Курбанов С. О

История Кореи: с древности до начала XXI в. Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Положение в Корее в начале XIX века

В 1800 г. в 6-й месяц на престол был возведен 11-летний государь Сунчжо, сын от наложницы предшествующего короля Чончжо, определенный в качестве наследника престола только в начале 1800 г. Поскольку Сунчжо был несовершеннолетним, регентство перешло в руки вдовствующей королевы Чонсун. Вскоре была избрана будущая жена Сунчжо - дочь высокопоставленного сановника Ким Чжосуна (1756-1831), который был дальним родственником королевы Чонсун и благодаря своим способностям пользовался особым доверием государя Чончжо. Вслед за этим Ким Чжосун получил высокий придворный титул Ёнан пувонгун, практически захватив власть в свои руки. Так начались десятилетия правления семьи Ким из района Андон юго-восточной провинции Кёнсан.

Первый полный год фактического правления королевы Чонсун и семьи Кимов (1801 г.) ознаменовался жестокими гонениями на корейских христиан. Государь Сунчжо не проявлял большого внимания к делам управления ни после восшествия на престол, ни по достижении совершеннолетия в 1804 г. Это давало большую свободу действий семье андонских Кимов, которые интересовались лишь собственными благами, а не судьбой государства в целом. В их правление началась политика благоприятствования по отношению к провинции Кёнсан и усилились притеснения северных провинций.

Практически не осуществлялся контроль за местной администрацией, которая по своей воле увеличивала количество поборов с крестьян, забирая излишки себе. Особенно тяжелым был военный налог холстом, который в начале XIX столетия именовался кунпхо, т. е. «ткань на военные [расходы]». При незначительном росте населения Кореи, по сравнению с 1750 г., когда вводился «закон об уравнении [воинских] повинностей» - кюнъёкпоп, число облагаемого этим налогом населения по спискам увеличилось в 4 раза, что говорило о фиктивности таких списков. Действительно, изначально полагалось собирать налог кунпхо только исходя из числа совершеннолетних мужчин в семье. Однако налоги взимались и с несовершеннолетних, т. е. не достигших 16 лет, и с умерших, но числившихся в списках. Если крестьянин уходил из деревни, не выдержав гнета эксплуатации, за него платить налог обязывали родственников или даже соседей. В это время бегство крестьян становилось массовым явлением.

При этом королевская власть, обязанная, согласно конфуцианским представлениям, заботиться о народе, бездействовала, что не могло не вызывать справедливый гнев народа. В 1-м месяце 1808 г. в уездах Танчхон и Пукчхон провинции Хамгён имели место столкновения крестьян с местной администрацией.

В 1811 г. в провинции Пхёнан разгорелось самое крупное в первой половине XIX столетия народное восстание, во главе которого встал Хон Гённэ (1780-1812). Северокорейская литература называет Хон Гённэ выходцем из крестьян, а само восстание - «крестьянским». В отечественной литературе указывается на существование различных взглядов на социальную принадлежность Хон Гённэ и делается выбор в пользу того, что он был выходцем из мелких янбанов или зажиточных крестьян тхохо («богатых землей»). Действительно, в молодости Хон Гённэ пытался сдавать «малый» государственный экзамен на получение ученой степени чинса («продвинутый муж»), прохождение которого давало право на участие в «больших» экзаменах на получение чиновничьей должности, но провалился. Таким образом, он не мог быть простым крестьянином. Между тем в справочной литературе встречаются сведения о том, что Хон Гённэ - потомок знаменитого рода Хон из Намъяна (Южная Корея), уходящего корнями в период эпохи Коре. Знатное происхождение предоставляло Хон Гённэ принципиальное право претендовать на роль основателя новой династии.

Свой провал на экзаменах Хон Гённэ был склонен объяснять несправедливой политикой по отношению к выходцам из северо-западных провинций Кореи. В довершение ко всему в 1811 г. страну постигла необычайная засуха. Помимо того, что следствием засухи был неурожайный год, делавший жизнь народа еще тяжелее, одновременно это было как бы «знаком Небес», возвещавшим о том, что время правления старой династии исчерпано и Небеса «дают разрешение» на установление новой династии. Среди ближайших друзей Хон Гённэ, намеревавшихся возглавить будущее восстание, были профессиональные геоманты, как, например, У Гунчхик (1776-1812), которые выдвинули теорию о новой роли северо-запада Кореи. Одним из обоснований теории явилось то, что как раз на северо-западе Кореи располагался центр государства Древний Чосон. Теперь центр государства должен был «возвратиться» обратно.

В 1811 г. встретившись с У Гунчхиком в буддийском монастыре Чхоннёнса («Монастырь синего дракона») в уезде Касан провинции Пхёнан, Хон Гённэ стал готовить восстание, имевшее конечной целью свержение династии Ли. В местечке Табоктон уезда Касан (устье реки Тэрёмган) из бывших крестьян - рабочих горнорудных разработок провинции Пхёнан - Хон Гённэ стал формировать вооруженные отряды. В числе ближайших помощников Хон Гённэ были Ким Чхан-си, имевший степень чинса после сдачи «малого» государственного экзамена и занимавшийся торговлей, Ли Хичжо - торговец, выходец из сословия мелких чиновников.

В 10-м месяце 1811 г. на совещании повстанцев в Табоктоне Хон Гённэ был назначен Главнокомандующим умиротворенного запада (Пхёнсо тэвонсу), т.е. повстанческих войск северо-запада Кореи, а Ким Саён, выходец из богатых крестьян, - Заместителем главнокомандующего. Повстанческие войска были разделены на Южное и Северное. Готовясь к выступлению, торговцы и богатые крестьяне из окрестных местностей поставляли в Табоктон оружие, снаряжение, продовольствие.

В 18-й день 12-го месяца 1811 г. повстанцы выступили из Табокто-на и захватили уездный центр Касан. В 20-й день было взято селение Пакчхон, расположенное выше по течению реки Тэрёмган. Северное войско во главе с Ким Саёном, которое должно было двинуться на север, в сторону реки Амноккан, захватило уездные центры Чончжу и Кваксан. При этом повстанцы открыли государственные амбары и склады, раздали зерно и деньги крестьянам. Поэтому многие из них присоединились к восставшим. Хон Гённэ планировал во главе Южного войска двинуться на Пхеньян, Кэсон, а затем и на Сеул. Однако уже 21-го числа он был ранен в столкновениях у Пакчхона, поэтому войско пришлось отвести к Касану.

В течение нескольких дней, благодаря поддержке местного населения, вся приморская территория провинции Пхёнан на участке от реки Чхончхонган до реки Амноккан перешла в руки восставших. Это была стратегически и экономически важнейшая часть страны - приграничный участок сухопутного торгового пути, связывавшего Корею с Китаем.

К концу 12-го месяца повстанцы сосредоточили войска у селения Соннимдон на северном берегу реки Чхончхонган, как раз напротив города Анчжу, взяв который восставшие могли бы начать продвижение вглубь Корейского полуострова. Однако в это время в Анчжу уже находились правительственные войска, которые, переправившись через реку Чхончхонган, 29-го числа 12-го месяца вступили в бой с восставшими. Превосходящие силы правительственных войск одолели повстанцев. В течение 1-го месяца 1812 г. почти все уездные центры, находившиеся в руках восставших, были отвоеваны правительственными войсками. Только в городе Чончжу сопротивление продолжалось почти четыре месяца. В 19-й день 4-го месяца правительственные войска, в восемь раз превосходившие силы повстанцев, ворвались в город, перебив всех мужчин. 13 боях погиб сам Хон Гённэ и многие его ближайшие помощники. Женщин - защитниц города обратили в лично зависимых ноби. Восстание было жестоко подавлено. Головы казненных руководителей, например У Гунчхика, возили напоказ по всем восьми провинциям Кореи, с тем чтобы отбить у населения охоту восставать против королевской власти. В то же время при дворе понимали справедливость недовольства жителей провинции Пхёнан. Поэтому срочно были выделены деньги и рис для раздачи особо нуждавшимся, а также издан особый указ о предоставлении выходцам из провинции Пхёнан высоких чиновничьих постов.

Народное восстание под предводительством Хон Гённэ занимает особое место в истории Кореи. Весьма примечательно то, что в подготовке восстания и непосредственно в боевых операциях участвовали новые корейские сословия, возникшие в процессе социально-экономических перемен XVII-XVIII вв.: богатые крестьяне-землевладельцы, наемные рабочие рудников, частные торговцы, разбогатевшие на торговле с Китаем. Несмотря на то что восставшие выдвинули традиционное требование установления новой, «правильной» династии, одной из объективных причин недовольства повстанцев было несоответствие старой политики королевского двора и новых экономических реалий развивавшейся товарно-денежной экономики. Крестьяне лишь присоединились и поддержали восстание, организованное и материально обеспеченное новыми сословиями. Поэтому для отражения особого характера событий 1811-1812 гг. было бы правильнее называть их не «крестьянским восстанием» или «крестьянской войной», а «народным восстанием». Действительно, в современной южно корейской историографии восстание под предводительством Хон Гённэ иногда называют «народным сопротивлением» (минчжун хапчжэн).

Временные меры королевского двора для умиротворения мятежной провинции Пхёнан не имели продолжения в каких-либо кардинальных реформах местного администрирования или центральной власти. Беспредел на местах продолжался, и все большее число крестьян бросали родные места. Так, к 1814 г. в той же провинции Пхёнан население сократилось на одну треть по сравнению с его численностью до начала восстания. В 1833 г. в Сеуле среди населения вспыхнул бунт в ответ на резкое повышение торговцами цен на зерновые.

В таких условиях в 1834 г. на престол был возведен восьмилетний государь Хончжон (1834-1849), внук короля Сунчжо. (Сын Сунчжо, наследник престола, скончался еще в царствование Сунчжо.) Первые пять лет правления Хончжона регентшей была его бабка, вдовствующая королева Сунвон. Однако в 1839 г., после очередной расправы над христианами, высший государственный пост перешел в руки Чо Инъёна (1782-1850), родственника матери короля. Тогда вся реальная власть в стране сосредоточилась у семьи Чо из Пхунъяна. С тех пор началась борьба за власть и влияние между двумя семейными группировками королевских родственников, что усугубило развал системы сбора налогов и местного администрирования.

В 1846 г. смерть высокопоставленного придворного сановника Чо Манъёна (1776-1846) ослабила влияние семьи Чо и вернула прежнюю власть семье андонских Кимов. Однако ситуация в стране не улучшилась. В 1849 г. умер государь Хончжон, не оставив наследника престола. Для того чтобы сохранить власть в своих руках, вдовствующая королева Сунвон предложила возвести на трон дальнего родственника Вонбома, потомка короля Ёнчжо, который до того времени жил в деревне на острове Канхвадо и занимался земледелием. В 1850 г. он был возведен на трон, получив храмовое имя Чхольчжон (1849-1863). Несмотря на то, что молодому государю уже исполнилось 19 лет, не имея соответствующего образования и подготовки, он не смог полноценно заниматься государственными делами, отдав власть в руки семьи Ким из Андона. Позиция этой семьи особенно укрепилась после того, как дочь андонского Ким Мунгына (1801-1863) стала новой королевой. Как отмечается в исторической литературе, именно в правление Чхольчжона управление государством пришло в состояние полного хаоса, «обратились в прах» многие достижения предшествующих королей династии Ли.

К середине XIX столетия государственная власть в Корее не могла не только подстроиться под новые реалии товарно-денежной экономики, но и хотя бы урегулировать традиционные земельные отношения. Обычно говорят о «развале трех [основ] управления» - поземельного налога, «сборов вместо военной повинности» и системы ссудного зерна.

В частности, особой проблемой для Кореи того времени стал развал системы выдачи крестьянам «ссудного зерна» (вонгок) весной или в неурожайный год с последующим возвратом в казну «возвратного зерна» (хвангок) осенью или в урожайный год. К середине столетия количество ежегодно выдаваемого крестьянам «ссудного зерна» сократилось почти в 5 раз! Если в 1807 г. было выдано 9995500 сок зерна, то в 1862 г.- только 2311690 сок. При этом количество взимаемого с крестьян «возвратного зерна» из-за накапливавшихся процентов не только не сократилось, но даже увеличилось. Недовольство крестьян росло, так как в начале правления династии Ли никаких процентов вообще не взималось.

Произвол местных чиновников никак не ограничивался. Например, начальник сухопутных войск правой по л у провинции Кёнсан Пэк Наксин собирал с крестьян налоги по 2-3 раза в год. Крестьяне неоднократно писали по этому поводу жалобы в столицу, но ответа не получали. Тогда в 6-й день 2-го месяца 1862 г. разорившиеся янбане Лю (Ю) Гечхун, Ли Геёль, Ли Мёнъюн, воспользовавшись тем, что был рыночный день, созвали крестьян и всех недовольных действиями местных властей и решили написать письмо с требованием прекратить незаконные поборы. Чуть позже, в 14-й день 2-го месяца крестьяне и дровосеки окрестных деревень во главе с крестьянами Пэк Конни и Ким Мани, вышли из находящегося неподалеку от Чин-чжу населенного пункта Токсан, и, набрав в свои ряды около 3000 человек из 30 окрестных деревень, отправились на Чинчжу. Так началось чинчжуское крестьянское восстание 1862 г. По дороге они сжигали дома жестоких чиновников и богатых землевладельцев. В панике чиновничество Чинчжу бежало из города. В 18-й день 2-го месяца восставшие заняли город. Восстание длилось несколько дней и охватило 23 близлежащие волости. Разгневанные крестьяне убили трех ненавистных чиновников, сожгли более 120 домов богатых землевладельцев. К 23-му числу им удалось разыскать военачальника правой полупровинции Кёнсан Пэк Наксина. а также губернатора, вручить им письмо и добиться обещания прекратить злоупотребления. Получив положительный ответ, повстанцы разошлись по домам. Пэк Наксин и губернатор впоследствии были сняты со своих постов. Для выяснения обстоятельств в Чинчжу был послан тайный инспектор Пак Кюсу (1807-1876). Он признал вину местного начальства, но... повелел схватить более 110 самых активных участников выступления, 13 из которых были казнены.

Чинчжуское восстание 1862 г. было не единственным. В тот же 2-й месяц 1862 г. в 4-й день в городе Тансон провинции Кёнсан вспыхнули крестьянские волнения. С 3-го по 5-й месяц 1862 г. в десятках городов трех южных провинций - житниц Кореи - Чхунчхон, Чолла и Кёнсан вспыхивали крестьянские восстания. В исторической литературе встречается утверждение, что в этот год по всей Корее было зафиксировано более 70 крестьянских выступлений.

Активное проявление недовольства крестьян в южных земледельческих провинциях, которым на протяжении всего правления династии Ли уделялось куда большее внимание, чем северным, показывало, насколько расстроен механизм государственного управления и в каком бедственном положении оказалась страна и ее население. В то же время Корею все чаще беспокоили представители западных держав, пытаясь установить неравноправные для Кореи торговые отношения. Христианство получало все большее распространение, теперь уже не только среди янбан, но и среди простого народа.

В такое сложное и тяжелое время к власти пришел человек, попытавшийся спасти страну и уберечь ее от посягательств других держав.

Из книги От Бисмарка до Маргарет Тэтчер. История Европы и Америки в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

В начале XX века Вопрос 4.1В 1901 году американский миллиардер Эндрю Карнеги продал свои заводы и стал заниматься исключительно благотворительностью.Кому предназначался первый дар Карнеги?Вопрос 4.2В 1902 году будущему родоначальнику фашизма Бенито Муссолини было 19 лет. Он

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 2. Внутриполитическое положение России в 1890 - начале 1900-х годов и международные отношения В октябре 1894 г. скончался император Александр III. Хотя он почти год болел, его смерть оказалась неожиданной для общества и близких. Цесаревич Николай Александрович записал в

Из книги История испанской инквизиции. Том I автора Льоренте Хуан Антонио

Статья первая ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ В НАЧАЛЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ФЕРДИНАНДА V И ИЗАБЕЛЛЫ I. В главе III мы видели, каково было положение инквизиции в королевстве Арагонском, когда эта страна была соединена с Кастилией через брак Фердинанда с Изабеллой, по смерти Энрико IV. Трибунал

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

Международное положение и дипломатия Московского государства в начале XVII века. Взрыв крестьянской войны и интервенция со стороны Речи Посполитой и Швеции в начале XVII века не могли не отразиться на международном положении России, которое сильно пошатнулось. Чтобы

автора Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Корея в начале X VII века Выше уже говорилось о тех огромных материальных и людских потерях, которые Корея понесла в годы Имчжинской войны. Поэтому король Сончжо, на время правления которого пришлись все тяготы войны с Японией, попытался начать некоторые реформы,

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Положение в Корее в 1920-1930-е годы Размах Первомартовского движения 1919 г. продемонстрировал японской администрации в Корее, что если и дальше продолжать «военную политику», то колониальному господству Японии вскоре может прийти конец. Для того чтобы снять нараставшее

Из книги Русская Япония автора Хисамутдинов Амир Александрович

Из книги Греко-турецкая война 1919–1922 гг. автора Корсун Николай Георгиевич

Стратегическое положение сторон и их группировка в начале августа 1922 г. Несмотря на большую помощь, оказанную Греции Англией, неудачи наступления на р. Сакариа-чай, а затем бездействие греческой армии почти в течение года отразились на настроении солдат, масса которых

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

60. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в. Особенности социально-экономической эволюции страны после буржуазных реформ 1860-70-х гг. привели к тому, что новая хозяйственная система в России создавалась в условиях, ограничивающих развитие свободной

Из книги Русская армия автора Куропаткин Александр Николаевич

Внутреннее положение России в конце XIX века Заключение о внутреннем положении России в царствование императоров Александра I, Николая I и Александра II ? Программы по внутренним и внешним делам России императора Александра III ? Земские начальники? Мнение государя

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Положение Руси в конце XVI века С концом XVI века кончился и более чем двухсотлетний период постепенного захвата католической Польшей всей юго-западной части единого раньше Киевского государства, простиравшегося от Балтийского и до Черного морей.Начался этот захват с

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том шестой автора Коллектив авторов

1. МЕЖДУНАРОДНОЕ И ВНУТРЕННЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ В КОНЦЕ 1918 - НАЧАЛЕ 1919 г Укрепление Советской республики. Поражение стран австро-германского блока в первой мировой войне, ноябрьская революция в Германии, распад Австро-Венгерской империи, подъем революционного

Из книги От древнего Валаама до Нового Света. Русская Православная Миссия в Северной Америке автора Григорьев Протоиерей Дмитрий

автора Коллектив авторов

Россия в начале 20 века Царствование Николая II стало временем самых высоких в истории России темпов экономического роста. За 1880–1910 темпы роста промышленного производства превышали 9 % в год. По этому показателю Россия вышла на первое место в мире, опередив даже

Из книги Последний император Николай Романов. 1894–1917 гг. автора Коллектив авторов

Наука в начале 20 века НАУКА – сфера человеческой деятельности, включающая как выработку нового знания, так и ее результат – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на

В 1392 году к власти в Корее пришел Ли Сон Ге (1392 - 1398) и была основана династия Ли. Государство Корё - Корею стали называть как в древности Чосоном.

В период правления Ли Сон Ге государственный строй Кореи был обустроен заново по образцу Китая периода династии Мин. Однако в начале нового исторического периода Корея в своем развитии значительно отставала от соседних государств. Внутренней причиной такого отставания являлась сохранившаяся феодальная форма землевладения установленная в XIV - XV веках. В стране нередки были случаи присвоения государственных земель феодалами (землевладельцами) и государственными служащими.

В сельском хозяйстве процветало ростовщичество. Количество свободных крестьян уменьшилось, зато участились крестьянские восстания. Низкому уровню сельского хозяйства соответствовали городская экономика, производство и торговля. Ремесленники, как и крестьяне, находились в зависимом положении.

Японская агрессия 1592 - 1598 годов.

Ослабление централизованного государства привело в XVI веке к систематическому нападению соседних государств то с севера, то с юга. Особенно усилилась угроза с юга со стороны Японии. В 1592 году Япония напала на Корею и, сломив сопротивление корейской армии, сначала захватила Сеул, затем Пхеньян. Большая часть страны была оккупирована японскими войсками, которые жестоко обращались с мирными жителями. Об их зверствах свидетельствует «ушное кладбище» в японском городе Киото, где захоронено 30 тысяч ушей и носов срезанных с варварски убитых корейцев. В Корее началась народная война против японских захватчиков. На оккупированных территориях развернулось партизанское движение «За правое дело». Народную армию в его действиях воодушевляла победа корейского флота под командованием Ли Сун Сина. Летом 1592 года корабли под его командованием разгромили японский флот.

Несколько облегчила борьбу корейцев против японских завоевателей прибывшая на помощь в конце того же года 50 тысячная китайская армия. В 1593 году объединенная армия Кореи и Китая освободила Пхеньян и Сеул. Однако в 1597 году началась новая японская агрессия. На этот раз Корея была хорошо подготовлена к войне. Корейцы добились побед и на суше и на море.

Нашествия японцев нанесли стране огромную моральную и материальную утрату. Всюду царило опустошение, города и села были превращены в руины. За годы войны население столицы Кореи уменьшилось вдвое. Для восстановления разрушенных дворцов в столицу были пригнаны тысячи крестьян. На селе резко сократились посевные площади. В высших кругах чиновничества процветали коррупция и преступность, а среди бедняков участились голод и холера. Тем не менее, страна начала постепенно восстанавливаться, и в тот период на нее напали маньчжуры.

Вторжение маньчжуров в Корею.

В 1627 году маньчжуры, рвущиеся к установлению своей власти в Китае, напали на Корею. Разгромив корейскую армию, они заняли и разграбили множество городов и сел. Корейское правительство перебралось на остров Канхва, откуда вело переговоры с захватчиками. Согласно мирному соглашению, подписанному с обеих сторон, Корея должна была отказаться от помощи Китая и прекратить с ней союзнические отношения. Но мир был недолгим.

В 1636 году маньчжуры вновь напали на Корею. На этот раз им удалось захватить Сеул. Оставшись в безвыходном положении, Корея вынуждена была признать свое поражение. Согласно новому соглашению 1637 года король Кореи признал себя вассалом маньчжуров. Корейское правительство обязалось прекратить, какие бы- то ни было отношения с династией Мин, и помогать маньчжурскому Китаю в его будущих войнах живыми силами, оружием и кораблями, а также ежегодно платить подати в виде золота, серебра, риса, шелка, тканей и бумаги. Между тем экспансия иностранных государств заставила короля объявить о «закрытии» Кореи для зарубежных стран. Любая связь с иностранцем каралась смертной казнью. Такая же участь ожидала любого иностранца нарушившего этот запрет.

В результате маньчжурского вторжения Корея, не оправившаяся еще от нападения японцев, столкнулась с новыми трудностями. Множество городов и сел были разграблены и разрушены, а его население угнано в рабство. Был нанесен большой урон сельскому хозяйству и ремесленничеству. Тяжким бременем легли на плечи разоренного народа огромные подати, взимаемые в пользу маньчжуров. Все это привело к разрушению производительных сил и усугублению и без того тяжелого экономического положения Кореи.

Социальное развитие.

Тяжелый экономический и политический кризис принуждал правительство Кореи прибегнуть к реформам. Передовые слои населения тоже призывали правительство к проведению реформ. Несмотря на существующие преграды в виде феодальных отношений, в стране сформировались местные рынки, ярмарки и крупные торговые центры, расширились торговые отношения с Китаем и Японией.

Реформы в целях развития страны были проведены в период правления короля Ёнчжона (1725 - 1776). В стране были сооружены дамбы, возведены водохранилища, на случай голода построены специальные зернохранилища. Вместе с тем, было запрещено изготовление спиртных напитков из риса, а также отменены или доведены до минимума некоторые государственные налоги. Был наложен запрет на тяжелые формы пыток (ломание ног) при допросах. При короле Ёнчжоне была издана декларация об отмене личной зависимости крестьян от крупного землевладельца, а также предоставлении свободы внуку или внучке рабыни. Попытки, предпринимаемые для укрепления ослабевающего феодального строя, нашли отражение в документе под названием «Великий сборник законов», составленном в 1785 году. Однако подобные уступки, направленные на укрепление правящего положения крупных землевладельцев и высшего чиновничества не в силах были остановить глубокий кризис, охвативший всю феодальную систему страны. Страна становилась объектом колониальных интересов таких стран, как Китай, Япония, Россия, США и европейские державы.

Корея в 30-60 годы XIX века.

К 30-х годам XIX века кризис, наметившийся во всех сферах корейского общества, резко обострился. Династия Ли изнуренная внутриполитическими распрями была в упадочническом состоянии. В этот период угрозой для страны стали капиталистические державы, которые стремились «открыть» Корею для иностранных государств и превратить ее в колонию. Первоначально это проявилось в активности европейских миссионеров. В 1831 году Папа Римский объявил о создании в Кореи католического епископата. В 1832 году у берегов Кореи появился корабль, который от имени Великобритании предлагал установить торговые отношения с Кореей, но получил отказ. Между тем, представители католической церкви, тайно проникшие на территорию Кореи, вели свою миссионерскую деятельность. Это были французские миссионеры. Вместе с корейцами, принявшими христианство, они были казнены, что явилось поводом для Франции снарядить в Корею военную эскадру. Французы, полагаясь на свою военную мощь, потребовали в качестве компенсации за смерть миссионеров открыть доступ в порты Кореи. Однако их визит оказался безуспешным, два корабля на берегах Кореи сели на мель.

Сильное впечатление на правящие круги Кореи произвело то обстоятельство, что Китай под давлением иностранных государств «открылся» и маньчжуры под натиском сил Запада сдались. Поэтому сеульские правители избрали путь еще более глубокой полной изоляции страны от внешнего мира.В середине XIX века внутреннее положение Кореи характеризуется нарастанием недовольства населения. Вот что писал один из миссионеров в своем тайном послании: «Маленькая искра может вызвать такой пожар, что его последствия будут неисчислимы». И без того нелегкое внутреннее положение страны усугубил голод, разразившийся в начале 60-х годов. Вспыхнувшие в связи с этим во многих местах восстания крестьян были жестоко подавлены со стороны правительства. Между тем, давление капиталистических стран на Корею усиливалось. Особенно активизировались американцы, которые не раз пытались «открыть» для себя корейские порты и навязать Корее неравные договоры. Но все их попытки, наталкиваясь на сильное сопротивление корейцев, не имели успеха. Однако самоизоляция Кореи от внешнего мира, отказ правящих кругов от проведения современных реформ, способствовали тому, что экономика страны продолжала оставаться в плачевном состоянии. А это привело к тому, что Корея со временем превратилась в колонию Японии.

С конца XIX века империалистические государства начали усиленную борьбу на Тихом океане за Дальний Восток и, в первую очередь, за Китай. Корея, богатая природными ресурсами, также стала одним из важнейших объектов борьбы колониальных держав. Резко обострились русско-японские противоречия. Россия, имевшая свои колониальные планы в регионе, препятствовала японской агрессии в Корее и Китае.

Выступление России, Франции и Германии с требованием вернуть Китаю Порт-Артур, захваченный японцами по Си-моносекскому договору, серьезно ослабило политическое влияние Японии в Корее. Здесь против японского засилья активно выступила группировка королевы Мин. Королева и ее окружение ориентировались на Россию и рассчитывали с ее помощью сохранить независимость своей страны. В июле-августе 1895 г. они удалили из корейского правительства ставленников Японии. Их заменили деятели русофильской партии, которая стала играть ведущую роль в правительстве. В ответ под руководством японского посланника Миуры возник новый заговор, и на рассвете 8 октября 1895 г. японцы ворвались во дворец и учинили зверское побоище. Королева и ее приближенные (включая фрейлин) были заколоты штыками. Потом ее труп был облит керосином и сожжен, а король превратился в пленника нового прояпонского кабинета, который был немедленно организован Миурой. Возмущение в Корее и за ее пределами было огромным. После убийства королевы в Корее усилилась антияпонская вооруженная борьба партизан Ы-бйон («Армия справедливости»); реформы, проводимые прояпонским правительством, бойкотировались населением; в стране зрело общее восстание против японцев и их корейских сторонников. В этой напряженной обстановке 11 февраля 1896 г. русофильская партия организовала бегство короля из дворца, где он фактически был в заключении. Король получил убежище в здании русской дипломатической миссии, где оставался в течение целого года. Оттуда король обратился к населению и войскам с воззванием об отстранении прояпонского кабинета и создании нового правительства. Король призывал покарать предателей. Министры Ким Хон Чжиб, Чжон Бйон Хо и Э Юн Чжун были разорваны в клочья восставшим народом и солдатами, но остальным удалось бежать в Японию. В результате этих событий политическое влияние Японии в Корее вновь оказалось подорванным. Японии пришлось лавировать и, в частности, искать соглашения с русским правительством. В мае и июне 1896 г. правительства России и Японии подписали два соглашения (Сеульский меморандум и Московский протокол), по которым обе взаимно признавали право каждой на оказание «помощи» корейскому правительству и на посылку в Корею определенных контингентов военных сил. Обе стороны,


таким образом, признали друг за другом равные «права» на экспансию в Корее, что, естественно, еще более усилило соперничество между японскими и российскими колонизаторами.

В Корею активно проникали и другие империалистические государства. В конце XIX и начале XX в. разгорелась борьба за концессии, которые вырывались угрозами, хитростью и подкупом у корейского правительства. Вслед за концессией на разработку крупнейшего месторождения золота в провинции Пхйонгандо, полученной в 1895 г., американцы в следующем году приобрели право на постройку железной дороги между Сеулом и Чемульпо (позже, в 1898 г. эта концессия была пере-. продана японцам), а затем на проведение в Сеуле канализации, водопровода и электрического освещения. Английские колониальные власти получили концессию на золотой рудник, и их представитель Броун был назначен на пост директора таможен и финансового советника корейского правительства. Англичане таким образом рассчитывали подчинить себе финансы и внешнюю торговлю Кореи. Французский синдикат добился концессии на постройку железной дороги от Сеула до Ычжу (на север), а немецкая фирма - концессию на разработку золота. Русские промышленники получили право на разработку железных руд в Хамчйондо и лесов по рекам Амнок (Ялу) и Туман, на проведение телеграфных линий в северной Корее и др. Но больше всего концессий было захвачено японцами. Им принадлежали телеграфные линии в южной Корее, концессии на важнейшие железнодорожные линии Сеул - Пусан, Сеул - Чемульпо (перекупленная у американцев), на золотые разработки, на железные рудники, на рыбную ловлю по всему побережью. Японцы занимали господствующие позиции в области судоходства и торговли.

К концу XIX в. правительство все еще феодальной Кореи (с 1897 г. она стала называться империей Дэхан) превратилось в настоящее предприятие по распродаже естественных богатств страны. Шло постоянное соперничество дворянских клик, каждая из которых представляла интересы определенных иностранных политических кругов. Основными из них были: прояпонская (Пак Йон Хё, Ким Га Чжин, Ю Гиль Чжун и др.), проамериканская (Со Цзэ Пхиль, Юн Чи Хо, Ли Сан Цзэ и др.). Борьба между ними, как в фокусе, отражала позиции соперничающих в Корее колониальных сил. После бегства короля и последовавшего переворота престиж

и приоритетные позиции японцев оказались значительно поколебленными. Но чтобы противодействовать усилившемуся российскому влиянию, американцы и англичане стали еще больше поддерживать японскую агрессию в Корее. Несколько позже (1902 г.) американский президент Т.Рузвельт таким образом оценил ситуацию: «Япония должна завладеть Кореей, чтобы составить противовес русскому распространению в Маньчжурии».

Между тем Росийская империя, установившая свое преобладающее положение в Маньчжурии (концессии КВЖД и аренда Порт-Артура), пошла на некоторые уступки Японии в Корее, отозвав, в частности, своих финансовых советников и военных инструкторов. В апреле 1898 г. было заключено новое русско-японское соглашение, по которому признавалось преобладание, экономических интересов Японии. Вплоть до начала русско-японской войны власть в стране продолжала оставаться в руках русофильской партии, но это объяснялось скорее общей ненавистью корейцев к японцам. Но в целом на грани XIX и XX столетий отсталая феодальная Корея уже ни при каких условиях была не в состоянии отстоять свою независимость, что и доказали события последующих лет.

История Кореи в XIX веке затрагивает два важных момента: курс на модернизацию и подчинение Японии. Несмотря на многочисленные позитивные изменения, страна была ослабленной и не сумела противостоять внешней угрозе. За влияние в Корее боролось сразу несколько «соперниц»: Россия, западные государства, Китай... Но победительницей оказалась Япония.

Восстание против династии Ли

Было несколько причин незавидной ситуации. В 1800 году правителем стал 11-летний мальчишка Сунчжо. Конечно, из-за возраста управлять он не был готов, и регентство отдали королеве-вдове. Юному королю быстро подобрали невесту – дочку сановника Ким Чжосуна, дальнего родственника королевы. Правитель не интересовался государственными делами. Фактически власть забрал Ким Чжонсун, которому королева предложила высокий пост.

Притеснения северных провинций, гонения на христиан, тяжёлый военный налог – это далеко не все «прелести» того времени. Недовольство властью привело к восстанию. Крестьяне надеялись избавиться от правителей династии Ли. Противостояние правительственных и мятежных войск продолжалось несколько месяцев. Восстание жестко подавили. К примеру, головы казненных предводителей возили по провинциям, тем самым, демонстрируя свою власть. Были приняты временные меры, чтобы усмирить недовольство – раздавали еду и деньги особо нуждающимся.

Благие реформы

В 30-е годы 19 века начались распри между королевскими родственниками, что тоже негативно отразилось на положении в стране. В результате развалилась система налогового сбора и государственного администрирования. В 50-е годы состояние страны было плачевным. Наконец, к власти пришел король Ли Мёнбок, а его отец был объявлен регентом. Подготавливая страну к правлению сына, он провел ряд преобразований. На службу стали принимать людей не по происхождению, а по способностям. Придворные ведомства получили меньше полномочий, изменилась система налогообложения. Политика дала хороший результат – за десятилетие золотые запасы выросли на 51%.

Канхванский договор

Как и в средние века, на суверенитет Кореи в XIX столетии посягали разные страны: Англия, Франция, США. Армию государства укрепляли, и Корея успешно отражала вторжения извне. Но к активным действиям Японии она оказалась не готова. Как показала японская разведка, военная мощь у соседей гораздо слабее. Японией была отправлена эскадра, и страны сели за стол переговоров. Документ оказался неравноправным, в пользу японского государства. Канхванский договор объявлял о неподсудности японцев корейским властям, разрешал судам спокойно исследовать побережье страны, давал права торговцам из Японии.

В конце XIX столетия Корея стремилась ограничить влияние иностранных государств, которые положили глаз на территорию Дальнего Востока. Западные страны проявляли меньше активности, зато Япония неустанно усиливала контроль за «соседкой». Долгое время ей противостоял Китай, у которого были свои планы на Корею.

Японское «покровительство»

Спусковым крючком стало народное восстание в Сеуле. Из-за этого Китай и Япония почти одновременно ввели войска под разными предлогами. Китайцев вызвало правительство в надежде, что союзники помогут подавить народное волнение. Войска из Японии были направлены ради «защиты» японских подданных. Вскоре между королевским двором и мятежниками было подписано мирное соглашение.

Власть Кореи попросила вывести японские войска, но получила резкий отказ. Гости сделали «хитрый» ход: сначала обратились к Китаю с просьбой поспособствовать проведению реформ в Корее, а после отказа потребовали расторгнуть китайско-корейский договор. Используя вооруженные силы, японцы добились своей цели. Дальнейшая история Кореи 19 века тесно связана с японо-китайской войной, которую Китай проиграл.

Японцы взяли бразды правления в свои руки, инициировав многочисленные реформы. У власти поставили прояпонских сторонников. Развитие страны захватчиков не интересовало – главную роль играла перестройка на японский манер. Было издано около 200 указов, многие из которых шокировали людей. Под запрет попали ранние браки, вдовам разрешили повторно находить мужей, а знать уравнивалась в правах с простым народом.

Противостояние великих держав

История Южной Кореи резко изменила свой курс в 1895 году, когда была убита королева Мин. Уже это вызвало негодование в Корее и международных кругах. Одновременно появились многочисленные запреты: нельзя было курить трубки, носить привычные шляпы и традиционные прически. Все это стало причиной протестов, и Корея обратилась за помощью к России. В результате прояпонское правительство распустили и выбрали новое. Между Россией и Японией был подписан меморандум, согласно которому страны признавали новую власть и ограничивали военное присутствие на территории страны.

В 20 веке Япония и Россия продолжали противостояние в попытках взять страну под свою «опеку». В 1903 году корейское правительство, обеспокоенное этим противоборством, разослало телеграммы о своем нейтралитете. Но это не помогло. Когда переговоры между двумя противниками зашли в тупик, началась русско-японская война. В результате Япония одержала победу и взяла под контроль всю систему управления в Корее.

Борьба за независимость

Японская экспансия очень не понравилась корейскому народу. История Южной Кореи помнит многочисленные бунты в XIX столетии против захватчиков. В XX веке они продолжались. Постепенно формировались партизанские отряды – мятежи вспыхивали почти во всех провинциях. Количество недовольных нарастало. В 1907 году произошло около 300 сражений с мятежниками, а в 1908 году – почти 1,5 тысячи. В ответ применялись жестокие меры. Жителей регионов, где вспыхивали волнения, сажали в тюрьмы или казнили.

Еще одной формой борьбы были легальные организации. В историю Кореи вошло «Общество независимости». В составе организации были представители интеллигенции и студенты. Они проводили митинги и выпускали свою газету. Деятельность общества постепенно охватила всю страну, призывая народ к борьбе. Главное требование – самостоятельность и независимость. Все закончилось арестом участников организации.

В 1910 году Япония начала поднимать вопрос о присоединении Кореи. Это привело к активизации партизанского движения. Корейские патриоты пытались привлечь внимание мировых держав к этому вопросу, но безрезультатно. Был подписан Договор об аннексии под силовым давлением, и страна потеряла свой суверенитет. История Кореи этого периода была тяжелой – бывшее государство фактически стало продовольственной базой Японии. Более 70% урожая вывозили, а налоги достигали 52%.

Корейский язык объявили иностранным. Завоеватели закрывали корейские театры и музеи, запрещали национальные праздники. Делалось всё, чтобы местные жители забыли свою историю. Колониальный гнет вызвал всплеск национально-патриотического движения, а революция в России 1917 года только усилила его. Корейские студенты в Токио издали Декларацию независимости – её направили японским властям и иностранным дипломатам. В историю Южной Кореи вошло мартовское восстание, которое охватило почти все уезды. Японские войска убили 7,5 тысяч человек, 16 тысяч ранили и 47 тысяч отправили в тюрьму.

Вторая Мировая война

Япония не ограничилась только Кореей, её аппетиты возрастали. В 1931 году она вторглась в Маньчжурию, а в дальнейшем планировала расширить свое влияние на Китай, Индию, Монголию и другие страны. В 1940 году был подписан пакт о военном союзе с Германией и Италией. Вскоре Япония захватила огромную территорию – около 10 млн кв. км.

Все это отразилось на Корее и её жителях. С 1939 года корейцев стали отправлять в Японию и на о. Сахалин в качестве рабочей силы, а затем забирать в армию. В 1941 году Япония вступила во Вторую Мировую войну, напав на Пёрл-Харбор – военно-морскую базу США. В Корее по-прежнему действовали подпольные организации, которые проводили забастовки и диверсии. Под откос пускали японские эшелоны и взрывали транспортные пути. В США патриотические круги корейских соотечественников объединил вокруг себя Ли Сын Ман, ставший впоследствии первым президентом Республики Корея.

Однако уже в 1789 г., после более тщательного изучения католической литературы, деятельность корейской католической церкви снова была ненадолго приостановлена. Одной из причин этого, так же, как и последующего гонения на христиан, было отношение церкви к традиционному культу предков и связанной с ним церемонии кормления духов (или «жертвоприношения духам») предков песо, которую в Корее традиционно совершали несколько раз в год.

Католическая церковь призывала отказаться от культа предков, уничтожить «таблички духов» с именами предков, которые хранились в особых алтарях, не совершать церемоний чеса. Действительно, согласно традиционным представлениям, вошедшим в качестве составной части в корейское конфуцианство, после смерти дух умершего так или иначе может проявлять себя в мире живущих и, для того чтобы дух предка не становился злым, на протяжении нескольких поколений его требуется «кормить». По христианским представлениям, душа после смерти должна попадать в рай или в ад (или чистилище). Таким образом, совершение церемонии чеса - это отрицание христианского представления о посмертной жизни души.

Корейцы не могли легко отказаться от традиционных представлений о загробной жизни, увязанных с многочисленными ежегодно совершаемыми ритуалами, вплетенными в сельскохозяйственный цикл. Тем не менее в 1791 г. выходец из янбан Юн Чжичхун (1759-1791), дальний родственник Чон Ягъёна по женской линии, который был одним из «прихожан» первой корейской католической церкви в доме Ким Бому, после смерти своей матери не изготовил поминальную табличку и не совершил церемоний чеса. Более того, младший брат его жены - Квон Санъён поддержал Юн Чжичхуна в том, что тот соблюдал траур по матери по католическому ритуалу. Это стало известно при дворе. Юн Чжичхуна обвинили в непочтении к родителям и, взяв под стражу, казнили вместе с шурином. Почтительное отношение к родителям (хё) было и во многом остается одним из столпов корейского общества, а «непочтительность» означала страшное преступление, которое в конечном итоге могло разрушить общественный порядок.

В этом контексте корейцы никак не могли признать и поддержать христианство. По этому поводу при дворе государя Чончжо развернулась жаркая дискуссия, не утихавшая в течение многих лет. Сторонники «Западной партии новых» (Синсопха) настаивали на молчаливом признании христианства, а приверженцы «Западной партии заслуженных» призывали запретить непонятное учение.

Антихристианские настроения восторжествовали тогда, когда после смерти короля Чончжо, не оказывавшего значительного давления на христиан-последователей «Южной партии», на престол был возведен несовершеннолетний государь Сунчжо (1800-1834), а реальная власть перешла в руки консервативной группировки вдовствующей королевы Чонсун. Уже в первый год правления Сунчжо, в 1801 г., начались активные поиски католических верующих в среде янбан, их аресты, казни, ссылки. В ходе репрессий погибли Ли Сынхун (первый корейский крещеный), Квон Чхольсин (один из основателей общества по изучению христианства), Чон Якчон (старший брат сирхакиста Чон Ягъёна), а также китайский священник Чжоу Вэньмо, нелегально проводивший миссионерскую работу в Корее с конца 1794 г.

Ситуация в 1801 г. значительно обострилась по причине того, что было перехвачено письмо янбана-христианина Хван Саёна (1775-1801), зятя старшего брата Чон Ягъёна, отправленное в Пекин французским миссионерам. В письме рассказывалось о тех гонениях, которым подвергались корейские христиане. Обнаруженное письмо еще больше усилило волну репрессий. Христиан стали обвинять в том, что они не только разрушают нормы морали, но и пытаются «продавать страну». Число пострадавших за 1801 г. христиан превысило 300 человек.

События 1801 г. привлекли пристальное внимание католических миссионеров в Пекине, тем более что к концу XVIII столетия в Корее насчитывалось уже более 10 тыс. верующих. Постепенно возник вопрос об отделении корейской католической церкви от Пекинского епископата. В 1816 г. сын Чон Якчона - Чон Хасан отправился в очередной раз в Пекин и передал письмо с просьбой прислать священников-миссионеров, что должно было помочь в создании Корейского епископата. В результате постоянных просьб корейских верующих в 1831 г. Ватикан принял решение о создании Корейского епископата, а в 1836 г. три французских священника - отцы Мобан, Шастан и Эмбэр тайно прибыли в Корею.

В 1834 г. на престол был возведен восьмилетний государь Хон-чжон. Реальную власть в стране захватила группировка королевы Сунвон, начавшая в 1839 г. очередное, еще более кровавое гонение на христиан, в результате которого были казнены три французских священника и более 100 человек верующих.

С начала XVII столетия Корея воспринимала христианство самостоятельно, без какой-либо деятельности иностранных миссионеров на ее территории. Христианством интересовались главным образом представители правящего класса. Это явилось следствием социально-экономических и культурных изменений в XVII-XVIII вв., контактов с западной культурой и желанием части правящей элиты найти новую идейную и духовную основу для происходивших и назревающих необходимых для корейского общества изменений.

Во второй половине XVIII столетия стремительно развивавшаяся корейская католическая церковь не подвергалась значительным гонениям. В XVIII в. королевская власть пыталась подстроиться к происходящим в стране изменениям. В 1746 г. была проведена ревизия кодекса законов «Кенгук тэчжон» («Великое уложение по управлению государством»), принятого еще в XV столетии. Его новый вариант получил название «Продолжение Великого уложения» («Соктэчжон»), В 1785 г., в правление государя Чончжо (1776-1800), кодекс законов вновь пересмотрели, издав его под названием «Общий свод Великого уложения» («Тэчжон тхонпхён»). В это время, несмотря на то, что некоторые из сирхакистов находились в оппозиции к королевскому двору, другие имели возможность активно воздействовать на королевскую власть. Например, сирхакист Ан Чжонбок (1712-1791), автор «Тонса ганмок», был учителем наследного принца, будущего государя Чончжо.

Однако в начале XIX столетия гонения на христианство, которое расшатывало традиционные конфуцианские устои общества, вылились в неприятие правящей верхушкой всего западного, в нежелание вообще каких-либо кардинальных изменений. Королевская власть в первой половине XIX в. стала тормозом для процессов, начавшихся в XVII столетии, сделав Корею гораздо слабее окружавших ее Японии и Китая, не способной противостоять усиливавшемуся натиску западных держав, имевших обширные колониальные интересы в Восточной Азии.

Глава 4. КОРЕЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. ПРАВЛЕНИЕ ТЭВОНГУНА

В XVII и первой половине XVIII в. борьба придворных группировок происходила главным образом в рамках так называемых «партий». С середины XVIII в. в результате «политики умиротворения» государя Ёнчжо (1724-1776) противостояние «партий» при дворе потеряло прежний накал. В начале XIX столетия с приходом к власти короля Сунчжо (1800-1834) главенствующую роль при дворе стали играть семейные группировки, не связанные с «партиями». В первой половине XIX в. королевская власть не только не смогла перестроиться в соответствии с происходившими в стране изменениями, объективно способствовавшими развитию товарно-денежных отношений в Корее, но и сделала шаг назад по сравнению с предшествовавшим столетием.

Противоречие между слабеющей королевской властью и новыми тенденциями общественного развития стало главным содержанием истории Кореи первой половины XIX в.

§ 1. Положение в Корее в начале XIX века

В 1800 г. в 6-й месяц на престол был возведен 11-летний государь Сунчжо, сын от наложницы предшествующего короля Чончжо, определенный в качестве наследника престола только в начале 1800 г. Поскольку Сунчжо был несовершеннолетним, регентство перешло в руки вдовствующей королевы Чонсун. Вскоре была избрана будущая жена Сунчжо - дочь высокопоставленного сановника Ким Чжосуна (1756-1831), который был дальним родственником королевы Чонсун и благодаря своим способностям пользовался особым доверием государя Чончжо. Вслед за этим Ким Чжосун получил высокий придворный титул Ёнан пувонгун, практически захватив власть в свои руки. Так начались десятилетия правления семьи Ким из района Андон юго-восточной провинции Кёнсан.