Шагает правой левой левой. Левый марш

«Левый марш» Владимир Маяковский

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!

Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод
за мора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой, -
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

Глаз ли померкнет орлий?
В старое станем ли пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

Анализ стихотворения Маяковского «Левый марш»

Одной из причин, по которой в России произошла революция 1917 года, историки называют бессмысленную и кровопролитную первую мировую войну, в которую страна была втянута из-за тщеславия царя Николая-II. Однако даже после того, как в стране произошла смена власти, война не закончилась. Вплоть до 1919 года войска Антанты пытались завоевать Россию, считая, что для этого настал весьма удобный момент – страна, разрываемая внутренними распрями, ослабла настолько, что уже не могла дать достойного отпора врагам. Идет 1918 год, один из самых сложных в жизни нового советского государства. Правительство во главе с Лениным не признает ни одна страна, поэтому о заключении мирного соглашения пока не может быть и речи. Остается одно – воевать и с оружием в руках отстаивать независимость России. Именно в эти дни Маяковский пишет свое знаменитое стихотворение «Левый марш», призванное укрепить боевой дух разношерстной и разбегающейся по домам русской армии.

Рассказывая об истории создания этого произведения, поэт признался, что оно было написано буквально за полчаса, пока автор ехал в пролетке на встречу с питерскими матросами. Отсюда и столь необычная поэтическая форма, и постоянно повторяющийся рефрен: «Левой! Левой! Левой!». Маяковскому нужно было укрепить боевой дух солдат, которые устали от войны и надеялись на то, что после революции она закончится. После победы пролетариата никто не хотел воевать, так как солдаты и матросы, набираемые в царскую армию из простых крестьян, мечтали вернуться домой и получить обещанную землю. Убедить их в необходимости вернуться на фронт как раз таки и являлось задачей поэта.

Сегодня трудно судить о том, насколько успешно Маяковский с ней справился. Однако стихотворение «Левый марш» является ярким примером агитационной поэзии того времени . Каждая строчка произведения – это призыв к действию, и автор напрямую заявляет о том, что пришло время принимать решительные меры. «Ваше слово, товарищ маузер», - заявляет Маяковский, намекая на то, что пустой болтовней невозможно разбить врагов, и утверждая при этом, что «коммуне не быть покоренной». Автор призывает армию «печатать шаг», чтобы как можно скорее закрепить «у мира на горле пролетариата пальцы». И в этом призыве нет кровожадности либо фанатизма, так как на кон поставлена только что обретенная свобода страны, которую поэт искренне считает самой лучшей и справедливой.

При этом Маяковский понимает, что воевать придется не только с внешними, но с внутренними врагами. Поэтому в стихотворении он саркастически вопрошает: «Кто там шагает правой?», указывая на многочисленные политические течения, выступающие против революции . Поэт убежден, что разногласия среди солдат и моряков в этот непростой период могут оказаться даже более опасными, чем всевозможные происки Антанты. И оказывается прав, так как после окончания Первой мировой войны в России еще несколько лет продолжается война гражданская.

Конечно, в 1918 году Маяковский все еще идеализирует революцию, хотя и понимает, что она превращается в кровавую бойню . Однако автор убежден, что человеческие жертвы – это неизбежная дань, которую следует уплатить ради того, чтобы дать жизнь другим людям, свободную и счастливую. На самом же деле революции с ее благими намерениями и вполне здравыми идеями суждено будет превратиться в фарс и отбросить Россию в экономическом развитии примерно на век назад. Но до столь печальных последствий переворота Маяковскому не суждено будет дожить, и он до самого последнего дня будет верить в торжество социалистической справедливости.

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!

Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод
за мора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

Глаз ли померкнет орлий?
В старое станем ли пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

Анализ стихотворения «Левый марш» Маяковского

После победы революции Россия по-прежнему находилась в очень тяжелом положении. На смену Первой мировой пришла Гражданская война и иностранная интервенция. Большевики оказались в неприятном положении. Одним из главных дореволюционных лозунгов было немедленное прекращение войны. Миллионы людей поддержали этот призыв. Но приходилось вновь покидать дома и брать в руки оружие. Убедить измученных людей в необходимости защиты революционных идеалов было очень сложно. Такая задача возлагалась на лидеров партии и на творческую интеллигенцию. Одним из первых откликнулся на этот призыв Маяковский, свято веривший в коммунистическую идею. Стихотворение «Левый марш» (1918 г.) он написал за полчаса во время поездки на встречу с бойцами.

Произведение имеет ярко выраженный агитационный характер. Поэт совершенно не заботится о его художественной ценности. Главная задача стихотворения – направить уставших людей на войну. Победа была нужна любой ценой. С каждой строки буквально вырывается агрессия. Маяковский утверждает, что прошло время торжественных речей и убеждений, «ваше слово, товарищ маузер». Революционная армия действует не только против своих врагов, ее оружие направлено против всей истории человечества: «клячу истории загоним».

Структура произведения напоминает воинский марш. Для усиления несколько раз повторятся команда: «Левой, левой, левой!». Маяковский сознательно возбуждает в солдатах чувства злости и ненависти против иностранцев. Защита первого в мире социалистического государства становится задачей международного масштаба. Ради справедливости стоит отметить, что такой воинственный настрой не был беспочвенным. Западные страны действительно объединились против большевиков и пытались любыми средствами задавить молодое государство.

Маяковский заявляет, что «солнечный край непочатый» уже близко. Необходимо победить в последнем решающем сражении. На карту поставлена судьба всего человечества. Именно в России будет окончательно решен вопрос о возможности построения коммунизма. «Пролетариата пальцы» должны сжать горло всего мира.

В настоящее время стихотворение «Левый марш» считается крайне примитивной агитацией. Особенно при учете того, что эксперимент по построению коммунизма в России провалился. О правых и виноватых легко рассуждать в уютном кабинете. Но надо понимать, в какой атмосфере Маяковский писал это произведение. Перед каждым человеком было только два варианта, от выбора зависела его жизнь. Поэт был фанатиком революции. Неудивительно, что в тех условиях он превратил стихотворение в яростный марш.

Всего двадцать лет прошло с того времени, как Александр Блок написал первые стихи, составившие цикл Ante Lucem, до поэмы «Двенадцать», венчающей его творческий путь. Но какие шедевры создал за эти два десятилетия великий поэт. Теперь мы можем проследить путь Блока, изучая его биографию, историю отдельных стихотворений, перелистывая страницы старых газет и журналов, читая воспоминания современников. И постепенно раскрывается перед нами прекрасная и загадочная душа одного из проникновеннейших певцов России.

Если говорить о пессимизме Бунина, то он иного происхождения, чем пессимистические проповеди Сологуба, Мережковского и прочих декадентов. Совершенно произвольно интерпретирует Батюшков цитируемые Буниным следующие слова Леконта де Лиля: «Я завидую тебе в твоем спокойном и мрачном гробу, завидую тому, чтобы освободиться от жизни и избавиться от стыда мыслить и ужаса быть человеком».

Весной 1912 года Сергей Есенин окончил церковно-учительскую школу, летом переехал в Москву и начал работать в конторе мясной лавки купца Крылова, у которого служил его отец. Крылову принадлежало домовладение по Б.Строченовскому пер., д. 24. В Центральном государственном историческом архиве г.Москвы хранится «Дело московской городской управы. Об оценке владения, принадлежащего Крылову Николаю Васильевичу».

Помните знаменитые строки Владимира Маяковского : «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!» Такое впечатление, что этот призыв обретает новую актуальность.

Несмотря на то что на прошедших президентских выборах кандидат от КПРФ получил незначительное число голосов, левая повестка дня обретает популярность. И не только среди широких слоёв населения, но и, что кажется удивительным, и среди молодёжи.

Провальный опыт построения коммунизма в СССР нанёс идеям Маркса - Ленина такой ущерб, что о новом победном шествии этих идей говорить не приходится. В глубоком упадке Куба, казавшаяся ещё несколько десятилетий назад витриной коммунизма. Закончились поиски коммунистического будущего в Африке. Даже в Китае, где компартия является правящей, КПК лишь с большой натяжкой можно назвать марк-систско-ленинской. Сегодня в Пекине больше капитализма, чем коммунизма, а капиталистический рынок работает шире и эффективнее, чем в России.

Тенденция роста левых настроений, которую отмечают социологи по всему миру, в том числе и в России, имеет иное направление. В ней больше троцкизма, чем марксизма-ленинизма. При этом троцкизм, особенно в молодёжной среде, носит не столько идеологический характер, сколько протестный и демонстративный. Протест ширится против самой формулы современного капиталистического глобализма, при котором давно известные изъяны буржуазного общества не исчезают, а множатся. Это и чрезмерное накопление богат-ства у одних, и «новая бедность» у других, сокращение бесплатной социальной сферы в образовании и медицине, политический и материальный эгоизм правящей элиты, прогрессирующее разделение общества на сословия.

Другая траектория

В России «левизна», нередко обретающая формулу молодёжных манифестаций, имеет иную форму, чем в европейских странах. В последние годы власть своими запретами существенно сузила возможности для легального протеста. Получить разрешение для официального митинга, шествия, группового или даже одиночного пикета, если в нём содержится хотя бы минимальный намёк на политику, стало весьма сложно. Общество в условиях политической апатии большинства населения, по сути, смирилось с этим. Социологи в течение уже нескольких лет фиксируют снижение градуса уличного недовольства. Особенность сегодняшних настроений простых граждан состоит в том, что социальные права и бытовая обустроенность жизни волнуют их значительно больше, чем политические свободы. Место в яслях и в школе для ребёнка дороже свободы слова или собраний.

Подобная отстранённость от политики в немалой степени обусловлена высоким уровнем доверия к президенту Путину. Граждане полагают, что в случае возникновения проблем (как внешних, так и внутренних) он их немедленно разглядит, даст нужные указания и даже лично придёт на помощь. Что же касается «свинцовых мерзостей» нашей жизни, то в них виноваты «неправильные реформы» Ельцина и Гайдара , олигархи, чиновники и плохие силовики.

Но и на них можно найти управу: достаточно достучаться до В. Путина, послать ему правильное письмо или ухитриться задать вопрос во время «встречи с народом».

Всё это очень напоминает отношение народа и власти в дореволюционной России. Народ верил в чудо, молился на двуглавого орла и начинал поругивать власть (да и то, как правило, местную), лишь когда у телеги отвалилось колесо или бричка опрокинулась в канаву. Такой сугубо русский стиль общения народа и власти в значительной мере воспроизводится и сейчас. «Гармонию» время от времени нарушает даже не рост цен, не новые налоги и не разбитые дороги, а неразворотливость, а нередко и вопиющая глупость чиновников. Возьмём последние примеры гонений на сферу Интернета, заметно повысившие градус недовольства бизнеса и молодёжи. Поводы для недовольства (даже среди самых лояльных групп населения) генерирует и ненасытность элиты, постоянно повышающей своё довольствие.

Запахи протеста

Понимая, что политические формы протеста вызывают всё более жёсткую реакцию верхов, население ищет и в последнее время находит новые формы уличной политики. Люди не рискуют кричать «хватит» или «долой», а выдвигают очень конкретные требования из сферы материальных и бытовых интересов. Из политики протесты уходят в ту сферу, где властям крайне трудно обвинять людей в противозаконных действиях или в отсутствии патриотизма. Если дальнобойщики протестуют против высоких цен за проезд по дорогам; если фермеры, у которых местные земельные толстосумы отбирают наделы, идут маршем на Москву; если жители перекрывают дороги на подъездах к вонючим свалкам; если родственники жертв требуют наказания виновных; если врачи протестуют против «оптимизации» системы здравоохранения, то против них очень трудно направлять ОМОН. Ведь населению в течение многих десятилетий внушали, что у нас права трудящихся превыше всего. И эта формула, несмотря на смену политической формации, крепко сидит в умах людей. Да и времена настали совсем другие. Сегодня едва ли кто решится посылать на разгон протестующих рабочих войска и танки, как это сделал в 1962 г. Н. Хрущёв в Новочеркасске. Тогда рабочие электровозостроительного завода взбунтовались в связи с повышением норм выработки и резким вздорожанием мяса. Правду о том расстреле страна узнала лишь с началом перестройки.

Будет трудно…

Мне кажется, в ближайшие годы властям, особенно на местах, будет трудно. В случае протестов по очень конкретным, затрагивающим бытовую, житейскую и семейную сферы, поводам чиновникам будет сложно оправдываться, врать и обвинять «политических спекулянтов». К тому же новые, по-житейски конкретные формы недовольства (с возрастающим участием женщин) быстро набирают уличную массу (как в Кемерове) и обретают форму «народного схода». Власти в подобных ситуациях действовать не умеют, от непостановочного общения с народом отвыкли, а часто (особенно в регионах) и не обладают нужным уровнем доверия. Что же касается былой пропагандистской практики - всё сваливать на «врагов народа», «отщепенцев» и «происки заграницы», то она сегодня уже неэффективна.

В сложной ситуации и правоохранительные органы. Одно дело - затаскивать в кутузку «гуляющих по бульварам» интеллигентов, а другое - сдерживать недовольство рассерженных народных масс. К тому же право-охранители у нас в массе своей - из тех же слоёв населения, что и выходящие на протест. Они ведь тоже страдают от дороговизны, от вечно нерешённого квартирного вопроса и нюхают ту же вонь со свалок, что и протестующие.

Целый ряд локальных и, казалось бы, совсем не масштабных событий последних месяцев получил в обществе неожиданно широкий резонанс. В курсе событий и в Кремле, и в Госдуме. От комментариев не уклонилось даже наше «одноглазое» телевидение. И приходит мысль, что резонанс этот не случайность. Что это результат некоего накопления населением социального опыта. Похоже, несмотря на внешнюю инертность и статистическую благостность, жизнь в России обретает новое, ещё политически не осмысленное и организационно не оформленное качество. Будет ли страна шагать левой или правой, пока неясно. Но такое ощущение, что жизнь в предстоящие годы уже не будет прежней.

Читая стих «Левый марш» Маяковского Владимира Владимировича, невольно обращаешь внимание на его необычный размер. Это произведение было написано в 1918 году. Вновь созданное советское государство утверждало свою независимость, охваченное войной как внутри, так и снаружи. Разношерстная армия устала от бесконечных военных действий и как никогда нуждалась в духовной поддержке.

Именно с этой целью и было написано это стихотворение. Каждая его строчка призывает солдат к решительным действиям. Маяковский был ярым приверженцем революции 1917 года и считал новое государство самым лучшим и справедливым. При этом он понимал, что внутренние разногласия и распри могут нанести этому государству больший вред, нежели внешние враги. Об этом свидетельствует его вопрос: «Кто там шагает правой?». Поэт как бы намекает на множество различных политических течений, которые выступали против революции. Идеализируя революцию, Маяковский не мог предвидеть, что она окажется огромным шагом назад для экономики России.

Текст стихотворения Маяковского «Левый марш» можно скачать на нашем сайте для урока литературы в классе. Можно также в режиме онлайн учить это произведение наизусть полностью, готовясь к тематическим вечерам поэзии.

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!

Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод
за мора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

Глаз ли померкнет орлий?
В старое станем ли пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!