Финансирование образовательных учреждений. Источники финансирования образования в рф: современные тенденции

Повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг возможно при наличии и эффективном использовании всех видов ресурсов и прежде всего финансовых ресурсов. В условиях действия рыночных отношений в экономике успешное развитие системы образования обеспечивается лишь при многоканальном, многоисточниковом финансировании.

Мобилизуя средства на развитие образования из различных источников, надо помнить, что гарантированным продолжает оставаться основной источник - стабильное государственное финансирование.

В действующем законодательстве область образования провозглашена приоритетной. В соответствии с этим законодательно определен порядок государственного финансирования образования.

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают федеральным и территориальным органам власти возможность успешно выполнять возложенные на них политические, экономические и социальные функции. Государство с помощью бюджета сопоставляет законодательно определенные потребности, например, на развитие образования, и возможные финансовые ресурсы для их удовлетворения.

В Бюджетном кодексе РФ (ст. 6) понятие «бюджет» определено как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система России определяется как основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Консолидированный бюджет страны представляет собой свод (сумму) бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность федеральных и региональных (субъектов РФ) органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса (например, органов управления образованием и образовательных учреждений) по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.

Межбюджетные отношения - это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. При этом рассматриваются вопросы закрепления доходных источников, перераспределения доходов и расходов бюджета (включая расходы на образование).

Бюджетное учреждение (ст. 161 БК РФ) - это организация, созданная федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления для осуществления социально-культурных (например, образовательных) функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе утвержденной сметы доходов и расходов.

На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг (например, образовательных) и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение (в том числе образовательное) составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетное учреждение (включая образовательное учреждение) использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Подведомственное федеральным органам исполнительной власти бюджетное учреждение (в том числе образовательное) использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся федеральным казначейством.

Получатель бюджетных средств (ст. 162 БК РФ) - это бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Получатели бюджетных средств (ст. 163 БК РФ):

Имеют право на: своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации; своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования;

Обязаны: своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, полученные на возвратной основе, и вносить плату за пользование этими средствами; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Правительство РФ утвердило положения о федеральных органах управления образованием, в которых определило их функции в части финансирования.

Так в Положении о Федеральном агентстве по образованию (утверждено постановлением Правительства РФ от 17.06.04 №288) установлено, что агентство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

В Положении о Министерстве образования и науки РФ (утверждено постановлением Правительства РФ от 15.06.04 №280) указано, что: министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства, и возложенных на министерство функций; министр вносит в Минфин России предложения по формированию федерального бюджета и финансированию подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств.

В Положении о Департаменте экономики и финансов Минобрнауки России (утверждено приказом министра от 22.03.05 №82) определено, что департамент: формирует бюджетные проектировки по финансированию деятельности подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств, учреждений и организаций в рамках среднесрочного финансового планирования; участвует в рассмотрении Минфином России бюджетных проектировок; согласовывает в Минфине России материалы, расчеты, обоснования, нормативные документы, формы, предусмотренные методикой по определению направлений бюджетных средств; доводит годовые и квартальные уведомления о бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета и объемы финансирования расходов до подведомственных бюджетных учреждений; регулирует объемы бюджетных обязательств по направлениям расходования средств в пределах лимитов, выделенных Минфином России; осуществляет мониторинг бюджетной сети Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств в части результативности бюджетных расходов; оказывает методическую помощь по финансово-экономическим вопросам.

В выступлении Президента Российской Федерации В.В.Путина на встрече с членами правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета целый блок посвящен сфере образования и возможностям ее дальнейшего развития.

Как подчеркивается в выступлении президента, надо думать не только о сегодняшнем дне, но и будущем нашей страны. Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И поэтому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть упущены.

Экономика России, отмечено в выступлении, за последние пять лет выросла почти на 40%. Проводимый курс обеспечил макроэкономическую стабильность.

Особое внимание уделено в выступлении практическим шагам в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье. Именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И решение именно этих вопросов создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.

Важный вопрос - создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, современные образовательные технологии.

Анализируя положения данного выступления президента страны, можно сделать необходимые выводы. Один из них заключается в том, что в практической реализации поставленных задач видную роль будет играть государственный бюджет, выделяемые им средства, необходимые для решения проблем развития приоритетных отраслей, включая образование.

Бюджетное планирование позволяет определить объемы и направления использования бюджетных ресурсов в области образования на каждом из уровней управления бюджетной системы РФ. В процессе бюджетного планирования устанавливаются реально допустимые затраты, их обоснованность, определяются стратегия и тактика решения приоритетных общегосударственных, отраслевых, региональных и муниципальных задач в области образования.

Органы управления образованием и образовательные учреждения должны включаться в эту работу уже на стадии определения объема бюджетных средств, намечаемых на развитие образования на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. Важно контактировать со всеми депутатами, работниками органов исполнительной власти, участвующими в процессе бюджетного планирования.

При этом уточняются все источники государственного финансирования образования, в том числе:

Из бюджета, за которым закреплено непосредственное финансирование конкретных образовательных учреждений;

Поступления из средств утвержденных целевых образовательных программ на всех уровнях власти;

Распределение расходов на образование между бюджетами разных уровней на основе использования существующих форм межбюджетных отношений (например, расходов на зарплату, приобретение компьютеров и т.п.).

Основным показателем развития экономики страны является объем валового внутреннего продукта (ВВП). В России объем ВВП в 2003 году составлял 12,8 трлн. руб., 2004 г. - 15,3, 2005 г. - 18,7, 2006 г. (прогноз) - 24,4 трлн. рублей. Из приведенных данных видно, за последние годы объем ВВП возрос почти в два раза.

Это позволяло государству увеличивать общий объем консолидированного бюджета страны (сумма бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ) и его расходов на образование. Они составляли в 2001 г. - 264 млрд. руб., 2003 г. - 498 млрд. руб., 2005 г. - 762 млрд. рублей. Рост расходов консолидированного бюджета на образование намечается и на 2006 год.

Именно показатели расходов консолидированного бюджета страны на образование позволяют сделать вывод о том, как в целом по Российской Федерации обеспечиваются конституционные гарантии прав граждан на образование. Ведь подавляющее число образовательных учреждений находится в ведении субъектов РФ и местного самоуправления.

Основополагающим является планирование расходов консолидированного бюджета страны на образование в процентах к объему ВВП на планируемый период (год). На текущий 2005 год этот показатель предусматривался в размере 4,1%.

Проектом Кодекса РФ об образовании предлагается установить данный показатель в размере 6 процентов. Исходя из намечаемого на 2006 год объема ВВП расходы консолидированного бюджета страны на образование должны были бы составить полтора триллиона рублей. Чтобы достичь такого уровня, потребуется в ближайшие годы увеличивать объем расходов консолидированного бюджета страны на образование ежегодно примерно на 250 млрд. рублей. Учитывая сложившиеся темпы роста объема ВВП, подобная задача вполне выполнима.

Какие назревшие проблемы образования поможет решить такое увеличение государственного финансирования образования:

Ликвидировать «нищенское» положение педагогов, что соответственно положительно сыграет в пользу повышения престижности профессии педагога;

Полностью компьютеризировать учебный процесс во всех учебных заведениях (включая сельские школы), что позволяет повсеместно внедрить современные образовательные технологии;

Привести в соответствие с действующими требованиями материально-техническое состояние образовательных учреждений, провести необходимый капитальный ремонт, улучшить учебно-лабораторную базу, обеспечить проведение обязательных противопожарных мероприятий, охрану зданий и жизни обучающихся и работников системы образования.

В своем выступлении президент страны особо подчеркнул, что «будем откровенны, цифры экономического роста для очень многих людей остаются абстрактными». И вполне логично, что он предложил уже в 2006 году увеличить заработную плату участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики в среднем на 10 тысяч рублей в месяц. Ее конкретный размер должен прямо зависеть от объема и качества медицинской помощи.

Учитывая, что здравоохранение и образование объявлены государством приоритетными областями, что врачи и педагоги имеют высшее образование и работают в сложных условиях, полагаю целесообразным рассмотреть и принять на федеральном уровне решение об аналогичном единовременном увеличении зарплаты педагогов на 10 тыс. рублей в месяц.

Тем более что в своем выступлении президент указал: низкая зарплата педагогов - одна из ключевых проблем российского образования.

Как определено Трудовым кодексом РФ (ст. 132), заработная плата (в том числе педагогов) должна зависеть от их квалификации (сюда можно отнести высшее образование и опыт педагогической деятельности), сложность выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и не ограничиваться максимальным размером. Вне всякого сомнения, заработная плата педагогов должна индексироваться в соответствии с фактическим уровнем инфляции.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что повышение зарплаты педагогов сейчас - это повышение размера их пенсии потом. Так что думать об этом надо с перспективой на 10-15 лет вперед.

Другое важное направление государственного управления и регулирования определено в выступлении президента: в течение 2006 года завершить переход к нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися.

Здесь уместно напомнить о «шарахании» в этом вопросе. В 2004 году в Федеральном законе №122-ФЗ были исключены из действующих законов все упоминания о финансовых нормах в области образования. Отказались даже от нормы 3% расходов федерального бюджета на высшее образование. Хотя к тому времени утверждался федеральный бюджет на 2005 год, в котором предусматривались расходы на высшую школу в размере, превышающем 3%.

Финансовое нормирование позволяет законодательно регулировать процесс бюджетного планирования и финансирования расходов на образование, осуществлять бюджетное прогнозирование на среднесрочный период (до трех лет) затрат государства на обеспечение конституционных прав граждан на образование.

Финансовые нормы должны быть гибкими и позволять комплексно решать вопрос об объеме бюджетных ассигнований на развитие образования в каждом конкретном случае. Наиболее эффективным, на мой взгляд, может быть порядок, когда нормы предусматривают минимальный размер финансирования в расчете на одного обучающегося, а затем должны применяться к ним повышающие коэффициенты. Например, за выполнение государственного заказа, контрольных цифр приема обучающихся за счет средств бюджета, участие в мероприятиях целевых образовательных программ, проведении экспериментов, внедрение современных образовательных технологий. При этом надо обязательно учитывать рейтинг образовательного учреждения.

Главным при окончательном решении вопроса об установлении объема государственного финансирования на очередной финансовый год должна быть реализация всех имеющихся возможностей для повышения качества образования.

Финансирование образования за счет государства необходимо тесно увязывать с достижением намечаемых результатов деятельности системы образования в целом и каждого конкретного образовательного учреждения. Требуется каждый раз уточнять, как выполняется постановление Правительства РФ от 22.05.04 №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», предусмотревшего смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами».

Следовало бы внести ряд дополнений и уточнения в Закон РФ «Об образовании»:

В ст. 1 «Государственная политика в области образования» раскрыть понятие «приоритетность образования», включая ответственность государства за финансирование за счет средств бюджета выполнения конституционных гарантий прав граждан на образование;

Восстановить упраздненную статью 40 «Государственные гарантии приоритетности образования», изложив ее в новой редакции с учетом упомянутого выше выступления президента страны;

В статье 41 «Финансирование образовательных учреждений» уточнить вопрос о финансовом нормировании, в том числе с учетом повышающих коэффициентов за достигнутые результаты, бюджетного прогнозирования государственных расходов на образование в перспективе.

Все это призвано содействовать практическому выполнению задач, сформулированных в выступлении Президента России: продолжать системную модернизацию образования; концентрировать бюджетные ресурсы на повышении качества жизни граждан страны; добиваться ощутимой отдачи от государственных ассигнований, не допуская бюджетоприедания. Это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России.

ТЕМА 3. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

3.2. Финансирование образования

Источниками финансирования образования являются:

Государственный бюджет;
- поступления от платных образовательных услуг;
- научно-техническая деятельность образовательных учреждений и коммерческая реализация ее результатов,
- предпринимательская деятельность образовательных учреждений, не связанная с образованием и научно-технической деятельностью.

Государственное и муниципальное финансирование образования составляет 3,2% ВВП, из средств предприятий и населения по различным каналам в сферу образования поступает 1,7% ВВП. В 90-е гг. произошло резкое падение финансирования образования, вызванное неблагоприятной макроэкономической ситуацией. По уровню финансирования образования Россия заметно отстает от индустриально развитых стран мира. Так, затраты на одного студента в конце 90-х гг. составляли 300 долл. в год, в США – 18 тыс. долл 19 .

Государственное финансирование

Общие расходы на содержание учреждений образования России в последние годы составляют примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета. Основная доля расходов приходится на территориальные бюджеты: из федерального бюджета на образование выделяется около 4% его расходов, из бюджетов субъектов РФ - около 20% их расходов.

Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, на воспитание детей и подростков, на культурно-просветительскую работу и на подготовку кадров. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование - 41%, на школы-интернаты - 8%, на среднее специальное образование - 10,5%, на высшее образование - 11,5%.

В общей сумме бюджетного финансирования средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов РФ, на 1% - из федерального бюджета. Высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и на 4% - из территориальных бюджетов 20 .

Законом предусмотрено, что финансирование образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В компетенции РФ находятся:

Доля федерального бюджета, направляемая на финансирование образования;
- формирование федерального бюджета в части расходов на образование;
- создание федеральных фондов развития образования;
- установление налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;
- определение федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от количества учащихся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений и государственных органов управления образованием.

В компетенции субъектов РФ находится формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции органов местного самоуправления - формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования.

Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные учреждения с момента их государственной регистрации, но существует дискриминация негосударственного и смешанного секторов образования.

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося или воспитанника по каждому типу образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов.

Схема финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.

Расходы на общеобразовательные школы являются основными в общих расходах на образование. Они включают затраты на текущее содержание (зарплата, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки и др.), приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт и строительство новых зданий. Расходы на текущее содержание школ определяются исходя из среднегодового количества классов и среднегодового количества педагогических ставок на один класс.

Расходы на школы-интернаты определяются по числу воспитанников, количеству классов и педагогических ставок. В отличие от общеобразовательных школ здесь дополнительно предусматриваются штат воспитателей и некоторые другие расходы.

Финансирование детских дошкольных учреждений зависит от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного ребенка в детском учреждении. Статьи расходов - зарплата работников учреждения, питание воспитанников, игрушки, канцелярские и хозяйственные расходы, оборудование, пособия. Плата родителей составляет примерно 20% общих расходов детских дошкольных учреждений.

Финансирование подготовки кадров включает финансирование учреждений профессионально-технического образования, среднего специального образования, высших учебных заведений. Бюджетные ассигнования высшей школе направляются в основном государственным учебным заведениям. Расходы определяются отдельно по каждому ВУЗу (с учетом специфических условий их работы) исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других показателей. Финансирование высшего образования осуществляется на основе следующих принципов:

1) компенсационный принцип: нехватка средств государственного (регионального) бюджета должна быть компенсирована дополнительными законодательно определенными полномочиями, предоставленными ВУЗу государством (местными властями);
2) принцип наделения высшей школы дополнительными правами в налогообложении;
3) принцип ориентации на вложение средств в развитие высшей школы как субъекта рыночной экономики: инвестирование в перспективные направления деятельности ВУЗа, поддержка развития предпринимательства в высшей школе;
4) реинвестиционный принцип - предоставление высшей школе права на предпринимательский оборот госбюджетных средств в целях увеличения инвестиционных возможностей;
5) принцип равнозначности государственных и негосударственных высших учебных заведений исходит из того, что негосударственные учебные заведения обеспечивают удовлетворение потребностей в образовании, более чутко реагируют на рыночную конъюнктуру, способствуют повышению уровня конкурентности высшего образования, обеспечивают разгрузку государственной системы высшей школы.

Доходы от платной образовательной деятельности

Государственные учреждения образования имеют право выполнять дополнительные платные услуги. К дополнительным платным услугам населению относятся: обучение по дополнительным образовательным программам и платным специальностям, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение отдельных предметов и т.д. Например, общеобразовательная школа по существующему законодательству имеет право:

Привлекать дополнительные средства за счет организации платных факультативных курсов по углубленному изучению отдельных предметов, специальных лекций и консультаций с приглашением высококвалифицированных специалистов из других организаций, дополнительных занятий физической культурой и спортом;
- предоставлять населению за дополнительную плату образовательные услуги повышенного качества путем снижения наполняемости классов ниже нормативного уровня;
- реализовывать изделия и услуги, полученные в процессе воспитания учеников при выполнении ими заказов предприятий и организаций;
- сдавать в аренду школьные помещения и т.д.

Для негосударственного образовательного учреждения платная образовательная деятельность является основным источником финансирования. Она не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса.

Доходы от научно-технической деятельности и коммерческой реализации ее продукта

Образовательное учреждение может получать доходы от выполнения заказов на научно-техническую продукцию как от органов государственной власти, так и коммерческих структур. Доход может быть получен также от реализации учебных изданий, обучающих компакт-дисков, словарей и т.п.

Доходы от предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность образовательного учреждения - сдача в аренду основных фондов и принадлежащего ему другого имущества, торговля покупными товарами, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других предприятий и организаций, приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним, ведение иных внереализационных операций, приносящих доход.

Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджета.

Спонсорская поддержка

В настоящее время спонсорские средства на поддержку учебных структур относятся после уплаты налогов на чистую прибыль предприятий. Это делает спонсорскую помощь крайне невыгодной для предприятий. Требуется изменить существующий порядок, создать стимулы спонсорской поддержки учреждений образования.

19 Поиск. - 1997. - №13. - С.9.

1

Исследованы общие принципы системы финансирования образования в России и за рубежом. Приняты во внимание модели, механизмы и способы финансирования сферы образования. Анализ показал: 1) модели используют финансирование из средств бюджетного, частного и коммерческого капитала; 2) рыночные механизмы снижают степень государственного регулирования системы образования; 3) противоречия системы финансирования образования требуют поиска новых путей и подходов к данной сфере. Образование необходимо рассматривать с точки зрения социального и экономического капитала. Совершенствование финансирования образования возможно при перераспределении финансовой нагрузки между участниками образовательного процесса, при увеличении эффективности и возвратности государственных и частных вложений в систему образования, при наличии солидарной ответственности государства, общества, бизнеса за развитие образования в качестве главного ресурса.

финансирование образования

государственные вложения

эффективность

возвратные платежи

солидарная ответственность

1. Аввакумова А.Д. Финансирование системы образования на основе принципа реализации и использования знаний // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8–6. – С. 1426–1430.

2. Клаус Хюфнер Управление и финансирование высшего образования в Германии // «Высшее образование в Европе. – 2003. – Т. XXVIII, № 2. – URL: technical.bmstu.ru/istoch/germ/upr.doc (дата обращения 02.03.2015).

3. Ривчун Т.Е. Модели управления в системе профессионального образования (зарубежный опыт) // Вестник Томского. гос. ун-та. – 2009. – № 328. – C. 135–139. – URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=841&article_id=14122 (дата обращения 28.02.2015).

4. Сумарокова Е.В. Финансирование высшего образования: примеры успешных решений // интернет-издание «Бюджет.RU», 10.10.2014. – URL: http://bujet.ru/article/263901.php (дата обращения 01.03.2015).

5. Ханс Георг Хоффман, эксперт проекта Делфи «Новые формы финансирования, гарантирующие равное образование для всех, и развитие системы платного образования. Некоторые практические примеры западноевропейских стран» // Университетское управление. – 2000. – № 4 (15). – С. 35–42. – URL: http://ecsocman.hse.ru/univman/msg/145206.html (дата обращения 01.02.2015).

Главная задача, стоящая перед мировым сообществом в сфере образования, это сокращение внутренних издержек учебных заведений, повышение эффективности работы образовательных учреждений, привлечение внебюджетных источников финансирования системы образования.

Степень государственного регулирования системы образования во всем мире неизбежно уменьшается в связи с переходом экономики стран к рыночным механизмам. Этому способствует и процесс интернационализации высшего образования в рамках Болонского процесса, который выстраивает общеевропейское пространство высшего образования. Также следует заметить, что Общее соглашение о торговле услугами (GATS) ВТО рассматривает образовательные услуги в качестве конкурентоспособных услуг.

Сфера высшего образования в 80-х годах попала под воздействие реформ, включающих рыночные механизмы, для усиления конкурентной борьбы на уровне государств, регионов, отдельных вузов .

Общие принципы системы финансирования образования

Изучая систему и механизмы финансирования в России и за рубежом, можно сделать вывод, что имеются общие для всех стран подходы и принципы финансирования образования:

Финансирование из бюджетных и внебюджетных фондов;

Софинансирование учебных заведений и предприятий, учебных заведений и частного капитала;

Соотношение бюджетного, частного и коммерческого капитала зависит от политической, экономической обстановки в стране и в мире в целом;

Поиск новых путей финансирования образования осуществляется независимо от положения страны в мировых рейтингах;

Модернизация системы образования;

Поиск эффективных путей развития и функционирования системы образования.

Во всем мире применяются следующие тактики финансирования образования:

1. При общем сокращении финансирования образования для выравнивания возможностей образовательных учреждений различных уровней урезают финансирование «сильных» учреждений в пользу «слабых». Такая ситуация снижает конкурентоспособность первых без повышения конкурентоспособности вторых в силу недостаточности финансирования, а в итоге увеличивается количество «слабых» образовательных учреждений.

2. При необходимости усиления международной конкуренции увеличиваются финансовые вливания в «сильные» учреждения, а «слабые», в силу закона ограниченности ресурсов, испытывают недофинансирование или прежний уровень финансирования.

3. При необходимости усиления внутренней конкуренции финансирование осуществляется в рамках заявленных бюджетов, что приводит к ослаблению позиций «слабых» и усилению позиций крупных учреждений. Это приводит к перегруппировке сил в системе образования - поглощению, слиянию, реорганизации образовательных учреждений.

4. При необходимости повысить степень успешности и иные показатели увеличивается финансирование «слабых» образовательных учреждений для развития их финансово-хозяйственной деятельности и образовательных процессов. «Сильные», в силу закона ограниченности ресурсов, испытывают недофинансирование или прежний уровень финансирования.

Поиск новых моделей финансирования образования

Совершенствование системы финансирования образования должно заключаться в ревизии и актуализации имеющихся методов и механизмов финансирования образовательных процессов. Наиболее действенные и эффективные необходимо использовать с учетом текущих условий в мировой экономике. Данный процесс невозможен без включения основных участников образовательного процесса - обучающихся и их законных представителей, государства, образовательных учреждений, работодателей, общества в целом.

На современном этапе поиск новых моделей финансирования заключается прежде всего в поиске оптимального соотношения между государственным и частным финансированием системы образования. Доля государственного финансирования меняется в зависимости от экономического положения страны, применяемой политики в сфере образования.

Политика в области образования тесно связана с политикой в области трудоустройства, занятости населения. Решение проблем в сфере финансирования образования следует искать в плоскостях социально-экономических процессов:

Развитие системы финансирования образования;

Финансирование образования - инвестиции в людские ресурсы;

Образование - источник благосостояния нации;

Справедливость и равенство при получении образования;

Значимость обучения на производстве;

Развитие системы оплаты образования;

Развитие системы образования на протяжении всей жизни.

Новое мышление в сфере финансирования образования развивалось под влиянием разработок Всемирного банка в США, Шотландии, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке. Реформирование деятельности и финансирования в области образования реализуется в Испании, Нидерландах, Швеции, Германии. В развитых странах поиск новых путей финансирования образования связан с изменениями социальной структуры общества в пользу среднего класса .

Принципиальные подходы к финансированию сферы образования зависят от экономических и политических моделей управления, применяемых в странах. В последние годы в мире предпринимаются попытки перераспределения финансовой нагрузки по оплате образования, что предполагает изменение доли участия каждого из источников финансирования. Такие страны, как Германия, Австралия, Швеция, Великобритания и США, пересматривают систему финансирования образования, предлагая перераспределение издержек высшего образования между студентами, родителями и налогоплательщиками . Кроме того, более активно привлекается к участию в финансировании образования еще один важный источник финансовых ресурсов частных университетов в США, Великобритании - индивидуальная и институциональная филантропия. Развитие филантропии среди предпринимателей происходит в силу получения ими высокой прибыли от использования высококвалифицированных специалистов, от использования результатов технических и научных достижений, исследований. Отдельные страны для увеличения доли участия предпринимательских структур в процессе финансирования образования предлагают ввести специальный налог в пользу системы образования, предоставить льготы спонсорам.

Новые механизмы финансирования образования призваны расширить возможности как вузов (учебные, экономические процессы), так и потребителей образовательных услуг (кредитование, государственные гарантии).

Кредитование образовательных программ возможно за счет средств кредитных организаций, государства, учебных заведений, а также за счет предприятий, являющихся заказчиками образовательных услуг. Возможность кредитования вузами своих студентов зависит от заинтересованности учреждения в успешной карьере своих выпускников, что в свою очередь требует оценки качества образовательных услуг. Высокая заработная плата выпускников, от которой зависят возвратные платежи в случае кредитования, должна стимулировать вузы принимать лучших студентов на обучение, формировать программы обучения, направленные на максимизацию их будущих заработков .

Одним из направлений финансирования образовательной деятельности является поддержка обучающихся за счет предоставления ссуд, при этом объем возвратных платежей по ссудам увязывается с доходом кредитуемого до полного погашения. Такие методы поддерживаются во многих странах, но нет единого подхода к его реализации через размер и сроки выплат возвратных платежей.

Поиск новых автономных моделей, ориентированных на стимулы и результативность, приведет к расширению компетенций вузов, что в рамках повышения эффективности финансового управления позволит более свободно и оперативно распоряжаться полученными средствами, более гибко использовать инструменты и методы финансирования . Следует активно внедрять различные комбинации государственного и частного финансирования - государственное образование в качестве дополнительного финансирования может использовать средства из внебюджетного фонда и средств частного капитала, частное образование в свою очередь имеет возможность использовать средства бюджетов в качестве дополнительного финансирования.

Задачей совершенствования системы финансирования образования является более эффективное использование имеющихся средств, снижение расходов в системе образования, более действенное перераспределение средств между уровнями бюджетов, между участниками образовательного процесса. В некоторых странах рассматривается вопрос снижения расходов на образование за счет привлечения непрофессиональных преподавателей - родители обучающихся, студенты, высококвалифицированные сотрудники организаций с хорошим образованием, которые за меньшую плату, чем у преподавателей, готовы проводить обучение. Такой обучающий состав находит применение в США, Англии, частично в Германии.

Большинство предложений, обсуждающихся в настоящее время, носят замкнутый характер: установление оплаты за обучение, методы контроля качества преподавания, введение системы бонусов, баллов, премий и пр. При этом необходимо помнить, что предложения должны рассматриваться и обсуждаться во всей совокупности альтернатив.

Заключение

Актуальность совершенствования системы финансирования образования обоснована недостаточностью средств в сфере образования, что приводит к неэффективному использованию имеющихся в распоряжении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ресурсов.

Несмотря на постоянную поддержку государства, система финансирования образования находится в сложной ситуации нарастания проблем и противоречий: спрос на образование в жестких рыночных условиях, широкий спектр образовательных услуг и ограниченные возможности потребителей услуг. Определяющим фактором наличия проблем в данной сфере является определение образовательного процесса как социально значимого блага в условиях эффективной экономики.

Решение проблем, лежащих в плоскости социально-экономических проявлений, требует системного подхода при построении новых моделей реализации задач, новых связей между элементами системы (участники образовательного процесса и ресурсы). Новые модели финансирования образования определяют доли бюджетных и внебюджетных средств (внешнее финансирование), а также определяют роль самофинансирования образовательных учреждений (внутреннее финансирование).

Совершенствование системы финансирования образования реализуется через решение ряда задач, среди которых:

Сравнительный анализ существующих стандартов, методологий, моделей и т.д.;

Оценка результатов финансирования;

Разработка и внедрение новых подходов, стандартов, моделей, стратегий;

Стандартизация подходов и моделей.

Рассматривая образование как социальный и экономический капитал, необходимо определить предпринимательские структуры в качестве основных потребителей результатов образовательной деятельности. Такая постановка вопроса позволит выстраивать долгосрочные партнерские отношения между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и бизнесом.

Комплексный подход при поиске наиболее эффективных методов и моделей финансирования образования требует эффективного менеджмента, стандартизации методологии финансирования, выработки идеологии в сфере финансирования образования.

Совершенствование системы финансирования образования и ее реализация позволит снизить следующие риски:

Невозвратность платежей при обучении в кредит или в рассрочку;

Сокращение бюджетного финансирования;

Неэффективное использование средств на нужды образования;

Влияние кризисных явлений во внутренней и внешней среде сферы образования.

Выработка более эффективной системы финансирования образования решает проблему качества финансирования образовательных организаций за счет: увеличения объемов возвратных платежей, прозрачности финансовых потоков, за счет адресности поступающих в образовательные учреждения средств, солидарной ответственности участников образовательного процесса .

Рецензенты:

Попков В.П., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой коммерции, СПбГЭУ, г. Санкт-Петербург;

Титова М.Н., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой менеджмента, научный руководитель лаборатории современных методов менеджмента, член Ученого совета, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Аввакумова А.Д. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 6-1. – С. 91-94;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38399 (дата обращения: 21.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Источники финансирования образования

Введение

Переход российской экономики к рыночным отношениям вызвал необходимость проведения структурной перестройки системы образования с учетом требований рынка, изменения механизма финансирования и управления сферой образования. Одним из приоритетов реформы общего образования является совершенствование механизма финансирования. Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг может создать основу для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу общего образования.

1 . Понятие финансир ования, принципы финансирования

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности.

Финансирование государственных или муниципальных расходов - это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности), для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

Финансирование осуществляется на основании определенных принципов. Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов:

Плановость;

Соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;

Целевое направление средств;

Соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, государства, муниципальных образований;

Соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм;

Безвозвратность и безвозмездность выделения средств;

Контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

Выделяются два основных правовых режима финансирования в зависимости от особенностей использования средств субъектами:

Финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;

Финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т.е. сметно-бюджетное финансирование.

финансирование государственный образование расход

2 . Источники финансирования обра зования

Источниками финансирования образования являются:

Государственный бюджет;

Поступления от платных образовательных услуг;

Научно-техническая деятельность образовательных учреждений и коммерческая реализация ее результатов,

Предпринимательская деятельность образовательных учреждений, не связанная с образованием и научно-технической деятельностью.

Государственный бюджет

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося или воспитанника по каждому типу образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов.

Схема финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществлять финансирование образовательных учреждений можно только из бюджета того уровня, к которому относится учредитель соответствующего учебного заведения. Это означает, что, например, муниципальная школа может финансироваться только из муниципального бюджета. При этом бюджет субъекта федерации может выделять средства на обеспечение учебного процесса в этой школе только путем перечисления их в соответствующий муниципальный бюджет, причем без гарантий их направления в школу.

Расходы на общеобразовательные школы являются основными в общих расходах на образование. Они включают затраты на текущее содержание (зарплата, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки и др.), приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт и строительство новых зданий. Расходы на текущее содержание школ определяются исходя из среднегодового количества классов и среднегодового количества педагогических ставок на один класс.

Расходы на школы-интернаты определяются по числу воспитанников, количеству классов и педагогических ставок. В отличие от общеобразовательных школ здесь дополнительно предусматриваются штат воспитателей и некоторые другие расходы.

Финансирование детских дошкольных учреждений зависит от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного ребенка в детском учреждении. Статьи расходов - зарплата работников учреждения, питание воспитанников, игрушки, канцелярские и хозяйственные расходы, оборудование, пособия. Плата родителей составляет примерно 20% общих расходов детских дошкольных учреждений.

Финансирование подготовки кадров включает финансирование учреждений профессионально-технического образования, среднего специального образования, высших учебных заведений. Бюджетные ассигнования высшей школе направляются в основном государственным учебным заведениям. Расходы определяются отдельно по каждому ВУЗу (с учетом специфических условий их работы) исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других показателей.

Финансирование высшего образования осуществляется на основе следующих принципов:

1) компенсационный принцип: нехватка средств государственного (регионального) бюджета должна быть компенсирована дополнительными законодательно определенными полномочиями, предоставленными ВУЗу государством (местными властями);

2) принцип наделения высшей школы дополнительными правами в налогообложении;

3) принцип ориентации на вложение средств в развитие высшей школы как субъекта рыночной экономики: инвестирование в перспективные направления деятельности ВУЗа, поддержка развития предпринимательства в высшей школе;

4) реинвестиционный принцип - предоставление высшей школе права на предпринимательский оборот госбюджетных средств в целях увеличения инвестиционных возможностей;

5) принцип равнозначности государственных и негосударственных высших учебных заведений исходит из того, что негосударственные учебные заведения обеспечивают удовлетворение потребностей в образовании, более чутко реагируют на рыночную конъюнктуру, способствуют повышению уровня конкурентности высшего образования, обеспечивают разгрузку государственной системы высшей школы.

Доходы от платной образовательной деятельности

Государственные учреждения образования имеют право выполнять дополнительные платные услуги. К дополнительным платным услугам населению относятся: обучение по дополнительным образовательным программам и платным специальностям, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение отдельных предметов и т.д.

Например, общеобразовательная школа по существующему законодательству имеет право:

Привлекать дополнительные средства за счет организации платных факультативных курсов по углубленному изучению отдельных предметов, специальных лекций и консультаций с приглашением высококвалифицированных специалистов из других организаций, дополнительных занятий физической культурой и спортом;

Предоставлять населению за дополнительную плату образовательные услуги повышенного качества путем снижения наполняемости классов ниже нормативного уровня;

Реализовывать изделия и услуги, полученные в процессе воспитания учеников при выполнении ими заказов предприятий и организаций;

Сдавать в аренду школьные помещения и т.д.

Для негосударственного образовательного учреждения платная образовательная деятельность является основным источником финансирования. Она не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса.

Доходы от научно-технической деятельности и коммерческой реализации ее продукта

Образовательное учреждение может получать доходы от выполнения заказов на научно-техническую продукцию как от органов государственной власти, так и коммерческих структур. Доход может быть получен также от реализации учебных изданий, обучающих компакт-дисков, словарей и т.п.

Доходы от предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность образовательного учреждения - сдача в аренду основных фондов и принадлежащего ему другого имущества, торговля покупными товарами, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других предприятий и организаций, приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним, ведение иных внереализационных операций, приносящих доход.

Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджета.

Спонсорская поддержка

В настоящее время спонсорские средства на поддержку учебных структур относятся после уплаты налогов на чистую прибыль предприятий. Это делает спонсорскую помощь крайне невыгодной для предприятий. Требуется изменить существующий порядок, создать стимулы спонсорской поддержки учреждений образования.

Правовой базой для привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль явилась целая серия законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона от 13 января 1996 г.

№135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996 г.

№7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

3 . Недостатки финансирования

Недостаток финансирования в сфере образования следует рассматривать с двух позиций:

· недостаток средств, выделяемых из государственного (или муниципального) бюджета, как количественную характеристику проблемы финансирования образования, т.е. собственно недостаток средств;

· недостаточно эффективное (или недостаточно обоснованное) распределение бюджетных средств между уровнями образования и образовательными учреждениями как качественную характеристику проблемы финансирования образования.

В этом смысле анализ проблемы финансирования образования должен охватывать обе эти характеристики: количественную и качественную , с тем чтобы определить не только (и даже не столько) размеры дефицита бюджетных ресурсов в сфере образования, сколько недостатки существующего механизма бюджетного финансирования, включая его организацию и институциональное оформление.

Система образования Российской Федерации является преимущественно государственной (государственно-муниципальной). Это означает, что основными ее элементами являются государственные или муниципальные образовательные учреждения. Их деятельность финансируется из соответствующих государственных - федерального и (или) региональных или муниципальных - бюджетов.

Бюджетный процесс организован таким образом, что выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета и на основании утвержденной сметы (т.е. исключительно в соответствии с планом). Распределение ассигнований по экономическим статьям бюджетной классификации определяется в первую очередь необходимостью производить социально значимые выплаты работникам сферы образования заработную плату, включая разного рода доплаты и надбавки, стипендии и пособия студентам и учащимся. В результате недостаточно финансируются статьи расходов, связанных с обеспечением собственно учебного процесса, содержанием материально-технической базы учебных заведений и их развитием. Эффективность действующей системы финансирования образования в условиях дефицита бюджетных средств определяется, следующими факторами:

· распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации и соблюдение принципа их целевого использования (как его понимают финансовые органы) не позволяет осуществлять маневрирование ресурсами в зависимости от конкретных условий и для решения конкретных задач;

· ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств все больше превращается в необходимость обоснования перед финансовыми органами каждой траты этих средств, что сводит на нет законодательно установленную автономию и самостоятельность образовательных учреждений; ·

· действующая структура финансовых органов содержит множество промежуточных звеньев, замедляющих движение финансовых потоков; ·

· принятая процедура внесения изменений в смету (плановый документ) также затрудняет движение финансовых ресурсов.

Заключение

В последние годы бюджетное финансирование значительно сократилось. В связи с этим образовательные учреждения стали больше использовать внебюджетные источники финансирования. Это имеет свои положительные и отрицательные стороны. Для исправления негативных последствий сложившейся ситуации правительство разработало Концепцию модернизации образования. Главной отрицательной чертой которой является значительное расходование средств на управленческие структуры, а не на образовательный процесс. Для повышения эффективности и качества образования нужны более существенные финансовые и интеллектуальные инвестиции в тех, кто образовывается и кто образовывает, т.е. прежде всего в учащихся и преподавателей. Но эта примитивная истина никак не представлена в реальных действиях правительства России.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/budget/ - Дата доступа: 10.04.2016;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrfl/ - Дата доступа: 13.04.2016;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 05.08.2000 г. №117-ФЗ // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrfl/ - Дата доступа: 10.04.2016;

4. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Информационно-справочная система «Консультант» // Электронный ресурс. / ИСС «Консультант». - Послед, обновление 03.07.2012;

5. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 г. №273 - ФЗ // Электронный ресурс. Режим доступа: hьpy/www.rg.m2012/12/30/оЬ1жоуш1еч1окЬ1ш1 - Дата доступа: 03.04.2016;

6. Абанкина И.В. От финансирования учреждений к финансированию услуг // Школа управления образовательными учреждениями, 2012. №5;

7. Анализ бюджетных расходов на образование и культуру в 2011-2013 гг. / Федеральный портал protown.ru // Электронный ресурс. Режим доступа: http://protovra.ru/information/hide/6376.html - Дата доступа:.03.04.2016;

8. Курляндская Г.В. Разграничение расходных полномочий между уровнями власти в Российской Федерации // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fpcenter.ru/themes/basic/materialsdocument.asp? folder=1649&mat ID=2744.29&query Дата доступа: 13.03.2016;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и сущность капитальных вложений, их роль в воспроизводстве основных капиталов. Направления и источники финансирования капитальных вложений. Расчет и анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2012

    Общая характеристика системы образования России. Состав расходов на эту сферу, ее содержание и источники финансирования. Место этой статьи расходов в государственном бюджете РФ. Уровень национального финансирования образования в зарубежных странах.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2014

    Классификация капитальных вложений, источники финансирования. Различие между инвестициями и капитальными вложениями. Экономико-финансовая характеристика коммунального сельскохозяйственного предприятия "Агробересневка" Докшицкого района Витебской области.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2013

    Сущность инвестиций и их роль в экономическом развитии. Инвестиционная деятельность, признаки, сущность, направления. Кредиты как источники финансирования инвестиционных проектов. Источники формирования инвестиционной деятельности в сфере строительства.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Оценка эффективности производства в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Источники финансирования дополнительных капитальных вложений на развитие производства. Экономическая эффективность капитальных вложений. Комплексная оценка деятельности ГТС.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2010

    Понятие, виды и источники финансирования капитальных вложений. Содержание методов расчета срока окупаемости вложений и нормы прибыли на капитал. Оценка внутренней нормы доходности и рентабельности инвестиций дисконтированного периода окупаемости.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Сущность иностранных инвестиций и их виды. Структура иностранных инвестиций в РФ и по основным странам-инвесторам. Региональное размещение иностранных инвестиций в России. Внутренние источники финансирования капитальных вложений в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2014

    Современное состояние бюджетного финансирования системы начального профессионального образования в России и перспективы на будущее. Действующие принципы организации финансово-экономической деятельности заведений начального профессионального образования.

    контрольная работа , добавлен 08.07.2009

    Понятие, роль и значение государственного бюджета в национальной экономике. Структура бюджетной системы Республики Беларусь. Бюджетный дефицит и источники его финансирования. Динамика изменения доходов и расходов государственного бюджета страны в 2012 г.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2013

    Понятие, концепция финансирования предпринимательской деятельности. Источники, виды финансирования. Основные аспекты финансирования предпринимательской деятельностию. Основная концепция финансирования - временная стоимость денег. Концепция финансирования.


Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
В условиях проведения широкомасштабной модернизации экономики РФ решающим фактором становится повышение образовательного уровня населения.
Для подготовки квалифицированных кадров требуются систематические значительные вложения в образование.
Основным «поставщиком» образовательных услуг являются образовательные учреждения.
Источники поступления финансовых средств в образовательные учреждения складываются из: бюджетных средств; средств корпораций; средств домохозяйств. В последние годы возрастают объемы финансирования и разнообразие форм денежных средств, привлекаемых в данную отрасль.
В связи с принятием закона от 08.05.2010 г. №83-ФЗ, посвященного совершенствованию правового положения учреждений, кардинальным образом меняется бюджетное финансирование образовательных учреждений. Бюджетные средства будут выделяться в форме субсидии на выполнение задания, а не по смете, как было ранее. В основе расчета субсидии находится нормативный метод.
Широкая сеть дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ в подавляющем большинстве находится в ведении муниципальных образований и субъектов РФ, соответственно, эти учреждения финансируются из местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ. При этом доля местных бюджетов в финансировании дошкольного и школьного образования снижается, а доля региональных бюджетов возрастает.
Это связано с внедрением нормативно-подушевого финансирования, предусматривающего выделение субвенции из бюджета субъекта РФ местному бюджету на финансирование государственных образовательных гарантий.
Нормативно-подушевое финансирование предполагает, что объем бюджетного финансирования, предоставляемого образовательному учреждению, зависит от численности учащихся и стоимости образовательной услуги, им предоставляемой, в расчете на одного ученика.
В результате образовательные учреждения заинтересованы в максимизации числа учащихся и между ними возникает конкуренция за учеников, что является стимулом для повышения качества предоставляемых образовательных услуг.
Т.о., применение нормативов финансирования обеспечивает повышение прозрачности и объективности распределения бюджетных средств между образовательными учреждениями, а также сокращение времени, которое уходит на переговоры между администрацией школ и органом управления образованием
Роль федерального бюджета, как источника денежных средств для данных уровней образования, незначительна.
Так, доля федерального бюджета в финансировании дошкольного образования в 2009 г. составляла 1% в структуре расходов бюджетов всех уровней по разделу «Образование», а в финансировании общего образования - 1,2%. В структуре расходов на дошкольное и общее образование средства консолидированных бюджетов субъектов РФ составляют 21,5% и 58,7% соответственно.
Подавляющая часть средств федерального бюджета, выделяемых на поддержку образования, направляется на финансирование профессионального образования, из них 80% - на финансирование высшего образования.
Из федерального бюджета поступают средства на реализацию федеральных целевых программ в области образования и национального проекта «Образование», что напрямую касается первых ступеней образования.
Этот проект реализуется на территории РФ пять лет. Финансирование проекта является одним из важных направлений расходов федерального бюджета в форме субсидий.
На его реализацию в 2006 г израсходовано 28,96 млрд руб., в 2007 г. - 51,97 млрд руб., в 2008 г - 42,6 млрд руб., в 2009 г. - 21,03 млрд руб. Доля расходов федерального бюджета составляла 13-18% в 2006-2007 гг., а в 2009 г. этот показатель значительно уменьшился до 6,8%, что было связано с кризисом.
Динамика бюджетного финансирования общего образования в последние годы является положительной.
Так, по данным МФ РФ, бюджетные средства на финансирование общего образования из средств консолидированного бюджета РФ составили: 484,1 млрд руб. в 2006 г.; 454,7 млрд руб. в 2007 г.; 737,8 млрд руб. в 2008 г. и 795,6 млрд руб. в 2009 г. Тем не менее, система общего образования в нашей стране функционирует в условиях постоянного недофинансирования.
С 2007 года в качестве дополнительных средств финансирования образовательных учреждений стал использоваться целевой капитал («endowment»). Так, 30.12.2006 г. принят пакет законов, регулирующих создание целевых капиталов в России.
В настоящее время появилась возможность дополнительного финансирования образования за счет средств материнского капитала. Сегодня получение образования не исчерпывается процессом обучения в формальном секторе.
В связи с развитием рынка образовательных услуг все большую роль начинает играть неформальное образование детей и взрослых.
Получение такого рода образования не фиксируется выдачей официального документа и связано с нелицензируемой деятельностью частных преподавателей.
Обособленно в системе источников финансирования образования находится образовательный кредит. Это новый вид кредитования, который практикуется весьма ограниченно.
Для того, чтобы кредитные образовательные программы могли охватить широкий круг студентов, необходимо разработать приемлемые условия: осуществлять кредитование без залога и предоплаты сроком на десять лет, причем первые пять с половиной лет, отведенные на обучение и дальнейший поиск работы, должны считаться льготным периодом, т.е. обслуживание займа должно быть бесплатным и должна быть предусмотрена частичная компенсация из бюджета рыночной процентной ставки.
Эти условия позволят отечественной модели образовательного кредитования максимально приблизиться к западноевропейским стандартам.

Еще по теме ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ:

  1. Финансирование системы образования. Фонды образования, их структура и назначение
  2. Современное правовое образование в контексте формирования новой системы образования
  3. 5.2 Финансирование услуг в сфере образования и здравоохранения
  4. § 2 Теократические тенденции современной государственности
  5. Современные тенденции и противоречия российского антимонопольного законодательства

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -