какое правило мы знаем о перестановке слагаемых?

Слайд 19

5. Сравнение суммы чисел

(Работа с веером.)

Прочитайте записанные суммы чисел и поставьте знаки “>”, “<”, “=”.

Слайд 20

6. Дополнительное задание в тетради

  • Нарисуем 10 кружков в ряд через клеточку.
  • Красным карандашом раскрасьте 7-й слева кружок.
  • А каким он будет по счету справа?
  • Сколько кружков надо дорисовать, чтобы он стоял по счету 7-м справа?

Слайд 21

VI. Подведение итогов урока

Вот и раскрасили мы нашу радугу в семь цветов. Давайте перечислим все цвета по порядку. Кто запомнил волшебную фразу? А во Франции запоминают цвета с помощью такой фразы: “ Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь”. Какое число было главным сегодня на уроке? Назовите состав числа 7.

VII. Домашнее задание

Кому понравился урок, можете поиграть с числом 7, и нарисовать предметы, в которых спряталась цифра 7. А еще вспомните вместе с родителями поговорки и пословицы с числом 7.

Наталья Никулина
Конспект занятия «Путешествие в страну Математику. Число 7. Цифра 7»

Конспект НОД в подготовительной группе

Тема : «Число 7 . Цифра 7 .«Путешествие в страну знаний »

Программные задачи :

Образовательные :

1. Закрепить представления о составе числа 6 ;

2. Продолжать формировать временные представления (дни недели) ;

3. Познакомить с образованием и составом числа 7 и цифрой 7 ;

4. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой ;

5. Закрепить умение распознавать фигуры, независимо от их пространственного положения изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;

6. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Развивающие :

1. Развивать логическое мышление;

2. Развивать мелкую моторику;

3. Развивать образное воображение.

Воспитывающие :

1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.

2. Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя

3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом .

Методические приемы :

1. художественное слово;

2. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок;

3. самостоятельная работа на карточках;

4. игры с мячом, счет вслух;

5. работа с пособиями;

6. сюрпризный момент;

7. поощрение и похвала детей.

Материал к НОД : магнитная доска, конверты с набором геометрических фигур для каждого ребенка, счетные палочки, карточки с цифрами «7» , «6» ; числовой ряд с цифрами от 1 до 10 ; картинки диких животных (заяц, белка, волк, медведь, лось, ёж, картинки с изображением предметов на что похожа цифра 7 (коса, кочерга, клюшка, домик «Состав числа 7 » , карточки к с квадратами для домика, квадраты красного цвета 10 х10 см в количестве 6 штук, квадраты синего цвета 1 шт., простые карандаши по количеству детей, листы бумаги с цифрой 7 (по точкам) для самостоятельной работы детей, тарелки для раздаточного материала по количеству детей , мяч, магниты для закрепления пособий, наклейки для поощрения детей, песня «Голубой вагон» , музыка для физминутки.

Ход занятия.

Художественное слово :

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишка,

Пролетая, обронил?

Может, ветер, как листочек,

Письмецо к нам заманил?

В. – От кого может быть письмо? Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы умелые и сообразительные и любите путешествовать . Я приглашаю вас в свою страну . Математика »

В. - Ребята, на чём можно путешествовать ?

Д. - На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.

В. - Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде .

Для этого мы должны купить билеты.

1. Игровое упражнение с мячом «Билет на поезд»

Чтобы сесть в поезд, нужно знать прямой и обратный счёт до 10.

Вы, передавая мяч друг другу, считаете.

В. - Вы молодцы, хорошо считали, и все можем сесть на свои места в поезд.

Звучит музыка «Голубой вагон» , дети проходят на свои места за стол.

Чтобы в пути не скучать, мы с вами поиграем (отвечая, поднимаем руку)

2. Игровое задание «Соседи числа »

В. Я называю число , а вы его соседей

Назовите соседей числа 2 ; соседей числа 4 ; соседей числа 5 ; соседей числа 6 .

«Веселые задачки»

Задание выполняется с опорой на наглядный материал , деть в процессе чтения условий задач выкладывают на столе кружки и счетные палочки.

Ежик по грибы пошел-

Десять рыжиков нашел.

Восемь положил в корзину,

Остальные же на спину.

Сколько рыжиков возьмешь

На своих иголках, еж(2)

У щенка 10 шариков, а у котенка 3. Сколько всего шариков у щенка и котенка вместе? Скажи, где в этой задаче условие и где вопрос.

В. - Молодцы! Вот и доехали мы с вами до первой остановки.

В. - Первая остановка – станция «Лесная» . Отгадайте загадки и узнаем, кто живёт на этой станции. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их. На доске одновременно выставляются картинки отгаданных животных.

Загадки :

1. В густом лесу под елками, осыпанный листвой, лежит клубок с иголками, он фыркает – живой! (еж)

2. Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснется, ну реветь.

Как зовут его? (Медведь)

3. Серый, зубастый, в лесу воет, по полю рыщет, ягнят, телят ищет.

(волк)

4. Серый Столбик встал в лесу.

Боится волка и лису.

С ними он играет в прятки -

Бегом без оглядки.

(заяц)

5. Он высок, рогат, он крепкий

Шерсть лоснится - просто лоск

Ест зимой кору и ветки,

По сугробам ходит

(лось)

6. Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(белка)

В. - Как одним словом можно назвать этих животных (дикие животные) . Сколько всего животных? (6) Животные готовятся к зиме, у них много дел, а мы поедем дальше (музыка) . Пока звучит музыка, приготовить квадраты на доске.

Следующая станция «Цифровая »

Вот мы и доехали. Какое интересное задание приготовили для нас

В. - Ребята, перед вами на доске красные и синие квадраты.

Сколько всего квадратов? (5)

В. Сколько красных квадратов? (5) сколько синих? (1)

Как мы получили число 6 ? к 5 +1=6

А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»

В. - Внимательно посмотрите на квадраты на них и запомните.

Дети закрывают глаза, наступила ночь.

Воспитатель меняет синий квадрат на красный.

Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»

Д. - Синий поменяли на красный. Сколько стало синих квадратов? (6)

Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет один красный квадрат.

В. - Число семь обозначается вот такой цифрой .

(Выставляется на доске цифра 7 )

На что похожа цифра семь ?

Вот семерка-кочерга, у нее одна нога. (С. Маршак)

Очень похожи семерки на клюшки для хоккеиста и для старушки.

Семь – точно острая коса , коси, коса. Пока остра . (Г. Виеру)

Что сказать о цифре 7 ? Ты ведь знаешь дни недели, посчитай-ка их живей!

Если в счете не собьешься – ровно семь получишь дней.

Дети называют дни недели в правильной последовательности. Воспитатель выкладывает 7 полосок цветной бумаги – по количеству цветов радуги : понедельник – красная, вторник – оранжевая и т. д.

Дети рисуют цифру 7 рукой , потом на листе по точкам (работа с тетрадью)

Физкультминутка.

В. - Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

До носочков дотянулись,

Вправо, влево повернулись

Тихо все на место сели.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 7 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Состав числа 7

«Домик» на доске с кружками.

В. - Какой номер у этого дома? (7)

Как разделить число 7 на 2 меньших числа ?

Сколько нужно добавить кружков чтобы получилось число 7 ?

Воспитатель показывает таблицу с квадратами и с детьми обсуждает варианты : 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3; 3 и 4; 2 и 5; 1 и 6.

Вывод : воспитатель говорит : можно составить по-разному и перечисляет все варианты по таблице 1 и 6; 2 и 5; 3 и 4; 4 и 3; 5 и 2; 6 и 1; как много у нас вариантов состава числа 7

В. - Молодцы! Хорошо справились.

Мы приехали на станцию – «Геометрических фигур» .

Игра «Геометрическое лото»

Каждому ребенку вручается «письмо» с набором геометрических фигур :

Давайте посмотрим, что в ваших «письмах» !

Дети называют, сколько и каких геометрических фигур у них в конвертах. Выясняется, что у всех по 1 большому зеленому треугольнику, по 2 маленьких зеленых круга, по 1 маленькому красному кругу и по 4 маленьких красных треугольника.

На какие группы мы можем разбить эти фигуры? (Красные и зеленые – по цвету, треугольники и круги – по форме, большие и маленькие – по размеру.)

А какие геометрические фигуры вы знаете? (Дети называют) .- А какая геометрическая фигура у меня в руках?

Работа в тетради.

В правом верхнем углу нарисуй квадрат. В левом нижнем – нарисуй треугольник, в левом верхнем – овал, в правом нижнем – прямоугольник, в середине – круг.

В. - Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться в детский сад. (музыка)

В. - Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний» . Вам понравилось путешествие ? Что понравилось? Что интересного было? С какой цифрой и числом познакомились . Я хочу подарить наклейки, которые вы можете приклеить на ваши тетради.

Воспитатель хвалит детей.

«Число и цифра 8» - Проверить. У восьмерки два кольца – без начала и конца. Что изображено перед Вами? На что похожа цифра 8 ? Разложите мячики в 2 группы по цвету. Как получить число 8? Вычислить. Число и цифра 8. Расставь номера картинок. На что похожа цифра. Какое число следует при счете за числом 7 ? Проверяем. Цели и задачи.

«Семь чудес света урок» - Ознакомить учащихся с историей семи чудес света. Продолжить развитие творческих способностей учащихся. Египетские пирамиды. Колосс Родосский. Галикарнасский мавзолей. Работа над 35 - метровой статуей продолжалась 12 лет. «Семь чудес света» Урок-экскурсия по истории Древнего мира в 5 классе. В 220 году до н.э. статуя была разрушена землетрясением.

«Герои Цифр Бунина» - характеристика героев произведения И.А. Бунина «Цифры». 8. Отношение других действующих лиц к данному герою. Бунин показывает взаимоотношения мальчика и дяди в данной ситуации. Нашли в тексте рассказа факты, подтверждающие, выявленные причины конфликта. 1.Место, занимаемое героем в произведении. Познакомились с материалами сопоставительного анализа характеристики героев произведения.

«История цифр» - Римскими цифрами-буквами мы пользуемся до сих пор. Многие тысячи лет назад наши далекие предки жили небольшими племенами. А это египетские цифры от 1 до 10. Например, часы на Спасской башне Московского кремля. Сначала считали на пальцах. Название «арабские цифры» - дань исторической роли арабской культуры в математической науке.

«Урок цифры» - Некоторые задания можно выполнять интерактивно. Цели урока: Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах. Тема урока: «Числа и цифры. Работа с числовым рядом. «Моя математика» 1 класс. Советы учителю. Римские цифры. Календарь древнего народа майя. Арабские цифры. Математика. Таблица сложения.

«Цифра и число» - Назовите числа, из которых можно составить число 9. Число и цифра 7. Вставьте недостающие числа. Число и цифра 1. Составьте задачу по картинке и решению. Число и цифра 6. Число и цифра 5. 6 – 1. Число и цифра 9. Назови «соседей» числа. = 5. Число и цифра 4. 6 – 5. Вставить пропущенное число. Составьте примеры на сложение и вычитание.

Под каждым заданием, для изучения цифры 7 вы найдете картинку, которую можно распечатать и использовать как дидактический материал для занятия с ребенком.

Задание 1. Написать в прописи цифру 7.


Задание 2. Найти на картинке все цифры 7 и обвести их в кружочки.


Задание 3. Соединить цифры по порядку и раскрасить получившуюся картинку. (цифры от 1 до 7)


Задание 4. Раскрасить фрагменты картинки с цифрой 7 синим карандашом. Что получилось.

Задание 5. Провести лягушку к болоту, следуя по цифрам 7.

Задание 7. Вписать в цифровые ряды недостающие цифры (от 1 до 7 и от 7 до 1)


— Рассмотреть кости домино и дописать на пустой половине количество точек, чтобы получилось 7. На их основе расписать состав числа в виде примеров на сложение.


— Заселить домик. (состав числа 7)


— Напротив каждого примера закрасить нужное количество клеток двумя разными цветами (Взять синий и красный карандаш. Напротив примера 6+1=7 — 6 красных клеток и без пропуска 1 синяя клетка.7+0=7, 6+1=7, 5+2=7, 4+3=7, 3+4=7, 2+5=7, 1+6=7, 0+7=7)


— Решить веселые примеры. Результат записать в квадратики. (примеры на сложение и вычитание одинаковых предметов, на основе состава числа 7)


— Раскрасить грибочки, сумма чисел на которых равна 7


— Решить задачи, используя счетный материал (результат должен равняться 7)

  • На яблоне сидело 5 птиц, к ним прилетели еще 2 сороки. Сколько птиц сидело на дереве?
  • Собака сгрызла 6 косточек, потом еще 1. Сколько косточек сгрызла белка?
  • У Даши было 7 шаров, 2 шара лопнуло. Сколько еще шаров осталось у Даши?

— Перечислить дни недели. Как называется седьмой день.
— Чего больше цветов или бабочек? (бабочек 7, цветов 6. Соединить линиями. Чего больше, меньше. Сколько не хватило цветов?)

— Раскрасить 7 бананов желтым цветом, а остальные – зеленым.


— Найти цифру 7 и раскрасить ее.


— Сосчитать количество животных в рамке. Вписать соответствующее число.

— В каждом ряду пронумеровать предметы по порядку, начиная с самого маленького.


— Решить пример и соединить белочку с соответствующим орешком. (на белочке написан пример, на орешке ответ)


— Сосчитать количество бананов, апельсинов, ананасов на рисунке. Результат записать в соответствующие окошки. Сравнить. (бананов 6, апельсинов 7, ананасов 8)


— Решить примеры на яблоках и грушах. Соединить линиями яблоки и груши, на которых получились одинаковые ответы.

Видео задания, «Пиши правильно цифру 7»