Стоит ли половой член после кастрации. Кто такие евнухи? Заботливый евнух

У нас на работе, не давно спор возник, вернее не спор даже, а так разговор с элементами дискуссии.
Чем отличается евнух от кастрата?
Я вот например, как думал: кастрат- значит удалены тестикулы (яички), евнух - значит удален половой член.
Мне объясняют: и то и это, одно и тоже. Удалить яички и мужчина потеряет всю свою мужскую силу. Гормонам то не откуда, будет появляться. Следовательно, и вставать не будет. Я решил почитать в инете. В википедии пишется, что одно и тоже, что евнух, что кастрат. потом читаю:

Следует отличать кастрацию от вазэктомии — перевязки семявыводящих протоков, в результате которой теряется способность давать потомство, но не изменяется гормональный фон, и пенэктомии — удаления пениса , которое приводит только к невозможности совершить половой акт .

А потом все таки не понятно, евнухам что отрезали? Все вместе или только пенис.?

Евнух (греч.) — кастрат, в частности оскопленный слуга, предназначенный к службе в гаремах Востока. Обычай поручать надзор за женами евнухам возник в Малой Азии, где, впрочем, первоначальной причиною оскопления был, вероятно, религиозный фанатизм, в особенности в сирийско-малоазийских культах Аттиса и Кибелы. По свидетельству Геродота, на Востоке было в обычае кастрировать пленных. Е. упоминаются и в древней Греции и Риме, но оскопление их совершалось на Востоке. По преданию, Периандр, тиран коринфский, отправил к Алиату, царю лидийскому, 300 керкирских мальчиков для оскопления. Поставленные в возможность действовать на восточн. властителей и непосредственно, и через любимых жен и наложниц, Е. часто приобретали сильное влияние на ход государственных дел. История всего Востока полна рассказами об интригах Е., о их могуществе при дворе. Византия, придворный быт которой сложился под влиянием Востока, унаследовала с ним вместе и Е. (см. Евтропий). Магометанство, дозволившее многоженство и вызвавшее усиленное распространение гаремов, увеличило потребность в Е. В султанском гареме главный Е. — кизляр-агаси (начальник девушек) — имеет под своим начальством других Е. В интригах сераля они играют видную роль; в Персии Е. иногда поручаются важные государственные должности. Жадность, скупость, жестокость — отличительные их черты. Е. бывают черные и белые; лишь первые совершенно лишены половых органов. Турция получает обыкновенно Е. из Египта; половина Е. умирает при варварской операции, совершаемой самыми грубыми орудиями. Из Е. известны в истории философ Фафорин, Аристоник, полководец Птолемеев, знаменитый Нарзес при Юстиниане, визирь Али при Сулеймане II. Моисеев закон положительно запрещал кастрацию и закрывал для оскопленных вход в Скинию; даже оскопленные животные не могли быть приносимы в жертву. Церковь не допускает оскопленных к епископскому сану. Об оскоплении под влиянием религиозного фанатизма см. Кибела и Скопцы; об оскоплении с целью образования певцов см. Кастрат.

Кастрация мула.

фото отсюда
В продолжении темы, интересную статью нашел

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Несколько лет назад, когда вышли первые эпизоды «Великолепного века» – скандального, но очень рейтингового сериала о султане Сулеймане – поисковые системы были буквально атакованы запросами о гаремах, смотрителях покоев и евнухах.

Нечто подобное происходило и этой весной, после выхода 5-го эпизода «Игры престолов», когда Варис, самый могущественный из кастратов Вестероса, был заживо сожжен драконом по приказу Бурерожденной Дейнерис.

А много ли мы с вами знаем о том, что означает это слово? А если что-то и знаем, то в самых общих чертах – типа того, что «евнухи не способны спать с женщинами».

И хотя вряд ли нас кто-то станет винить за такую неосведомленность, для общего кругозора будет крайне полезно понимать не только значение этого термина, но и его исторический контекст, ведь процедура оскопления была распространена еще в эпоху древнеегипетской цивилизации.

Сейчас эта тема утратила былую актуальность, но все еще детально изучается историками, философами и антропологами. А поскольку евнухи присутствовали во многих культурах и верованиях, вполне естественно, что вопрос об их социальной значимости, особенностях жизни и влиянии нередко встает ребром.

Давайте вместе разберемся, кто такие евнухи и каково было их предназначение.

Евнух - кто это и зачем нужны были такие люди

Этимология (история происхождения) этого понятия напрямую связана с греческим термином «eunuchos», где первая основа означает «постель », а вторая – «стеречь , блюсти, охранять».

Несмотря на европейское происхождение слова, сам факт «превращения» мужчины в евнуха впервые встречается в Египте – древнейшей колыбели человечества.

В те времена, когда в гаремах фараонов могли жить не десятки, а по несколько сотен наложниц, нужны были специально подготовленные слуги – «блюстители ложа », – чтобы поддерживать в женских покоях беспрекословный порядок.

Однако по законам ни один мужчина помимо правителя не имел права даже смотреть на обитательниц гарема. Таким образом возникла необходимость в кастрации, ведь следить за наложницами повелителя могли только оскопленные мужчины .

Вслед за тамерийскими фараонами практика кастрации быстро распространилась далеко за пределами Египта, и в первую очередь по азиатским регионам – в частности, по Ассирии, Оттоманской империи, Персии и Китаю. Уже позже римские аристократы присваивают факту оскопления своеобразную моду по примеру правителей Востока.

Евнухи традиционно присутствуют и в гаремах султанатов Османской империи.

Интересен тот факт, что на многочисленных территориях Оттоманской Порты оскопление мусульманских мужчин строго запрещалось: кастратами делали исключительно «неверных» – мальчиков и юношей из числа насильно уведенных в рабство или молодых воинов, захваченных в плен во время военных походов.

Кастрация - кого, зачем и как?

Чаще всего евнухами становились дети из обедневших семей.

Если у родителей не хватало средств к существованию и они были не в состоянии обеспечить мало-мальски достойное будущее своему ребенку, то у них оставалась единственная возможность сделать это – продать сына во дворец повелителя, чтобы там он мог стать гаремным слугой.

Пусть мальчик и лишался шанса на продление рода, но таким образом хотя бы мог добиться элементарного благосостояния.

Например, в императорский Запретный город (грандиозный дворцовый комплекс в сердце Пекина) каждый год поставляли более четырех десятков мальчиков. Существовала даже поговорка:

«Лучше евнухом в столице, чем императором в провинции».

Бывали случаи, когда детей насильно забирали по указу повелителя или незаконно выкрадывали из семьи, а потом продавали гаремным охранникам. Нередко евнухами становились бывшие преступники или их сыновья.

Довольно часто упоминаются времена, когда мужчин оскопляли согласно религиозным нормам – это делалось для избавления от плотских искушений.

Лишить «мужского достоинства» могли и по другим основаниям :

  1. в качестве наказания за прелюбодеяние или насилие над детьми и женщинами;
  2. в целях сохранения чистого детского сопрано до начала ломки голоса;
  3. для обеспечения слугами представителей высших слоев общества.

Что касается самой операции, то она была крайне болезненной и опасной , травмировала не только тело, но и психику. В 50% случаев люди умирали от болевого шока, инфекции или потери крови.

В разных странах такая операция осуществлялась по-разному:


К счастью, в современном мире хирургические методы кастрации встречаются крайне редко. Даже в Азии и на Востоке остались лишь упоминания об этих позорных временах.

Таким образом, можно заключить, что евнух – это мужчина , который был подвержен кастрации или оскоплению (то есть был лишен детородных органов).

Здесь важно отметить, что в большинстве случаев имеет место отождествление понятий «кастрация» и «оскопление». На самом деле разница есть, и хотя она сути не меняет, но знать ее нужно: при кастрации жертве удаляют только семенники и мошонку, а при оскоплении – еще и половой член.

Евнух - это не импотент…

Согласно древним китайским традициям, процесс полового созревания у мужчин характеризуется двумя волнами активности, образующими восьмигодичные циклы: первый – в возрасте от 8 до 16 лет, второй – от 16 до 24.

Если мальчика кастрировали рано (до начала первого цикла или в самом его начале), а ребенок при этом был здоровым и достаточно сильным, то при условии хорошего питания у него могли восстановиться половые функции.

Поэтому при некоторых дворах издавались специальные указы, в соответствии с которыми придворные лекари должны были в установленные сроки осматривать евнухов и проверять у них состояние крайней плоти.

При малейшем подозрении на восстановление функций лекари направляли гаремных слуг в дворцовый госпиталь, где ранее прооперированные гениталии евнухов подвергались дополнительной хирургической обработке.

Если же процедуру оскопления совершали во время второго цикла или в более зрелом возрасте , половое влечение, как правило, не исчезало, а у некоторых евнухов даже сохранялась эрекция. Известны случаи, когда кастрированные мужчины сохраняли возможность совокупления и способность испытывать оргазм.

Потомства такие евнухи точно не могли иметь, но эти короткие мгновения плотского наслаждения использовали вовсю, поскольку потенция быстро ослабевала и вскоре полностью утрачивалась, оставляя несчастному мужчине только жестокие муки от того, что он не может продолжать сексуальные отношения.

В штат гаремных стражей обычно брали евнухов с отталкивающей внешностью . Объяснялось это тем, что кастраты, испытывающие половое влечение, тщательно скрывали свою способность заниматься любовью и нередко достигали небывалых высот в искусстве «бесконтактной» эротики и орального секса.

Интересен и тот факт, что многие из наложниц, за всю жизнь ни разу не посетивших покои своего повелителя, с удовольствием предавались тайным любовным утехам с такими нежными и умелыми любовниками, как евнухи. Это было рискованно, но вполне безопасно, поскольку от кастрата точно не забеременеешь.

А те «блюстители ложа», кто был лишен способности испытывать влечение, оказывались довольно предприимчивыми, чтобы восполнить утрату эротических наслаждений некоторыми другими радостями .

Кто-то становился тонким знатоком деликатесной кухни, кто-то – ценителем танцев, стихов, музыки, а некоторые пускались в пороки, заглушая тоску по женской ласке запрещенным религией вином или легкими дурманящими веществами типа кальянов с опиумными смесями.

Знаменитые евнухи

Институт евнухов, как показывает история, насчитывает как минимум 3500—4000 лет, и в каждой стране они неизменно обладали особой властью и пользовались безоговорочным доверием повелителя.

Нередко именно кастратам, сумевшим взобраться на высшие ступени иерархической лестницы, удавалось оказывать решающее влияние на исход важных государственных дел, а те из них, кто входил в узкий «круг доверия» императора, зачастую становились даже могущественнее, чем сами монархи .

Евнухи считались большой диковинкой в среде простых людей. Они редко выходили за пределы дворцовых территорий и почти никогда не спускались на рыночные площади, столичные улицы или любые другие общественные места.

Несмотря на их большое количество (в некоторых гаремах на службе могли находиться до 2000 евнухов) и довольно сильное подковерное влияние, в анналах истории сохранилось всего несколько конкретных имен помимо тех, кто прославился будучи талантливым певцом или актером:

  1. юноша Спор (современник Нерона, примерно 50-е годы н. э.) – этому парню, давшему согласие на оскопление ради свадьбы с Нероном, так и не довелось «жить долго и счастливо». Через считаные недели после бракосочетания с этим сумасбродным императором, который наряжал своего возлюбленного как королеву, Спор влюбился в римского префекта Нимфидия Сабина.Благо, что Нерон вскоре покончил с собой, а овдовевший евнух тут же согласился стать женой Нимфидия;
  2. (XI-XII век) – одна из самых ярких звездочек на мрачном небосклоне Средневековья. Будучи прославленным философом, уважаемым богословом и талантливым поэтом, он влюбился в племянницу парижского священника Элоизу, имевшую неосторожность ответить на его чувства.

    Девушка вскоре забеременела и Абеляр был вынужден увезти ее в Бретань, где тайно обвенчался со своей возлюбленной вопреки обету безбрачия, предписанному схоластам того времени.

    Спустя какое-то время Элоиза поняла, что семейная жизнь обременяет супруга и мешает его духовной карьере. По договоренности с Пьером она возвращается в дом своего дяди и тайно поддерживает связь с любимым мужем.

    Дядя же, решивший, что Элоиза просто наскучила Абеляру и он ее бросил, отдает приказ наемникам, чтобы те лишили Пьера «мужского достоинства». Оскопленному Пьеру ничего не оставалось, как удалиться в безвестный монастырь, где он стал рядовым послушником;

  3. (XIV век) – этот мальчик, родившийся в бедной монгольской семье, где уже было пятеро детей, был взят в плен китайскими воинами.

    Вскоре его, как и всегда в таких случаях, кастрировали и отправили во дворец будущего первого императора династии Мин.

    При Юнлэ, находящемся у власти с 1402 по 1424 гг., Чжен был сначала придворным евнухом, а затем дослужился до адмирала императорского флота и побывал в семи масштабных экспедициях к побережью Африки;

  4. (XVI век) – обращенный в ислам венецианец, который был оскоплен по собственному желанию. Когда на Османский престол взошел Селим, единственный оставшийся в живых сын Сулеймана Великолепного, Газанфер был обычным прислужником в султанских покоях.

    Новоиспеченный повелитель, находившийся под влиянием своей супруги Нурбану, предложил Газанферу должность хранителя покоев.

    Ради придворной карьеры, сулящей стабильность и благосостояние, Газанфер пожертвовал своим «мужским достоинством» и стал главным евнухом в султанском гареме, сохранив свое влияние на последующие три десятка лет;

  5. (XIX век) – американский сержант британского происхождения. Будучи крайне религиозным, однажды он попал в секту методистов и стал одним из ее самых активных последователей.

    Долгое время он проповедовал на бостонских улицах, а в возрасте 26 лет, чтобы оградить себя от искушения при виде продажных женщин, совершил самооскопление обычными портновскими ножницами.

    Это стало его с , утверждающим отказ ото всех земных радостей и плотских утех. Вскоре после этого он переехал в Нью-Йорк и там записался в полк городской милиции. С началом Гражданской войны он служил в кавалерийском полку, пока не попал в плен к конфедератам.

    Через полгода, вернувшись к своим однополчанам после обмена пленными, он получает звание сержанта и снискает славу патриота. Но настоящую известность он приобрел весной 1865-го, когда одним роковым выстрелом уничтожил Джона Бута – актера, убившего Авраама Линкольна.

Что касается евнухов в христианстве, то кастрация была делом добровольным и, как правило, в форме самооскопления.

Так поступали в основном монахи и некоторые из священнослужителей, желавшие обрести особую чистоту или «задекларировать» полное посвящение своей жизни Всевышнему.

Примерно во втором столетии от рождества Христова существовала даже секта кастратов, учрежденная епископом Иерусалима Валерием, известным последователем взглядов христианского теолога Оригена.

Однако исторически значимое собрание Никейского собора 325 года запретило подобные секты, заклеймив кастрацию и оскопление как попытку возрождения языческих культов.

Конец эпохи евнухов

Терять свое влияние институт евнухов начал только в начале XIX века, когда традиции ослабевшей Османской империи заметно изменились вследствие прогрессивных реформ, осуществляемых по европейским образцам.

Во времена султаната Махмуда II, заложившего основы так называемого Танзимата (модернизации госуправления), полномочия главного кизляр-аги были ощутимо ограничены, а основной контроль над гаремом и территорией дворца был передан специально созданному министерству.

Спустя десятилетие белые рабы получают свободу, а в 1871 году во всех санджаках империи торговля любыми рабами оказалась под строгим запретом.

К этому времени появились законы, запрещающие принудительную кастрацию, а поскольку добровольно евнухами никто не желал становиться, начали изживать себя и должности, связанные с лишением «мужского достоинства».

Больше интересного о жизни евнухов можно узнать из этого видео:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Незачто или не за что - как правильно пишется Как правильно пишется ВРЯД ЛИ Как правильно писать «немного» - слитно или раздельно Как правильно писать НЕНАДОЛГО или НЕ НАДОЛГО Как удалить свою страницу на Одноклассниках Как правильно пишется «несмотря на» Как правильно писать ПОЭТОМУ - слитно или раздельно Как правильно писать ВСЛЕДСТВИЕ и ВПОСЛЕДСТВИИ Где находится буфер обмена и как его расширить

Бедные... евнухи

Евнухи вызывают к себе непреходящий интерес, какое-то болезненное любопытство. И мне самой трудно пройти мимо этой темы.

Первые следы евнухов обнаружились в Месопотамии, в колыбели земной цивилизации, где реки Тигр и Евфрат сливаются и впадают в Персидский залив. В плодородной дельте проживало немало разных племен, у некоторых был матриархат. Еще в девятом веке до нашей эры ассирийская царица Семирамида кастрировала рабов-мужчин. Эту практику переняли и другие владычицы. Жерар де Нерваль в книге “Путешествие на Восток” описывает свиту из евнухов, сопровождавшую царицу Савскую.

Типы евнухов

Известно несколько видов евнухов (кастратов), или скопцов: рожденные такими, насильственно кастрированные и евнухи, подвергшиеся кастрации по доброй воле ради сохранения чистоты и непорочности. “Ибо, — говорится в Евангелии от Матфея, — есть скопцы, которые из чрева матери родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного” (19:12).


Традиция использовать евнухов распространилась по всему Востоку от Персии до Китая. Воинственные племена, такие как персы, кастрировали своих пленников ионийцев и как военные трофеи вместе с самыми красивыми захваченными девственницами преподносили своим царям. В 538 г. до н.э. персидский царь Кир, завоевавший Вавилон, сказал, что евнухи, неспособные к деторождению и обзаведению собственной семьей, являются самыми надежными слугами. Это его высказывание мы находим у античного историка и биографа Ксенофонта (четвертый век до нашей эры):

По наблюдениям над другими животными он заключал, например, что строптивые кони от холощения лишь перестают кусаться и брыкаться, но отнюдь не становятся менее пригодными для войны; что быки от холощения также теряют свой прежний норов и упрямство, но не лишаются силы и способности к труду; что, наконец, псы после холощения перестают убегать от своих хозяев, но ничуть не становятся менее пригодными для того, чтобы сторожить, или для охоты. Равным образом и люди, лишенные любовного влечения, делаются лишь более спокойными, однако они не становятся менее усердными в исполнении поручений. Ксенофонт.

Кастрации мужчин у иудеев и христиан способствовало убеждение, что женщина служит препятствием к достижению святости и непорочности. Христианский теолог и писатель второго века Тертуллиан утверждал, что Царство Небесное открыто для скопцов, и воодушевил многих на добровольную кастрацию. Многие из пошедших на это потом сожалели о принятом решении.

У Геродота есть рассказ о работорговце по имени Панион с острова Хиос, который покупал самых красивых мальчиков, кастрировал их, а потом снова продавал на невольничьих рынках. Среди этих мальчиков был Гермотим, который обрел большое богатство и могущество в Сардах (Сарды — древняя столица Лидии), став там дворцовым евнухом. Много лет спустя пути Гермотима и Паниона вновь пересеклись. Гермотим решил отомстить. Он уговорил Паниона поехать с ним в Сарды, посулив большую власть и богатство. Панион, не догадываясь о планах Гермотима, соблазнился обещаниями, попал в ловушку, коварно подставленную евнухом, и жестоко поплатился. Евнух заставил своего бывшего мучителя кастрировать четверых своих сыновей, а потом тех — кастрировать отца.


Католическая церковь проводила кастрацию мальчиков ради сохранения у них высокого певческого голоса сопрано для папского хора в Сикстинской капелле, и эта практика существовала со времен Ренессанса вплоть до 1878 года. Пели кастраты и в итальянской опере, где некоторые из них, как, например, Гримальди, Фаринелли и Николини, заслужили громкую славу.

Несколько сот евнухов состояли при мечетях в Мекке и Медине. Они вступали в контакт с приходящими на молебны женщинами, что обычным мужчинам в святых местах по законам ислама делать не разрешается.

Во второй половине восемнадцатого столетия в России существовала секта скопцов. Они верили в необычную легенду о Садах Эдема, где жили Адам и Ева, сотворенные бесполыми. После грехопадения остатки запретного плода были врощены в их тела в виде грудей и гениталий. Дабы вернуть себе былую непорочную чистоту, многие сами совершали над собой обряд кастрации, уродуя себя ножами, заостренными камнями и даже осколками стекла. Скопцы существуют и до сих пор. В Малой Азии в пятом веке до нашей эры жрецы храма Артемиды в Эфесе (одно из семи чудес света) и храма Сивиллы в римском Капитолии были евнухами. Позднее священные функции евнухов преобразовались в выгодную службу аристократам Греции и патрициям Рима.

Этот обычай существовал у жителей Византии и перешел к туркам. В четырнадцатом веке османы начали изолировать своих женщин, и Византия поставляла им евнухов. Но скоро турки сами наладили торговлю ими. В Китае кастрация получила широкое распространение и существовала вплоть до разрушения Большого дворца в Пекине. Однако если евнухами в Китае были исключительно китайцы, то в Турции ими были кто угодно, кроме самих турок: мусульманам кастрация запрещена Кораном. Сначала в Турцию поставлялись белые евнухи с Северного Кавказа, из Грузии и Армении, но люди этих народов тяжело переносили операцию и часто погибали. Крепче оказались черные (чернокожие) евнухи, они были выносливее и сильнее. И самыми доходными охотничьими угодьями в этом отношении стали Египет, Абиссиния и Судан.

Торговля евнухами

Согласно исламу, военнопленный становится собственностью захватившего его и, как всякая собственность, может отчуждаться. Мусульманские работорговцы стали завязывать связи с вождями африканских племен, уговаривая их продавать сначала пленных рабов, а потом и своих соплеменников. Выгодная торговля быстро развивалась.


Операция кастрирования

Поскольку ислам запрещает мусульманам кастрацию, это исполняли египтяне-христиане и евреи. Из массы невольников отбирали мальчиков и оперировали их прямо во время остановок на отдых. Это была тяжелая и опасная операция, часто кончавшаяся смертельным исходом, а сухой и жаркий климат не способствовал быстрому заживлению ран. Горячий песок пустыни считался лучшим бальзамом, так что кастрированного просто зарывали по шею в песок и держали в таком положении, пока рана не затягивалась. Перенесшие ужасную боль, кровотечение и последующее пребывание в горячем песке и выжившие становились очень дорогим товаром, приносившим купцам огромные барыши. Покупателями были богатые люди, и евнух имел реальную возможность занять в доме могущественного человека высокое положение и получить немалую власть.

Темное ремесло превращения нормального человека в кастрата было окружено глубокой тайной, и некоторый свет проливает лишь сравнительная этимология отдельных терминов этого дела: “давление”, “разбивание”, "отрезание" и "вытягивание". Согласно сведениям историка Н.М. Пенцера, в античную пору евнухи подразделялись на несколько четких групп:

Кастраты — с напрочь отрезанными пенисом и яичками;

Спадо — удалены яички методом вытягивания;

Филиби — яички разбиты и деформированы, семенные железы повреждены. Это делалось в самом раннем возрасте.

Сандали — без гениталий.


Известный путешественник и арабист Ричард Бертон приводит такую принятую на Востоке классификацию кастратов и методов проведения кастрации:

Гениталии отсекаются одним взмахом бритвы, после чего в мочеточник сразу вставляется трубка. Рана прижигается кипящим маслом, и пациента помещают в кучу свежего навоза. Кормят пациента молоком, операция производится до наступления половой зрелости; выживаемость высокая. Евнухи с удаленным пенисом, но теоретически способные к копуляции и воспроизведению детей. Евнухи типа филиби. Яички удалены с помощью каменного ножа, а также путем их разбивания, выкручивания или прижигания.

Способы кастрации, очевидно, были одинаковыми во всем мире и различались лишь методами останавливать кровотечение. Вот как описывает кастрацию в Китае Картер Стент (1877):

Операция осуществлялась так: чтобы ослабить кровотечение, живот и бедра туго бинтуются или перевязываются жгутами. Удаляемые части тела трижды смачиваются настойкой жгучего перца, в то время как оперируемый полулежит, откинувшись на спину. После промывания гениталии — яички и пенис — отсекаются у самого основания изогнутым в виде серпа ножом. Кастрация завершается тем, что в отверстие у основания пениса вставляется оловянная трубка с краником или пробкой. Все это закрывается смоченной в холодной воде бумагой и осторожно перевязывается. После этого два человека, что орудовали ножами, берут прооперированного под руки и два или три часа водят по комнате, после чего его укладывают. Следующие три дня пациенту совсем не дают пить, что заставляет его страдать не только от жажды и от страшной боли, но более всего от невозможности справить естественную нужду. Через три дня повязку снимают, пробку извлекают, и несчастный получает возможность слить мочу, которая бьет струёй, как из фонтана. Если испускание мочи проходит благополучно, с пациентом все в порядке, и его поздравляют с успешной операцией. Если несчастному освободить мочевой пузырь не удается, это означает, что мочеточник распух, помочь ему нельзя и он обречен на гибель.


Историк Пол Райко упоминает серебряную трубку, которую евнухи прячут в своем тюрбане. Чтобы помочиться, они вставляют ее в мочеточник.

Легче всего кастрацию переносили мальчики, не достигшие половой зрелости. Кастрация в более позднем возрасте порождала у людей чувство большой безвозвратной потери и отчаяние, на почве которого происходил моральный срыв и вызревало стремление к мести.

Китайские евнухи

Запретный город в Пекине был закрыт для женщин, и большинство населения резиденции китайских императоров составляли евнухи. В царствование династии Мин (1368—1644) в стенах Запретного города проживали более тысячи скопцов. Это число постепенно сокращалось, и ко временам последнего китайского императора Пу и в начале двадцатого столетия их оставалось две сотни. Большинство евнухов внутри городских стен исполняли функции прислуги, однако у них были немалые возможности для продвижения по службе, и это привлекало в их ряды бедноту. Сама кастрация была делом недорогим, со смертельным исходом на уровне 4—5 процентов, и риск считался оправданным. Поскольку пополнением занимались сами евнухи, желающие попасть в эту касту стремились завести с ними полезное знакомство.


Многие из евнухов получали хорошее образование и под конец становились правительственными чиновниками. Обладавшие хорошими голосами пели в театре, другие занимали секретарские должности при сановных вельможах. По учению Конфуция, чтобы попасть на небо, человек должен быть захоронен весь целиком, поэтому китайские кастраты свои отсеченные органы всю жизнь носили при себе в особых сосудах с рассолом. Не всем удавалось сохранить их в целости, поэтому существовал черный рынок этих сувениров.

Последствия кастрации

В результате кастрации тело теряет волосяной покров, делается дряблым, голос становится писклявым, человек сильно толстеет. Кроме того, скопцы страдают недержанием мочи, ослаблением памяти, бессонницей и близорукостью. Кастратам нельзя потреблять спиртное, потому что алкоголь лишает их сил и вызывает боли в мочеточнике.

Есть многочисленные свидетельства, что евнухи гарема любили деньги и все то, что на деньги можно приобрести. Они любили вкусно поесть, обожали сладости, особенно шоколад и пирожные. Им нравились рассказы и легенды, они могли часами слушать страшные мифы и сказки, особенно из "Тысячи и одной ночи". Большое удовольствие получали от музыки и танцев, навевавших воспоминания о родной Африке.

Половое влечение у кастратов

Утрата половых органов, особенно в детском возрасте, необязательно освобождает человека от сексуальных влечений. У евнуха, лишенного только яичек, возможна эрекция члена, и он может заниматься сексом. Ричард Бертон в многотомном переводе “Тысячи и одной ночи” утверждает, что эрекция может длиться, пока сердце способно гнать кровь и страсть не остынет. В одной из сказок рассказывается о чернокожем юноше, который овладел девушкой и за это был наказан кастрацией. Став евнухом, он продолжал заниматься с ней любовью до самой ее смерти.

И действительно, некоторые евнухи крутили любовь с женщинами гарема. Монтескье в "Персидских письмах" приводит рассказ такого евнуха:

Я поступил в сераль, где все внушало мне сожаление о моей утрате: ежеминутно я ощущал волнение чувств; тысячи природных красот раскрывались предо мною, казалось, только для того, чтобы повергнуть меня в отчаяние.


Помню, как однажды, сажая женщину в ванну, я почувствовал такое возбуждение, что разум мой помутился и я осмелился коснуться рукой некоего срамного места. Придя в себя, я подумал, что настал мой последний день. Однако мне посчастливилось, и я избежал жесточайшего наказания. Но красавица, ставшая свидетельницей моей слабости, очень дорого продала мне свое молчание: я совершенно утратил власть над нею, и она стала вынуждать меня к таким поблажкам, которые тысячи раз подвергали жизнь мою опасности. Цит. по: Монтескье Ш. Л. Персидские письма.

Евнух с пенисом был способен продлить наслаждение партнера и потому был особо ценным любовником для женщин гарема. К тому же с ним не было никакой опасности забеременеть. Один из стражей дворца в своих воспоминаниях утверждает, что некоторые евнухи имели своих одалисок, а другие предпочитали юных мальчиков:

Эти злодеи влюблялись в красивых мальчиков и держали их возле себя; грешные телеса этих негодяев были переполнены страстью. Каждый из них покупал себе пару рабов и держал взаперти в своей комнате, ревнуя их к своим коллегам. Часто из-за этих мальчиков у них вспыхивали ссоры и драки. Разве не похоть толкала этого вероломного человека на такие поступки?


Евнухи также использовали препараты, усиливающие половое влечение, и всякие эротические атрибуты. Они имели сношение с внешним миром и покупали там разные эротические игрушки вроде искусственных членов. Они также были большими мастерами орального секса; женщины, выходившие замуж после связи с евнухами, по словам того же стражника, часто были недовольны своими мужьями в этом отношении:

Спрашиваете, какой сексуальный аппетит разгорался у одалисок, вступавших в половую связь с евнухами? Об этом весь Стамбул говорил. Те две одалиски получили свободу и вышли замуж. Через неделю мужья подали на развод с ними. Причиной послужили жалобы одалисок на то, что мужья оказались мужчинами хуже евнухов. Вот мужья и решили развестись с ними. Это случилось при мне, я это знаю.

Свидетельств самих евнухов о том, как они достигали собственного удовлетворения, не имеется. Эрогенными зонами у евнухов являются область вблизи мочеточника и анальное углубление. Бертон приводит свидетельства жены одного евнуха, утверждавшей, что ее муж занимался мастурбацией, фелляцией и анальным сексом и добивался сладострастного оргазма секреции простаты. При приближении к оргазму она подставляла ему подушку, иначе он мог искусать ей лицо и грудь.

Женитьба евнухов

Нередко евнухи женились на одалисках, но тогда они уже жили за пределами гарема. Главный евнух Ибрагима по имени Сюмбюль-ага женился на беременной одалиске, чтобы иметь не только жену, но и ребенка. Многие евнухи заводили собственные гаремы и заполняли их девственницами. “Я не искал любви, я искал страсти. Во дворце я не мог себе позволить этого, — читаем в воспоминаниях главного черного евнуха (девятнадцатое столетие). — На многих женщин я смотрел с вожделением, но мне грозила виселица, и приходилось сдерживаться. Тогда я решил жениться на одной из женщин дворцового гарема, что и сделал. Вы можете спросить, как могла женщина выйти замуж за такого, как я. Не знаю. За всю совместную жизнь с ней я ни разу об этом ее не спросил”.

Восстановление утраченных гениталий

По легендам иногда половые органы вырастали вновь. Картер Стент зарегистрировал такие случаи, знакомясь с бумагами одного китайского суда. Там разбирались дела нескольких евнухов, у которых восстановились половые способности. Их подвергли новой кастрации, но теперь из-за возраста большинство повторную операцию не перенесли.

Евнух пекинского двора по имени Вей Чунсин в тайне содержал любовницу и старался всеми силами восстановить свои половые органы. Один доктор сказал ему, что для этого он должен съесть мозги семерых мужчин. Евнух заполучил семерых преступников, вскрыл их черепа, извлек мозги и съел. Результат этого остался неизвестен.

Поступающих в сераль евнухов подвергали тщательному осмотру. Это обследование проводили врачи, которые и потом периодически их осматривали и выясняли, не растут ли у них новые органы. Кстати, предпочтение отдавалось евнухам с отталкивающей внешностью; прелестные евнухи-красавцы существовали только на страницах “Тысячи и одной ночи”.

Во времена расцвета Османской империи в Серале было от шестисот до восьмисот евнухов, которых в большинстве случаев дарили султану правители разных провинций. Жили они в помещениях, находившихся сразу за Воротами блаженства. Вход закрывался двумя смежными дверями — железной и медной. Главный евнух каждый вечер получал ключи от этих дверей у стражника, а утром снова передавал их страже.

В передней всегда стояли наготове палки для битья новичков. Наказанию палками подвергался каждый новый евнух независимо от того, был ли он в чем виновен или не был. Его укладывали на пол со связанными руками и ногами, и один из евнухов начинал наносить удары палкой по пяткам, пока наказуемый не лишался чувств. Остальные новички наблюдали за наказанием, учились и ждали своей очереди: “Мальчик находится под наблюдением и учится у других юношей сераля, пока не будет готов к услужению. Тогда его продвигают по службе, приставляют к женщинам и могут даже поставить на службу султанше под наблюдение главного евнуха, или "начальника девственниц". Евнухи получали солидное жалованье в размере от 60 до 100 акча в день, два шелковых халата и также другое годовое содержание, не считая даров от других служб дворца. Имена им давались цветочные — Гиацинт, Нарцисс, Роза, Гвоздика. Поскольку они обслуживали женщин, их называли приличествующими невинности, чистоте и благоуханию именами”, — писал о евнухах Оттавиано Бон в книге “Сераль великого повелителя” (1608).

Во время ученичества молодые евнухи спали в больших общих комнатах. Росли они, играя с другими мальчиками и девочками-одалисками. За их дисциплиной следили так, как следят в военных училищах. В конце ученичества их, как и одалисок, приставляли к важным дамам гарема — принцессам, кадинам, дочерям и сестрам султана, к султанше матери. Мечтой каждого евнуха было занять положение кизпяр агаси (хозяин девочек), то есть главного черного евнуха.


Евнухи в Серале

Для охраны своих женщин султаны содержали страшно дорогую армию евнухов, которых насчитывалось до восьми сотен человек. Это были пленные или купленные невольники, кастрированные до наступления половой зрелости и осужденные на пожизненное служение своим владыкам. Белые евнухи служили в селямлике, где султан встречался с другими мужчинами. Селямлик Золотым путем, богатым коридором, отделанным редкой по красоте керамикой, соединялся с гаремом, где за женщинами присматривали черные евнухи. В руках главного черного евнуха, служившего связующим звеном между султаном и его матерью, была сосредоточена большая политическая власть. Официально его положение при дворе было приравнено к положению главного визиря (премьер-министр).

Лица, занимавшие пост главного черного евнуха, были посвящены в самые интимные тайны гарема и одновременно имели выход во внешний мир. Они-то и были самыми большими взяточниками и интриганами султанского двора. В окружении женщин, искушенных в умении вызывать у мужчин страсть, вся их жизнь проходила под знаком их сексуальной неполноценности. Часто из них получались хитроумные склочники, любая неприязнь которых быстро перерождалась в страсть к отмщению.


Главный черный евнух

Власть и престиж главного черного евнуха в империи были огромны. Он был главным должностным лицом империи после султана и главного визиря. Он был главнокомандующим дворцовой стражи, пашой, и занимал ряд других важных и ответственных постов. Он мог обращаться к султану в любое время и служил личным курьером в сношениях султана с главным визирем. Он был связным между султаншей матерью и сыном султаном. Всякая женщина, обращавшаяся к султану, должна была сначала предстать перед главным черным евнухом. Он был также одним из самых богатых людей империи, его все боялись, а потому все старались его подкупить и умилостивить.

Это он провожал новую одалиску в опочивальню султана. Эту церемонию описал в 1766 году Жан-Клод Фляша:

Наконец Хозяйка дома подводит к султану девушку, которую тот счел самой привлекательной... Она старается продемонстрировать все свои достоинства и понравиться султану. Тот бросает в сторону одалиски платок в знак того, что желает остаться с ней наедине, и немедленно занавеси вокруг комнаты султана задергиваются. Главный евнух ждет команды вновь их раздвинуть. В это время все женщины, что находились в зале и танцевали, пели, играли на музыкальных инструментах или просто отдыхали на подушках, поднимались, вступали в беседку и выражали свое почтение султану и его новой избраннице.

Если ночью в гареме происходило что-то чрезвычайное, только главный евнух имел право туда войти. В его обязанности входили защита женщин гарема, поставка в гарем новых одалисок, надзор за продвижением женщин и евнухов по службе, он выступал главным свидетелем во время свадьбы султана и крестин его детей, проводил все торжественные церемонии, такие как обряд обрезания, помолвки, именины, объявлял приговор осужденным женщинам гарема. Он отводил осужденных к палачу и он же надевал на них мешки, чтобы топить в море. Во второй половине шестнадцатого столетия власть евнухов еще больше возросла. В семнадцатом и восемнадцатом столетиях евнухи вместе с главными женщинами гарема захватывали бразды правления страной, пользуясь безволием и слабоумием правителей. Во время правления женщин (1558—1687) главный черный евнух был наиболее близким и ценным сподвижником султанши матери и жен султана. И те и другие сыграли существенную роль в упадке Османской империи.

С начала девятнадцатого столетия власть главного черного евнуха стала ослабевать. К началу двадцатого столетия его функции были сведены к наблюдению за тем, чтобы женщины были одеты пристойно; он сопровождал женщин при выходе из гарема и наблюдал за их перемещением в городе, следил, чтобы их поведение не выходило за рамки предписанных правил, чтобы в гарем не проникали без разрешения торговки, разные работницы и гадалки; давал разрешение на посещение женщин гарема их подругами; он всегда находился в гареме на случай каких-либо происшествий.

После роспуска всех гаремов в 1909 году у этих женщин не оказалось родственников, которые могли бы их взять к себе.

С исчезновением гаремов пришел конец и евнухам. Одно время было много разговоров об их устройстве в старости. Они сами предпринимали кое-какие попытки организовать собственный профсоюз. Но никому не хотелось ими заниматься: за ними стояло то, что всем хотелось поскорее забыть.

Алев Литлэ Крутье

(по книге "Гарем. Царство под чадрой")

Главный евнух Ли Ляньин

Мальчик разделся и лег навзничь на широкую скамью. Ему туго стянули бинтами ноги. Затем — живот. Натерли пах обезболивающей мазью. После этого доктор накрыл ладонью «нефритовый стебелек» и, крепко зажав его в кулаке вместе с двумя «сливами в мешочке», резко перекрутил у самого основания. «Вы не изменили своего решения?» — обратился он к родителям мальчика и, получив «окончательное согласие», решительно взмахнул ножом…

С этого момента мальчику и его родителям оставалось лишь уповать на волю Неба и ждать три дня, по истечении которых станет ясно, нарушены жизненные функции организма или нет. Если да, то неизбежна смерть от заражения крови. Если нет, то по прошествии еще четырех месяцев, отведенных на полное выздоровление, — гарантированная служба в императорском дворце. Тогда родители смогут не только вернуть с процентами шесть серебряных юаней, взятых у ростовщика для оплаты операции, но и надеяться на какую-то помощь от сына-евнуха.

…Наскоро обработав рану, доктор принялся за отрезанные органы. Скрупулезно промыл их специальным раствором и аккуратно уложил в стеклянный сосуд, который опечатал личной печатью. Отныне то, что было отрезано у мальчика и помещено в сосуд, стало называться бао, «сокровище».

Каждый евнух бережно хранил свое бао, поскольку обязан был предъявлять его высокой экзаменационной комиссии всякий раз, когда рассматривался вопрос о его повышении по службе — о присвоении очередного из 48 разрядов, предусмотренных официальной «табелью о рангах».

Была и другая, не менее весомая, причина, побуждавшая беречь бао как зеницу ока. Когда евнух умирал, его «сокровище» должно было лежать в гробу рядом с телом. По поверью, Цзюнь Ван, владыка подземного царства, ужасно гневался и безжалостно превращал в ослов всех, кто представал перед ним с неполным комплектом человеческих органов.

Случалось, правда, что нерадивый евнух не мог вспомнить, куда он спрятал свое бао, или даже терял его. А то и просто по рассеянности забывал у доктора. Таким растяпам приходилось за солидную сумму покупать чужое «сокровище» или в крайнем случае брать его напрокат.

«У всех евнухов после кастрации голос менялся на девичий, особенно резко у тех людей, кого оперировали в детстве, — свидетельствует Г. Стент, английский ученый, в течение десяти лет, с 1870 по 1880 год, изучавший в Китае жизнь и быт кастратов. — С возрастом у них появлялся неприятный фальцет, напоминавший визг торговки на лондонском рыбном базаре».

Молодые и по-своему красивые евнухи выглядели как женщины, одетые в мужской костюм. Они не несли следов ни пола, ни возраста. Правда, с годами разъедались и становились толстыми и рыхлыми. Менялся и их характер. Они принимались плакать или гневались из-за совершенных пустяков. Нередко были жестоки. Но, как правило, отличались мягкостью и уступчивостью, доброжелательностью и умением сопереживать. Особой их любовью пользовались щенки.

Евнухи были очень ранимы, и любое напоминание о «неполноценности» сильно било по их самолюбию. В присутствии евнухов не говорили о «бесхвостой» или «куцехвостой» собаке, о «чайнике с отбитым носиком», не употребляли такие слова, как «отрезать» или «отрубить».

«Евнух» происходит, как известно, от греческого eunuchos и буквально значит «охраняющий ложе», или, прозаичнее, но точнее, «кастрированный служитель в гареме». В Китае гаремами занималась так называемая «Палата важных дел», подчинявшаяся непосредственно Сыну Неба (так называли китайского императора) и состоявшая исключительно из евнухов. Но евнухи требовались не только там. Не случайно их называли хуань гуань, «кастрированные царедворцы».

«В августе 1412 года, — повествует хроника времен Минской династии, — император Чжу Ди, обеспокоенный тем, что в некоторых провинциях действия местных властей приносят вред трону и народу, направил туда дворцовых евнухов для проведения расследования. А в 1420 году императорским указом была создана дворцовая служба сыска, дунгуан, полностью укомплектованная евнухами. Ей было предоставлено право проводить аресты и вести следствие по делам, как говорилось в указе, «о замыслах мятежей, злонамеренных речах, крупных изменниках и злодеях».

«Император, — отмечалось в хронике, — очень благоволил к евнухам, одаривал их одеяниями гунов и хоу (два из трех высших титулов при дворе. — Авт.) и ставил выше генералов». В результате «люди без следов пола и возраста», да еще с «отталкивающей внешностью» обрели беспрецедентную власть в одной из крупнейших империй мира. В их руках оказался контроль над армией, дипломатическими отношениями, внешней торговлей и многими другими сферами. Наконец, они прибрали к рукам цензуру, которой в Китае всегда отводилась роль «защитника традиционного образа жизни и традиционных методов управления государством». Цензоры считались выразителями общественного мнения.

Евнухи стали «ведать церемониалом и регалиями, государственными печатями, казной, дворцовыми складами, снабжением, кухней и прочими службами». Под их непосредственный контроль перешла даже придворная труппа китайской оперы. Привнесенная евнухами манера исполнения классических арий визгливым голосом, надсадно, со стоном впоследствии стала стандартом, которому по сей день неукоснительно следуют китайские актеры.

В годы правления императора Си-цзуна, 1621-1628 годы, возникла Яньдан, «Партия оскопленных», возглавил которую главноуправляющий придворными евнухами Вэй Чжунсянь. Он стал фактическим руководителем страны.

Высшей силой для жителей Поднебесной во все времена было Небо — персонифицированное в образе верховного божества Шанди. Недосягаемый для простых смертных, этот таинственный повелитель доводил свою волю до жителей Поднебесной через посредника — Сына Неба, личность которого также считалась божественной и, следовательно, также недосягаемой для прочих смертных. Поэтому никому из верноподданных, даже в качестве слуг, непозволительно было воочию лицезреть императора, каждодневно наблюдать его поведение, его личную жизнь, знать его привычки, пристрастия и недостатки. Ведь в противном случае подданные узнали бы, что Сын Неба такой же, как они, человек.

Евнухам было строжайше запрещено покидать резиденцию императора. Они были непроницаемой «перегородкой» между Сыном Неба и его подданными. Таким образом, император поддерживал миф о своем божественном происхождении, а евнухи выступали официальными толкователями мыслей своего повелителя.

С этой целью Сын Неба периодически издавал указы с «перечнем титулов, обладателям которых полагались евнухи». Так, в период Цинской династии, 1644-1911 годы, императору было положено иметь 3000 евнухов. Его взрослым сыновьям — по тридцать. Принцессам и дочерям, выданным замуж за высших сановников и князей, — также по тридцать евнухов. Племянникам и «младшим из сыновей» — по двадцать. Внукам императора — по десять. Правнукам — по шесть. Праправнукам — по четыре евнуха.

«Евнухи присутствовали, когда я ел, одевался и спал, — вспоминает свои детские годы последний император Пу И. — Они сопровождали меня в играх и на занятиях, рассказывали мне истории, получали от меня награды и наказания. Если другим запрещалось находиться при мне, то евнухам это вменялось в обязанность. Они были главными компаньонами в детстве, моими рабами и моими первыми учителями.

Всякий раз, когда я направлялся на прогулку в летний дворец Ихэюань, мое сопровождение выглядело так: впереди всех семенил евнух, который выполнял роль гудка. Он непрерывно выкрикивал нечто вроде «би-би», с тем чтобы прохожие могли заблаговременно покинуть улицу. За ним, на расстоянии 20-30 шагов, двигались по обеим сторонам улицы два главных евнуха. Шагов на десять сзади них по середине улицы шел я. Если же я ехал в паланкине, то рядом с ним, по обе стороны, вышагивали два младших евнуха, готовых в любую минуту выполнить любое мое пожелание. Если же я шел пешком, они поддерживали меня. Кроме них, сзади следовал еще один младший евнух с огромным шелковым балдахином. А уже за ним шествовала целая группа евнухов, которые несли всякую утварь. Кресло на тот случай, если я захочу отдохнуть или сменить одежду. Зонты, одни — от солнца, другие — от дождя. За этой группой двигались евнухи из императорской кухни. Они несли коробки со всякими печеньями и сладостями и, конечно же, чайники с горячей водой и чайную посуду. Далее — евнухи из императорской аптеки, у которых на коромыслах покачивались корзины с лекарствами от любой хвори. Завершали процессию евнухи с сосудами для отправления малой и большой нужды. Весь этот пестрый «хвост» из многих десятков человек двигался чинно и тихо!»

Хуань гуань не просто перерос рамки унизительного eunuchos, но обрел привлекательность и уважение в обществе. Для многих жителей Поднебесной перспектива обрести статус хуань гуань выглядела завидной и желанной, поскольку сулила безбедную жизнь и обеспеченную старость, а если повезет, то и высокую должность при дворе.

90-летний евнух Сунь Яотин (1994 год)

« Со времени правления Цзин-тай из династии Мин, — отмечал Гу Яньу, китайский ученый XVII века, — стали наблюдаться случаи, когда мужчины стремились стать евнухами, сами кастрируя себя. Они обычно подвергались наказанию, но в конце концов принимались на службу в императорский дворец». А по свидетельству уже упоминавшегося Г. Стента, в конце XIX века в императорском дворце «служили несколько женатых евнухов. Евнухами они стали, разумеется, после брака. Одних подвигла на это бедность. Других — уговоры лучшей половины. Таким евнухам разрешалось изредка, как исключение, покидать дворец и проводить несколько дней в обществе близких и родных».

Б ывали случаи, когда набор евнухов во дворец превращался в самый настоящий конкурс. Летописцами зафиксирован случай, когда на 3000 вакансий претендовали 20 000 «абитуриентов».

В исторических хрониках Минской династии упоминается о том, что «при императорском дворе насчитывалось около 9000 придворных дам и более 100 000 евнухов».

Императорская «табель о рангах» запрещала присваивать евнухам чиновничий ранг выше четвертого. Но были исключения. «Когда я впервые увидела этого знаменитого евнуха, произведенного во второй ранг, то была просто поражена, — вспоминает Юй Жунли. — Он оказался невысоким, сморщенным, с малюсенькими глазками — словом, вылитой обезьяной. Несмотря на это, он был любимым придворным вдовствующей императрицы.

Евнухам разрешалось носить на шапках только синие шарики и синие перья. Ли Ляньин же удостоился красного шарика и разноцветного пера. Князья и сановники были очень недовольны и даже пытались удержать Цы Си от этого неслыханного шага, однако услышали раздраженный ответ: «Неужели я не могу быть хозяйкой даже в такой малости?!» Все сразу прикусили языки».

Еще в юношеские годы Ли Ляньин выделялся среди сверстников хитростью, ловкостью, расчетливостью. Где лестью, где подарками, а где наличными он продвигался к намеченной цели. Но самое удивительное — в том, что евнухом-то он вовсе и не был! Ему не составило большого труда в 1860 году попасть во дворец, минуя процедуру оскопления. Он сумел устроиться личным парикмахером императрицы, которую покорил не только великолепными прическами, но и умением удовлетворить ее ненасытную похоть. В 1869 году парикмахер был произведен в главные евнухи.

Временщик-лжеевнух не упускал случая показать, «кто хозяин в доме». Он позволял себе сидеть в присутствии вдовствующей императрицы. Более того, на глазах у оторопевших придворных зачастую восседал на троне. Его личное состояние оценивалось лондонскими банкирами в 2 миллиона фунтов стерлингов — фантастическая сумма, которую лжеевнух сколотил на взятках.

Им была организована беззастенчивая распродажа государственных должностей, званий, наград, равно как и подрядов на строительные, реконструкционные и прочие внутридворцовые работы, на поставку вооружений и провианта для армии, продовольствия для дворца и т. д., и т. п. Продавалось все и вся. При этом Ли Ляньин не забывал о своей покровительнице.

«Прибыв в Пекин на юбилей вдовствующей императрицы, чиновник Ган Ни вручил главному евнуху 30 000 новеньких серебряных юаней, которые он выманил у своего подчиненного — управляющего монетным двором. Передавая монеты, Ган Ни лукаво заметил, что по случаю юбилея императрицы ими можно одаривать приближенных к ней сановников. Ли Ляньин передал подарок юбилярше, которая по достоинству оценила тонкий узор новеньких монет. Через несколько дней Ган Ни приказом императрицы был введен в состав Государственного совета».

Прочие главные евнухи мало чем отличались от Ли Ляньина. Так, Юань Цзиньшоу, главный евнух императрицы Лун Юй, «с наступлением зимы каждый день менял шубы. Он никогда не надевал дважды одну и ту же соболью куртку. Одной только шубы из морской выдры, которую он однажды надел на Новый год, было достаточно для того, чтобы мелкому чиновнику прокормиться всю жизнь. У него была собственная кухня. Его обслуживали младшие евнухи, а также горничные и служанки».

Но были среди оскопленной братии и белые вороны. Одной из них оказался Коу Лянцай, который вместе с другими придворными евнухами прислуживал самой вдовствующей императрице и даже был у нее на хорошем счету. Она не единожды поручала ему выполнять самые интимные задания. И вот в 1898 году Цы Си докладывают о негласных контактах любимчика с ее политическими противниками и, более того, о его пособничестве их заговорщической деятельности. Возмущенная Цы Си пожелала лично учинить допрос изменнику. К ее немалому удивлению, 18-летний юноша заявил, что предпочтет умереть, чем опорочит своих единомышленников. Тогда императрица приказала подвергнуть Коу Лянцая «самым изощренным пыткам». «Погодите! Я все скажу», — воскликнул юноша. И с точностью летописца стал перечислять все любовные похождения Цы Си, включая мимолетные интрижки с молодыми актерами, которые затем, как и незаконнорожденные младенцы, бесследно исчезали. Побагровевшая от злости Цы Си оборвала его, повелев присутствовавшему на допросе Ли Ляньину незамедлительно казнить юношу. Однако Коу Лянцай опередил палачей — изо всех сил, с разбегу, ударился головой о колонну и, истекая кровью, замертво упал.

«Я не могу точно сказать, когда началось использование евнухов в качестве слуг, но зато точно знаю день, когда оно прекратилось, — признается в своих мемуарах Пу И. — Случилось это после Второй мировой войны, в тот день, когда я в последний раз полетел с императорского трона. В тот момент евнухов насчитывалось, вероятно, меньше, чем когда-либо, — всего около десяти».

После того как в 1912 году Пу И официально отрекся от трона Цинской династии, а в Китае была провозглашена республика, многие хуань гуань оказались не у дел. Многие, но не все. Так называемыми «Льготными условиями», подписанными вместе с отречением Пу И, предусматривалось сохранение за ним штата евнухов, «необходимого для обслуживания императорских наложниц и его жены». Даже в начале 1922 года в распоряжении Пу И насчитывалось 1137 евнухов. Через два года их осталось уже не более 200 человек.

15 августа 1945 года Пу И, как он выразился, «последний раз полетел с императорского трона». Но уже не цинского, а Маньчжоу-Го, марионеточного государства, провозглашенного японцами в 1934 году на северо-востоке Китая. При разгроме японской Квантунской армии советскими войсками Пу И был пленен. Менее десятка евнухов, которые в тот момент служили ему, разбежались неизвестно куда и тем самым поставили последнюю точку в истории хуань гуань.


Евнухами называли мужчин-слуг, которые приглядывали за гаремом. Их лишали «мужского достоинства» путем оскопления, дабы те, находясь среди множества наложниц, не поддавались лишним соблазнам. Таких представителей сильной половины человечества можно было бы считать униженными и обделенными, однако, это бы не соответствовало истине. Среди них есть известные личности, которые имели огромное влияние не только на своего правителя, но и на судьбу всего государства.

Евнухи при дворе имели серьезную власть примерно до середины XVII века. Евнух был поверенным между визирем, гаремом, султаном и его матерью, имел свободный доступ к покоям повелителя. Тот, кто занимал должность главного евнуха, всегда был в курсе всех тайн гарема и манипулировал этим себе на пользу.


Этот человек относился ряду самых значимых представителей империи, его боялись и ненавидели одновременно, часто пытались как-то задобрить подкупом. Когда евнух достигал пожилого возраста, он со всеми почестями уходил на пенсию, а в благодарность за хорошую работу ему выплачивали большое вознаграждение.

1. Газанфер Ага


Он появился на свет в Венгрии, но, несмотря на это, принял мусульманство. Служил Газанфер Ага при Селиме, который являлся сыном Сулеймана Великого. Будучи уже на службе, евнухом он стал не сразу, но в будущем согласился на оскопление только ради того, чтобы получить серьезную власть. Хотя, если верить историческому сериалу «Великолепный век», то Газанфер пошел на такой шаг исключительно ради своей любимой - главной наложницы Селима - чтобы больше времени проводить с ней.


Сначала он наблюдал за училищем Эндерун, где проходила подготовка мальчиков к служению на государственных постах. А после этого он стал главным смотрящим за гаремом и на этом посту пробыл целых 30 лет. С его мнением считались и к нему прислушивались внук и сын Селима II. Газанфер на свои собственные финансы выстроил здание, которое стоит и по сей день. Сейчас в нем расположился музей юмора и карикатуры.

2. Хаджи Мустафа Ага


Принял пост главного смотрителя за ложем сразу после смерти Газанфера Ага, после чего принимал активное участие в османской политике. Его служба проходила при султане Ахмеде I, он также являлся помощником двух его сыновей, когда те приняли пост отца. Его можно увидеть в сериале «Великолепный век. Империя Кёсем». С его помощью произошло свержение безумного Мустафы I. Был период, когда Хаджи оказался в немилости и его отправили в Египет.


Но все вернулось на круги своя, и ему возвратили занимаемую ранее должность, когда случилась гибель Османа II. Он приложил все возможные усилия, дабы направить корабли султана в сторону Крыма с целью свержения хана Мехмета Герая. Но запорожские казаки встали на защиту своего правителя и с целью мести пожгли поселения, располагавшиеся на берегах Босфора.

3. Сюмбюль Ага


Был главным евнухом при султане Ибрахиме и, как и все вышеупомянутые, приложил руку к политике государства. После того, как Сюмбюль Ага был убит рыцарями Мальтийского ордена, турецкий флот серьезно отомстил за смерть главного евнуха - они штурмом взяли о. Крит, на котором проживали обидчики.

4. Хаджы Башир Ага


Прослужил в роли главного евнуха при Ахмеде III и Махмуде I. Хаджы продвигал на посты визирей «нужных» ему людей, а неугодных военачальников быстро устранял. Был случай, когда главный визир предпринял попытки убрать Хаджи Башира за то, что тот слишком часто вмешивался в государственные дела, но все это закончилось отставкой самого взбунтовавшегося визира. Он имел в своих руках настолько мощную власть, что вместо султана вел переговоры с Ираном и принимал в процессе этого ответственные решения.

5. Башир Ага


Отдал службе главным евнухом 6 лет, вступив в должность после смерти Хаджы Башира. Все визири были в его подчинении и исправно выполняли данные им приказы. Если же кто-то осмеливался ослушаться - Башир прикладывал все усилия, чтобы добиться отставки наглеца.

За финансовое вознаграждение он проталкивал всех желающих на высокие государственные посты. С его приходом начался расцвет интриг, шантажа и взяточничества. Все дошло до того, что янычары из-за Башира подняли бунт против правящего в то время Мехмеда I.


Чтобы прекратить бунт поданных, правитель издал приказ убрать главного евнуха. Башир Ага был последним из главных евнухов, который имел доступ к делам государства. После его смерти, в 1752 году, занимающие этот пост мужчины были полностью лишены доступа к политике, а в области их компетенции остались только гаремы.

Евнухи должны были водить наложниц на прогулки, следить за их поведением и контролировать вход в гарем - на этом их полномочия заканчивались. После отмены рабства, в Османской империи в 1908 году распустили все гаремы, а большая часть евнухов так и остались на посту государственных служащих.

В продолжение - рассказ про , те, о которых не рассказывают в романтических фильмах