Фотографии где лежит ленин в мавзолее. Мавзолей Ленина – усыпальница рядом с Кремлевской стеной

Этот текст - один из них. Что за тело лежит в мавзолее? Является ли оно настоящим телом Ленина, куклой или комбинацией того и другого? О том, как с подачи партийного руководства советский вождь вел двойную жизнь после смерти, рассказал в рамках лектория премии «Просветитель» в Летнем кинотеатре-лектории ВДНХ антрополог, профессор Калифорнийского университета в Беркли (США) Алексей Юрчак. «Лента.ру» публикует фрагменты его выступления.

Слухи о том, что тело Ленина ненастоящее, стали циркулировать уже в первые дни после смерти вождя. Спустя несколько месяцев, в конце лета 1924 года, Мавзолей открылся для первых посетителей, и Москва снова начала говорить, что там лежит восковая мумия. Слухи не прекратились даже в конце 1930-х годов, когда их повторение было особенно опасным. В письменном доносе в ГПУ молодая москвичка утверждала, что ее знакомая в приватной беседе заявляла, будто в Мавзолее лежит всего лишь восковая кукла.

В первые годы это повторялось и в зарубежной прессе. Чтобы развеять слухи, в середине 1930-х годов партийное руководство пригласило представителей западных СМИ в мавзолей. Американский журналист Луис Фишер писал, как в их присутствии Борис Збарский, который вместе с Владимиром Воробьевым первыми бальзамировали тело Ленина, открыл герметически закрытый стеклянный саркофаг, взял вождя за нос и повернул его голову влево и вправо, чтобы показать, что это не восковая фигура.

23 процента

После развала Советского Союза слухи о том, что тело Ленина является искусственной копией, возобновились. В ответ на них Илья Збарский, сын первого бальзамировщика, писал: «Я проработал в мавзолее 18 лет, и я точно знаю, что ленинское тело сохраняется в отличном состоянии. Всевозможные слухи и выдумки об искусственной кукле и о том, что от тела сохранились только лицо и руки, не имеют никакого отношения к реальности».

Однако заявление Збарского не остановило распространение слухов. В конце 90-х в газетах появились версии существования нескольких тел ленинских двойников, которыми время от времени подменяют тело вождя. В ответ на это профессор Юрий Ромаков, ведущий эксперт лаборатории, разъяснил в интервью «Эху Москвы», что тело в мавзолее является настоящим телом Ленина, находится в отличной форме и не нуждается в подменах.

В 2008 году Владимир Мединский, в то время еще депутат Госдумы, заявил, что тело вождя реальным считать нельзя, но по другой причине: «Не обманывайтесь иллюзиями, будто то, что лежит в мавзолее, является Лениным. Там осталось всего 10 процентов от его реального тела». Еженедельник «Власть» решил проверить эту цифру. Во время вскрытия тела Ленина и последующего бальзамирования были удалены внутренние органы и жидкости, которые заменили на бальзамирующие растворы. Подсчитав количество удаленного материала, «Власть» пришла к выводу, что депутат Мединский несколько ошибся. В Мавзолее лежит не 10 процентов ленинского тела, а 23.

Два тела

Если поближе познакомиться с материальным составом ленинского тела, окажется, что заявления о его неподлинности имеют под собой реальную основу. Все зависит от того, как ее определять. Для ученых ленинской лаборатории, которые уже 92 года занимаются поддержкой этого тела, всегда было важно сохранять его динамическую форму - то есть физический вид, вес, цвет, эластичность кожи, гибкость суставов. Даже сегодня суставы в ленинском теле сгибаются, торс и шея поворачиваются. Оно не затвердело, не превратилось в высохшую мумию, поэтому называть его мумией, как это постоянно делается в СМИ, неправильно.

Для того чтобы поддерживать это тело в гибком состоянии, его на протяжении многих лет подвергают уникальным процедурам, в результате которых биологические материалы заменяются на искусственные. Процесс этот идет медленно, постепенно. С одной стороны, на уровне динамичной формы тело, безусловно, является настоящим, с другой стороны, на уровне биоматериалов, из которых состоит, это скорее копия - все зависит от точки зрения.

В советские годы специальная комиссия, состоящая из партийных руководителей, медиков и биологов, периодически проверяла состояние ленинского тела. Они изучали пятна и морщины на его поверхности, водный баланс внутренних тканей, эластичность кожных покровов, химический состав жидкостей, сгибаемость суставов. Ткани обрабатывались, жидкости заменялись на новые, морщины разглаживались, содержание кальция в костях восполнялось.

С точки зрения этих комиссий, состояние тела Ленина даже постепенно улучшалось. Но обычные посетители всегда видели его неподвижным, застывшим на века, в стеклянном саркофаге, одетым в темный костюм. Из открытых участков посетители видят только руки и голову. Никто, кроме партийного руководства и небольшой группы ученых, не видел других частей ленинского тела, никогда не слышал об их состоянии или научных процедурах, которым тело подвергалось.

Оно существует как бы в двух режимах видения. Политическое руководство и приближенные специалисты всегда видели одно тело, а обычные граждане - другое. Политическая роль, которую тело играло в советской истории, возможно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, который нужен был якобы для того, чтобы мобилизовать народные массы на поддержку партии и правительства.

Ленин и ленинизм

Мне кажется, с годами тело Ленина стало выполнять и другую политическую задачу. Для того чтобы в этом разобраться, вернемся в начало 1920-х годов. Весной 1922 года Ленин почувствовал себя больным и утомленным; по настоянию руководства партии он уехал на несколько месяцев в подмосковные Горки.

Живя там под присмотром врачей, он продолжал руководить партией и приезжать на заседания в Москву. Но в мае 1922 года у него случился удар, в результате которого он временно потерял способность говорить, читать и писать. Руководство партии установило строгий контроль над информацией о политической ситуации в стране, которая могла доходить до Ленина.

Новые правила отражали не только реальную заботу о здоровье вождя, но и желание нейтрализовать сильного политического соперника. В июне 1922 года секретарь ЦК Леонид Серебряков жаловался в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не позволяя никому подойти к нему близко или даже войти в дом, где он живет.

В следующие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и снова ухудшалось. Весной 1923 года, после третьего удара, он практически полностью потерял способность общаться с окружающими. Тем временем политическое соперничество в руководстве партии резко возросло.

В этом контексте вождь не исчез с политической арены страны, его образ поменялся, приобретя совершенно новый оттенок. Реальный Ленин, который продолжал жить в Горках и писать тексты, был изолирован от политической жизни. Одновременно в политическом языке был создан новый канонический образ. Большинство мифологических образов Ленина, которые нам хорошо знакомы по советскому времени, были созданы именно в тот период его болезни, за несколько лет до смерти.

В начале 1923 года в публичный язык страны был введен термин «ленинизм». Вскоре в партийной практике появились ритуалы присяги на верность ленинизму. В марте 1923 года в Москве был учрежден Институт ленинизма. Весной 1923 года «Правда» призывала сдавать любой кусочек бумаги, на котором было что-то написано ленинской рукой, в это учреждение.

Одновременно то, что вождь думал, говорил и писал в действительности в 1922-1923 годах, было полностью отделено от его канонического образа. Ленин как политическая фигура в последние годы жизни оказался расчленен надвое: одна его часть была исключена из политической жизни страны, а вторая часть - канонизирована. Именно в результате этих двух процессов исключения и канонизации в начале 1920-х годов была создана новая доктрина ленинизма.

С тех пор каждый советский руководитель, от Сталина до Горбачева, занимался корректировкой этой доктрины, придумывая собственную версию, вводя в оборот ранее неизвестные ленинские работы и выводя другие, давая новую трактовку известным материалам, цитируя Ленина в отрыве от изначального контекста, меняя смысл его высказываний и фактов жизни.

В 1990-м году, менее чем за год до обвала советского государства, ЦК КПСС признал, что все предыдущие версии ленинизма содержали в себе искажение реальной ленинской мысли. В декабре того же года профессор кафедры марксизма-ленинизма писал в газете «Рабочая трибуна»: «Наша трагедия заключается в том, что мы не знаем Ленина. Мы никогда не читали его работ в прошлом и не делаем этого сейчас. На протяжении десятилетий мы воспринимали Ленина через посредников, толкователей, популяризаторов и иных исказителей».

Историк жаловался, что Институт марксизма-ленинизма, главный авторитет в области ленинского наследия, на протяжении 70 лет выполнял особенную функцию, давая добро на публикацию тех ленинских текстов, которые соответствовали принятым на данный момент канонам, независимо от того, насколько они были далеки от реальных слов вождя, меняя или сокращая другие тексты, которые не соответствовали этим канонам.

В своей речи по случаю 120-летия со дня рождения Ленина в апреле 1990 года Горбачев заявил: «Ленин остается с нами как величайший мыслитель XX века». Затем он добавил, что надо переосмыслить теоретическое и политическое наследие Ленина, избавиться от искажения и канонизации ленинских выводов и предложил отказаться от термина «ленинизм».

Смерть

Ленин умер 21 января 1924 года. Сначала плана сохранить его тело на века не было. Сразу после смерти вождя профессор медицины Алексей Иванович Абрикосов провел вскрытие, а затем процедуру временного бальзамирования - с тем, чтобы сохранить тело на протяжении 20 дней, пока будет идти публичное прощание.

В процессе вскрытия и временного бальзамирования Абрикосов перерезал многие артерии и большие сосуды. Впоследствии профессор говорил, что если бы планы по длительному сохранению Ленина существовали на момент смерти, он бы не стал этого делать, так как при бальзамировании тела на длительный срок эти сосуды используются для доставки бальзамирующей жидкости во все части тела.

Затем тело было выставлено для публичного прощания в Колонном зале Дома Союзов. Несмотря на исключительно холодную зиму, когда температура ниже минус 28 держалась несколько месяцев подряд, толпы граждан стекались в столицу со всех уголков страны, чтобы отдать последнюю дань вождю.

Похороны Ленина были назначены на 27 января. Спустя шесть дней после его смерти на Красной площади рядом с могилами революционеров был построен деревянный мавзолей, в котором должны были захоронить вождя. 27 января тело Ленина было перенесено туда, однако было решено не закрывать саркофаг на некоторое время - в связи с продолжающимся шествием желающих проститься с вождем.

Каждые три дня комиссия по организации похорон в составе партийных руководителей и приближенных врачей проверяла состояние тела. Из-за низкой температуры и благодаря качественной временной бальзамировке Абрикосовым, на теле не появлялись признаки разложения - его можно было оставлять открытым.

Первые явные признаки разложения появились лишь через два месяца, в марте. Благодаря неожиданно длительному периоду, в течение которого они отсутствовали, у партийного руководства была возможность оттягивать погребение и одновременно обсуждать его возможную судьбу.

Ленин будет жить

На бесконечных заседаниях комиссий по увековечиванию памяти Ленина велись жаркие споры, именно тогда победило предложение сохранить тело на более длительный срок. Поначалу многие в партийном руководстве считали эту идею не просто утопической с точки зрения науки, но и контрреволюционной. Например, Троцкий, Бухарин и Ворошилов полагали, что длительное сохранение и публичный показ тела Ленина превращает его в подобие религиозных мощей и напрямую противоречит материалистическим принципам марксизма. Бонч-Бруевич соглашался, что «важно не тело, а мемориал»: Ленина следует захоронить в мавзолее, выполняющем эту задачу.

Но другие члены руководства страны - например, Леонид Красин - утверждали, что если удастся сохранить тело еще на какой-то период, пусть даже не насовсем, в этом есть смысл. По крайней мере, это позволит трудящимся всего мира принять участие в длительном прощании с вождем мирового пролетариата.

Решающим в судьбе Ленина стало заседание комиссии по организации похорон 5 марта 1924 года. После очередного длительного обсуждения возможных вариантов с учеными-медиками, большинство которых высказались скептически о возможности длительного сохранения, члены партийного руководства попросили их покинуть зал. Мнения участников обсуждения разошлись, и в тот день ничего не решили. Точнее, решение было половинчатым: попробуем сохранить, но без уверенности, что это возможно и нужно, и без обещаний, что это навечно.

В конце марта было решено попробовать экспериментальный метод бальзамирования тела, предложенный профессором Владимиром Воробьевым из Харькова и биологом-биохимиком Борисом Збарским. Процедура не имела аналогов, и в ее успехе ни Воробьев, ни Збарский не были уверены. Они проработали четыре месяца в специальной лаборатории, созданной прямо внутри временного мавзолея. Многие процедуры им приходилось придумывать и корректировать на ходу.

Ленин жив

К концу июля 1924 года они доложили партийному руководству об окончании работ. Если тело будет обрабатываться и бальзамироваться согласно их методу, заявили они, высока вероятность того, что оно сохранится на довольно длительный срок. Когда члены комиссии спросили, на какой именно срок следует рассчитывать, Воробьев сказал: «На этот вопрос я позволю себе не отвечать».

24 июля в советской печати появилось официальное заявление, гласящее: «Разумеется, ни мы, ни наши товарищи не хотели создавать из останков Владимира Ильича какие-то мощи, посредством которых мы могли бы популяризовать или сохранить память о нем. Мы придавали и придаем величайшее значение сохранению облика этого замечательного вождя для подрастающего поколения и будущих поколений».

Фото: Keystone Pictures USA / ZUMA / Globallookpress.com

В этом заявлении комиссии проявилось то же парадоксальное отношение к телу Ленина, которое было в многочисленных спорах о его судьбе. То, как руководители партии и приближенные ученые говорили о нем, когда стало известно, что некоторое время оно разлагаться не будет, напоминает то, как партийное руководство относилось к Ленину в последние месяцы его жизни. Тогда еще живой вождь был исключен из политической жизни и спрятан в подмосковных Горках, а в публичном языке партийной прессы и речей появился другой, канонизированный Ленин. В дискуссиях комиссии по организации похорон мы сталкиваемся с подобным двояким отношением, когда обсуждались планы погребения вождя и одновременно - планы сохранения его непогребенным, закрытого склепа и публичного показа.

Эта двоякость отразилась и в том, что на протяжении месяцев споры и обсуждения тела Ленина велись одновременно в двух различных комиссиях. Первая называлась комиссией по организации похорон, а вторая - комиссией по сохранению тела. Многие партийные руководители принимали участие в работе обеих. Восприятие Ленина в среде партийного руководства было странным: будто бы в мавзолее лежали два тела - обычный, постепенно разлагающийся труп человека, и телесное воплощение чего-то большего, грандиозного, отличающегося от Ленина и превосходящего его.

Хотя на момент бальзамирования эти два тела еще состояли из одной и той же биологической материи, такое положение дел, как мы уже знаем, долго не продлилось. Двоякое отношение к телу Ленина в среде партийного руководства воспроизводилось и в последующие годы.

Великий легитиматор

В советское время возникла политическая модель, связывающая принцип воспроизводства суверенной власти с принципом удвоения тела вождя. Она возникла неожиданно и незапланированно - просто совпало несколько условий: долгий период болезни, когда Ленина одновременно изолировали от политической жизни и канонизировали в образе ленинизма. Из-за холодов той зимы тело не подверглось разложению, что дало возможность обсуждать его судьбу. Важно учитывать и особенности социально-культурной организации ленинской партии нового типа - уникального политического института.

В советской политической системе культура суверенной власти напоминала смесь двух моделей: абсолютной монархии и либеральной демократии, где роль тела играет абсолютная истина. В отличие от суверенной монархии, ни один лидер партии и государства после Ленина не мог занять его место, находящееся за пределами политического пространства. Истина в этой системе была выражена на языке ленинизма.

Любой руководитель СССР, включая Сталина, был обязан апеллировать к ленинизму для легитимации своей власти и не мог поставить эту доктрину под вопрос или заменить другой истиной. Каждый из них мог потерять бразды правления, если бы оказалось, что он искажает ленинизм. Иллюстрацией этого тезиса служат два важнейших феномена власти в советской системе: возникновение исключительного культа личности Сталина и полное развенчание его после смерти.

Теперь становится понятным, какую роль в политической системе СССР играло тело Ленина. Оно функционировало как материальное воплощение геройского деперсонифицированного субъекта, советского суверена. Оно было удвоено, являясь совмещением смертного и бессмертного тел. То, как тело Ленина поддерживалось на протяжении десятилетий, отражало совокупность этих двух тем. Смертным телом суверена был труп конкретного человека, а бессмертным - погребальная кукла, которая воспроизводилась путем специальных процедур и ритуалов.

Постоянно возникающие слухи о том, что ленинское тело - всего лишь копия, в некоторой степени ошибочны, а в некоторой степени верны. Оно реальное, но его постоянно меняют. Его биологические материалы заменяются на новые, но в результате его форма остается неизменной. Этот проект возник постепенно - как часть сложной космологии, смысл которой для партийной системы, включая ее руководство, никогда не был ясен до конца.

Работа над телом Ленина всегда велась в атмосфере строжайшей секретности, за закрытыми дверями. То же самое происходило и с ленинскими текстами, высказываниями и фактами биографии. Благодаря такому подходу ленинизм всегда выглядел как нечто фундаментальное, неизменное и вечное, в то время как в действительности он незаметно менялся, подстраивался партийным руководством под нужды текущего момента. Эта доктрина в таком подходе выглядела как источник действий партии, а не продукт партийных манипуляций, и то же самое касалось не только текстов, но и тела Ленина.

Фото: CHROMORANGE / Bilderbox / Globallookpress.com

С обвалом советской системы в 1991 году ленинское тело оказалось выключенным из нее. Постсоветское российское государство не закрыло мавзолей, но резко сократило его финансирование. На протяжении последних 25 лет однозначного решения о судьбе тела Ленина так и не было принято. Сегодня оно остается в мавзолее в публичном доступе, а лаборатория продолжает работать. Конец советской системы не привел к автоматическому уничтожению этого тела, не превратил его в застывший разлагающийся труп, но при этом и не сделал из него искусственную куклу.

На Красной площади Москвы возле Кремлевской стены с 1924 года стоит монументальное сооружение, напоминающее усыпальницу древнего правителя Мавсола. От его имени оно и получило название. Это Мавзолей Владимира Ильича Ленина, занесенный в список всемирного наследия UNESCO. За годы существования в нем побывало более 120 миллионов посетителей.

История Мавзолея Ленина.

Считается, что мысль создать Мавзолей для вождя мирового пролетариата подсказали простые люди и рядовые члены ВКП(б). Однако Н.К. Крупская и некоторые члены ЦК не поддерживали эту идею. Первые две усыпальницы строились из дерева по проекту архитектора Щусева. Обе были возведены в виде прямоугольных ступенчатых пирамид. У второго варианта деревянную обшивку пропитали лаком, из-за чего строение имело светло-коричневый цвет.

К строительству каменной усыпальницы приступили в 1929 г. Кирпичные стены строения облицевали полированными плитами из гранита, лабрадорита, мрамора и порфира. Теперь Мавзолей имел длину 24 метра, поднимался в высоту на 12 метров и состоял из пяти ступеней. Верхний уступ сместили к Кремлевской стене. В отличие от предыдущих вариантов в новом добавили трибуну. Использовалась она для произнесения тожественных речей и обращений к народу во время парадов, проходивших на 1 Мая, 9 Мая и 7 ноября. На трибуне перед Мавзолеем находились руководители Советского государства и приглашенные гости. Последний раз обращения к людям прозвучали с трибуны в 1996 г. Начиная с 2005 года, при проведении шествий по Красной площади Мавзолей ограждают защитными щитами.


Мавзолей Ленина – описание.

На монолитной плите из черного лабрадорита, закрепленной над входом, буквами из красного кварца написано «Ленин». Внутри Траурного зала, в который посетители попадают, опускаясь по левой лестнице, на небольшом постаменте стоит саркофаг с телом Ленина. Здесь царит покой, тишина и приглушенный свет. На вожде надет черный костюм, к которому приколот значок члена ЦИК СССР. Зал имеет форму куба со ступенчатым потолком и высотой граней 10 м. Обойдя саркофаг, посетители выходят из зала и, поднявшись по правой лестнице, покидают Мавзолей.

На время Отечественной войны тело вождя вывозили в Тюмень, где оно хранилось до апреля 1945 года. После смерти И. В. Сталина, вплоть до 1961 в усыпальнице покоились два вождя. С приходом к власти Н. С. Хрущева, тело «отца народов» вынесли из усыпальницы и захоронили возле кремлевской стены.


Караул у Мавзолея Ленина.

С 1924 по 1993 годы у Мавзолея находился пост № 1. Каждый час под бой курантов происходила смена караула. Это зрелище привлекало множество туристов. Теперь пост стоит у Могилы Неизвестного Солдата.


Мавзолей Ленина – режим работы.

Посещение мавзолея Ленина возможно с 10 до 13 часов в любые дни, кроме понедельника и пятницы. Попасть в него можно через пункт пропуска возле Никольской башни. Оплата за вход не требуется, однако непременным условием является проверка металлоискателем и соблюдение тишины. Проводить фото и видеосъемку запрещено. Мужчины в Траурном зале обязаны снять головной убор. Сумки и ручную кладь перед посещением необходимо сдать в камеру хранения.


Интересные факты о Мавзолее Ленина.

  • К интересным фактам относится то, что для сохранности тела были применены уникальные способы бальзамирования, разработанные учеными В. П. Воробьевым и Б. И. Збарским. Они позволяют хранить черты лица и тело объекта без изменений около ста лет.
  • Подобному бальзамированию подверглись многие политические деятели. В настоящее время, кроме Ленина, в целости сохранились тела Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена и Хо Ши Мина.
  • В помещении Мавзолея постоянно работает специальная лаборатория, сотрудники которой следят за состоянием мумии вождя пролетариата.
  • Из-за покушений на тело Ленина в 60-е годы XX столетия в 1973 году саркофаг накрыли пуленепробиваемым куполом. Для поддержания здания в надлежащем состоянии постоянно проводятся реконструкции, последняя из которых была в 2013 году.


Чего только не предлагали архитекторы, участвующие в конкурсе на проект гробницы: и маяк в виде Эйфелевой башни, и гигантский глобус со статуей Ленина, и каменный корабль, и мраморную глыбу, по которой ходил паровоз, и даже гигантский небоскреб. Но победила идея Щусева.

Владимир Ильич вечен. Имя его навсегда, на вечные времена вошло в историю России, в историю человечества. Как нам почтить его память? Чем отметить его надгробие? У нас в зодчестве вечен куб. От куба идет все многообразие архитектурного творчества. Позвольте и Мавзолей, который мы будем сейчас воздвигать в память Владимира Ильича, сделать производным от куба.

Правда, этот первый мавзолей был временным и простоял лишь до весны 1924 года. Ко второму временному деревянному Мавзолею уже были пристроены с двух сторон трибуны. Эти формы воссоздали при проектировании третьего и последнего зиккурата. Но построили его уже из железобетона и кирпича, а облицевали гранитом, мрамором, лабрадором, порфиром.

Щусев также стал автором и первого саркофага для тела Ленина. Но его проект признали технически трудным, и архитектор К.С. Мельников в течение месяца разработал и представил 8 новых вариантов.

Выбрали один из саркофагов Мельникова. Он стоял в мавзолее до окончания Великой Отечественной войны. Кстати, на время войны, в июле 1941 года, тело Ленина эвакуировали в Тюмень. Сопровождал русскую мумию академик Збарский с женой и сыном. Им дали отдельное купе, где Збарский с супругой заняли верхние полки, а сын и тело Ленина - нижние.

В Тюмени тело вождя хранилось в нынешнем здании главного корпуса Тюменской государственной сельскохозяйственной академии, на втором этаже в аудитории 15. В апреле 1945 года тело Ленина вернулось в Москву. Но оно плохо перенесло путешествие и покрылось плесенью. Возможно, это случилось потому, что сопровождающие обменивали спирт, выделенный на уход за телом, на маргарин.

Однако мумию восстановили. Тогда же обновили интерьер Мавзолея, и заменили саркофаг Мельникова саркофагом по проекту А.В. Щусева.

В то время казалось, что вскоре наука сделает прорыв, и Ленина оживят. Поэтому для сохранения его тела в конце 1939 года в составе Минздрава СССР появилась научно-исследовательская лаборатория при Мавзолее.

Вопросы температуры и влажности атмосферы саркофага и тела, состав пропитывающих растворов, содержание профилактических мер, цветность кожных покровов, фоторегистрация объемов и рельефа лица и кистей рук, исследование процессов разрушения тканей - вот далеко не полный список задач лабораторией. При этом, чтобы «принять работу» пригласили Надежду Крупскую и брата В.И. Ленина. Увиденное вызвало у них шок: покойный выглядит так, будто умер вчера, а не несколько месяцев назад.

Сотрудники лаборатории также бальзамировали Георгия Димитрова (1949 год, Болгария), маршала Хорлогийна Чойбалсана (1952 год, Монголия), Иосифа Сталина (1953 год, СССР), Клемента Готвальда (1953 год, Чехословакия), Хо Ши Мина (1969 год, Вьетнам), Агостиньо Нето (1979 год, Ангола), президента Кооперативной Республики Гайана Линдон Форбс Бернхема (1985 год, Гайана), Ким Ир Сена (1995 год, КНДР). Сохранились тела лишь четырех забальзамированных вождей - Ленина, Хо Ши Мина, Ким Ир Сена и Мао Цзэдуна.

Способ бальзамирования тела Ленина постоянно совершенствуется: сначала ученые предполагали, что тело вождя будет храниться без изменений всего 20-30 лет, сейчас - уже более 100. Известно, что мумия требует особой вентиляции и температурного режима. Периодически ее обновляют, погружая в специальный раствор, и каждые несколько лет сменяют костюм Ильича. Мало кто из прошлого поколения помнит, что некогда на вожде был не гражданский костюм, а военный френч.

После смерти Иосифа Сталина его тело тоже забальзамировали и поместили в Мавзолей.

Так как плиту необходимого для Мавзолея размера было непросто найти, на уже установленной гранитной плите в 1953 году поверх надписи «Ленин» краской нанесли «Ленин» и «Сталин». По свидетельствам очевидцев, в сильные морозы старая надпись «проступала» сквозь верхний слой. А в 1958 плиту заменили на новую с расположенными друг над другом надписями: «ЛЕНИН» и «СТАЛИН».

Но недолго лежал Сталин в Мавзолее: после развенчания «культа личности» в 1961 году его захоронили в некрополе у Кремлевской стены, а гранитная плита с именем Ленина вернулась на место.

В 1970-х годах в Мавзолее появился пуленепробиваемый саркофаг.

Такие меры предосторожности были неслучайны - на тело Ленина покушались несколько раз. Например, 19 марта 1934 года Митрофан Михайлович Никитин пытался выстрелить в забальзамированное тело вождя, но ему помешали охрана и посетители. Никитин застрелился.

20 марта 1959 года один из посетителей бросил в саркофаг молоток и разбил стекло. Пострадал саркофаг и 14 июля 1960 года, когда житель города Фрунзе К.Н. Минибаев вспрыгнул на барьер и ударом ноги разбил стекло. Тогда осколки повредили кожу забальзамированного тела Ленина.

9 сентября 1961 года Л.А. Смирнова, проходя мимо саркофага, плюнула в него и затем бросила камень, завернутый в носовой платок, сопроводив свои действия ругательствами. Стекло саркофага тогда разбилось, но тело Ленина не пострадало.

В сентябре 1967 года житель Каунаса по фамилии Крысанов взорвал начиненный взрывчаткой пояс около входа в Мавзолей. Террорист и еще несколько человек погибли. А 1 сентября 1973 года неизвестный взорвал самодельное взрывное устройство внутри Мавзолея.

Путеводитель по архитектурным стилям

В обществе нередко поднимают вопрос о захоронении останков Ленина.

Например, в 1994 году под лозунгом «Похороним дело и тело Ленина» на Красной площади проводила несанкционированную акцию партия «Демократический союз». А 20 января 2011 года Владимир Мединский поднял вопрос о выносе тела Ленина из Мавзолея.

Это какая-то нелепая, язычески-некрофильская миссия у нас на Красной площади. Никакого тела Ленина там нет, специалисты знают, что сохранилось порядка 10% от тела, все остальное оттуда уже давно выпотрошено и заменено. Но главное не тело - главное дух. Ленин является предельно спорной политической фигурой и наличие его как центральной фигуры в некрополе в сердце нашей страны - крайняя нелепость. Многих оскорбляют рок-концерты на , но мы даже не задумываемся о том, что в этом двойное кощунство - концерты проходят на территории кладбища. Это уже какой-то сатанизм. И ходим мы по кладбищу.

Представители КПРФ называют свои аргументы в защиту Мавзолея:
- Ленин уже похоронен (тело покоится в гробе-саркофаге на глубине трех метров под землей);
- в других странах также есть мавзолеи известных персон и захоронения в открытом для обозрения саркофаге (например, саркофаг русского хирурга Николая Пирогова, гробница маршала Пилсудского, мавзолей Гранта в Манхеттене, мавзолей Ататюрка в светской Турции, гробница Наполеона);
- не существует указания самого Ленина о том, чтобы его похоронили на Волковском кладбище, но он покоится рядом с вдовой, Надеждой Крупской, и сестрой, прах которых находится в некрополе у Кремлевской стены;
- мавзолей и некрополь героев советской эпохи являются историческими «державными захоронениям» на Красной площади (как и захоронения на территории собора ).

Сейчас Мавзолей открыт для посещения. Доступ в музей и к захоронениям у кремлевской стены бесплатный и осуществляется через контрольно-пропускной пункт у , где производится проверка металлодетектором.
При посещении Мавзолея запрещается иметь при себе фото- и видеоаппаратуру, мобильные телефоны с фотокамерой. Также нельзя проносить с собой сумки, рюкзаки, пакеты, крупные металлические предметы и бутылки с жидкостью.

Говорят что...

...когда спешно готовили котлован для первого Мавзолея, саперы ночью произвели 40 взрывов мерзлой земли у Кремлевской стены. Москвичи тогда сутки гадали, не начался ли переворот в стране. Дальше - больше! Прорвало канализационные трубы, и место для будущего траурного зала затопило фекалиями. Патриарх Тихон тогда глубокомысленно заметил: «По мощам и елей». По иронии судьбы с трех сторон от мавзолея находились общественные туалеты.
...в середине 2011 года в интернете появилось видео, где Ленин приподнялся в саркофаге, затем лег обратно. Сначала никто не воспринял запись всерьез, относя ее к разряду шуток с использованием монтажа. Однако она попала в руки исследователей из Америки по паранормальным явлениям. Запись тщательно исследовали, и ученые сообщили, что не нашли фальсификации.
При этом посетители не раз уже встречали призрак Ленина в Мавзолее. Иногда привидение выходит наружу - прогуляться к могиле жены. А когда на Красной площади проходил концерт Пола Маккартни, призрак Ленина испугался ревущей музыки, присел на корточки и закрыл уши руками.
...Ленин убивает и после смерти: от саркофага из пуленепробиваемого стекла отскакивают пули и ранят тех, кто покушается на тело вождя.
...под саркофагом Ленина замурована голова расстрелянного императора Николая II .
...после строительства трибуны на Мавзолее конструкцию в народе назвали «Пятнадцать человек на сундук мертвеца» .
...Хрущев решил, что на XXII съезде КПСС с предложением о выносе из мавзолея тела Сталина обязательно должен выступить грузин. Это дело поручили Мжаванадзе, но он сразу же «заболел» и на заседание не явился. Тогда с предложением выступил Джавахарнадзе, и вскоре в Грузии сожгли его дом.
Четыре большие лжи о захоронении Ленина

Ложь первая.
Основной пропагандистский удар концентрируется на внушении общественному мнению идеи захоронения Ленина.
И здесь подлый расчет очевиден – какой нормальный человек будет возражать против захоронения останков умершего.
Хотя в случае с Лениным речь идет о перезахоронении.

Казалось, очевидная для всех вещь – Ленин захоронен.
Как основатель Российской Федерации и СССР Владимир Ильич Ленин захоронен с высшими государственными почестями 27 января 1924 года.

Кстати, и у современников не возникало сомнений о том, что Ленин захоронен. Газетные статьи и заметки января-марта 1924 года пестрели заголовками: «Могила Ленина», «У могилы Ильича», «На могиле Ленина» и т.п.

И форму захоронения определил высший орган власти страны - II Всесоюзный съезд Советов – в земле, на глубине трех метров в склепе, над которым возведен Мавзолей. Кстати, за это решение голосовала и делегат съезда, вдова Ленина Надежда Константиновна Крупская.

Даже рассматривая захоронение В.И.Ленина с позиций современного законодательства, а оно учитывает и существующие православные культурные традиции русского народа, следует признать склеп и Мавзолей над ним полностью соответствующими современным законам Российской Федерации.
Забальзамированное тело Ленина покоится в гробе-саркофаге на глубине трех метров под землей, что полностью соответствует нормам Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г.
В статье 3 этого закона говорится: «Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп)».
А тело Ленина, напомним еще раз, захороненное в склепе (сводчатой гробнице, заглубленной в землю).

Подмену понятий «захоронение» и «перезахоронение» в массированном информационном потоке обычному гражданину заметить трудно:
ведь очень высок уровень режиссуры – все государственные СМИ, включая телевидение, даже «независимые» информагентства и либеральные оппозиционные издания пишут только о «захоронении», тщательно скрывая подмену понятий.

Политическим инициаторам перезахоронения очень не выгодно предстоять перед лицом общественности в обличье гробокопателей.
Отсюда и ложь о необходимости захоронения, которой нет.

Ложь вторая.
Тело Ленина выставлено на обозрение, покоится не по-христиански, не предано земле.
Напомним публичное заявление родной племянницы Ленина Ольги Дмитриевны Ульяновой: «Я неоднократно заявляла и повторю еще раз, что категорически против перезахоронения Владимира Ильича Ленина. Нет никаких для этого оснований. Даже религиозных. Саркофаг, в котором он лежит, находится на три метра ниже уровня земли, что соответствует и захоронениям по русскому обычаю, и православному канону».

Ольга Дмитриевна не раз уже давала отпор гробокопателям, утверждающим, что якобы Ленин захоронен не в соответствии с народными традициями, вне рамок православной культурной традиции.

На счет того, что тело не предано земле, ответ дан уже исходя из положений Федерального закона «О погребении и похоронном деле»: захоронение в склепе и есть форма захоронения в земле.

А теперь по поводу обозрения захороненного тела.
Такой ли уж это исключительный случай в практике захоронения великих, прославленных людей в странах с сильной христианской культурной традицией?

Самый известный пример захоронение в открытом для обозрения саркофаге великого русского хирурга Николая Пирогова под Винницей. Саркофаг с гробом великого ученого помещен в склеп, что является одной из форм захоронения в земле и вот уже почти 130 лет выставлен на обозрение. Как написано в определении Святейшего Синода в Петербурге «дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел раба Божьего Н.И. Пирогова могли лицезреть его светлый облик».

А вот выдержка из заключения Председателя комиссии ЦИК Союза ССР по похоронам В. И. Ульянова (Ленина) Ф. Дзержинского: «Идя навстречу пожеланиям широких масс Союза ССР и других стран - видеть облик покойного вождя, комиссия по похоронам В. И. Ульянова (Ленина) решила принять меры, имеющиеся в распоряжении современной науки, для возможно длительного сохранения тела».

Чем в данном случае решение государственного органа Российской Империи, которым был Святейший Синод, разрешивший «лицезреть светлый облик» усопшего ученого Пирогова его ученикам и почитателям, отличается от такого же решения высшего органа государственной власти в лице Съезда Советов и ЦИК СССР? Ничем?
Тогда почему по первому поводу все спокойно, а по второму стоит вселенский гвалт?

Как видим, в случае с шумом вокруг формы захоронения Ленина на лицо политическое лукавство, прикрытое некоторыми псевдорелигиозными заклинаниями.

Ведь никто ни в случае с Пироговым, ни тем более в случае с Лениным не ставит вопрос о копировании практики отношения к мощам святых, канонизированных Церковью.
Никто тел Пирогова или Ленина по стране для поклонения верующими, как это поступает Церковь с мощами святых, не возит.
К забальзамированным телам усопших великих людей никто не прикладывается.
Всем понятно, что их нетленность – это признание их заслуг перед людьми (государством, обществом, различными сообществами и т.п.). Всего лишь граждане, которые почитают столь великих государственного и научного деятелей, заходя в склеп, получают возможность «лицезреть светлый облик».

Кстати, в такой яро католической стране сходный подход был при погребении «начальника государства», отца-основателя Второй Речи Посполитой маршала Пилсудского, у которого отношения с официальной церковью были также далеко не безоблачными. Он из католичества переходил в протестантство, затем опять в католичество. Да и майский переворот 1926 года, устроенный основателем государства был весьма кровавым. Да и в создании концлагерей Пилсудский очень хорошо отличился. Но… основатель государства. Хотя католическая церковь даже занималась после захоронения перетаскиванием его останков по вавельским склепам, чем был спровоцирован конфликт епископата с президентом Мостицким.

Напомним, Пилсудский был захоронен в 1935 году в Вавельском замке, в склепе в стеклянном гробу.
Но бальзамирование оказалось малоэффективным.
В итоге было оставлено только небольшое окошко, которое в настоящее время закрыто.

Первоначальный стеклянный гроб отца-основателя II Речи Посполитой маршала Пилсудского до переноса его в склеп под башней Серебряных Колоколов в Вавеле

Ложь третья.
Продолжают предприниматься попытки внушить обществу, что нужно выполнить последнюю волю Ленина, якобы завещавшего похоронить себя рядом с матерью на Волковом кладбище в Ленинграде.
Эта ложь ходит по миру с тех пор, как ее впервые озвучил на одном из заседаний Съезда народных депутатов СССР, транслировавшемся в прямом эфире, некто Карякин. Затем небылицу подхватил папа нынешней светской львицы и наставник Путина Анатолий Собчак.

Из заявлений Ольги Дмитриевны Ульяновой однозначно ясно: «Попытки доказать, что существует завещание о том, чтобы его похоронили на Волковом кладбище, несостоятельны. Такого документа нет и быть не могло, в нашей семье также никогда не было разговоров на эту тему.
Владимир Ильич умер в достаточно молодом возрасте - в 53 года, и естественно, думал больше о жизни, чем о смерти.
К тому же, учитывая историческую эпоху, в которой жил Ленин, его натуру, характер истинного революционера, уверена, он бы и не стал писать завещание на эту тему.
Владимир Ильич был очень скромным человеком, который меньше всего заботился о себе. Скорее всего, он оставил бы завещание стране, народу - как строить совершенное государство».

Ученый и публицист А.С.Абрамов, Председатель правления Благотворительной общественной организации (фонда) сохранения Мавзолея В.И.Ленина приводил не раз в СМИ ответ РЦХИДНИ (это бывший Центральный партийный архив) на запрос администрации Ельцина по поводу завещания Ленина.
В официальном ответе президенту РФ сказано, что «не имеется ни одного документа Ленина, его близких или родственников относительно последней воли Ленина быть похороненным на определенном российском кладбище».

Прав А.С.Абрамов, утверждающий, что даже с житейской точки зрения доводы о Волковом кладбище насквозь лживы.
Ведь Ленин уже покоится рядом с вдовой, Надеждой Крупской, и сестрой Марией Ульяновой, прах которых находится в некрополе у Кремлевской стены.

Ложь четвертая.
Нужно убрать Мавзолей и Некрополь героев советской эпохи, так как нельзя превращать Красную площадь в кладбище.
Историческая безграмотность авторов этого довода очевидна.
Территория Собора Василия Блаженного или «Собор Покрова, что на рву» - это тоже древнейшее кладбище.
Что господа-единороссы, собор будете взрывать и могилы раскапывать, чтобы вам было уютнее организовывать катки и эстрадные шоу?
А другие державные захоронения в соборах Кремля вам веселиться не мешают?

Красная площадь в нынешнем виде – это сформированное в РСФСР и СССР место власти.
Здесь сосредоточие символов всех исторических эпох – от Московской Руси (роль места власти здесь играло Лобное место) до СССР (государственная трибуна и захоронения отца-основателя нынешней Российской Федерации и героев советской эпохи).
И нынешние правители Российской Федерации, организуя парады в честь Дня победы СССР во второй мировой войне, де-факто признают этот высочайший статус Красной площади.

На большом торжище, которым до Ленина и Сталина была Красная площадь, парады Победы не проводят.
Почему-то на Черкизовском рынке государственные церемонии явно смотреться не будут.

Поэтому как неуютно и неприятно Вам, господа временные из «Единой России», придется терпеть при отправлении ритуалов власти на Красной площади и Ленина в Мавзолее, и могилу Сталина, и все захоронения героев эпохи РСФСР и СССР.
Без этого у нынешней власти нет даже видимости исторической легитимности.

Вообще варварство и дремучесть современных российских западников-либералов поражают.
Попробовали бы они в какой-нибудь из стран НАТО заикнуться про разрушение или гробокопательство, скажем в мавзолее президента Гранта в Нью-Йорке (символ триумфа в Гражданской войне Севера над Югом), мавзолее отца-основателя современной светской Турции Ататюрка.
Или заговорить о «предании земле» отца-основателя II Речи Посполитой маршала Пилсудского или императора Наполеона, чьи гробницы выставлены на обозрение.

Как видно, вся аргументация некрофобов из «Единой России» и ее либеральных подпевал шита белыми нитками.
Налицо попытка свести исторические счеты с великой советской эпохой на фоне никчемности нынешней власти, все более показывающей свою государственную несостоятельность на фоне реальных достижений СССР.

Как еще чтят народы своих великих государственных деятелей


Захоронения московских государей в Архангельском соборе Кремля


Так первоначально выглядела гробница Козьмы Минина в Нижнем Новгороде


Гробница императора Наполеона в республиканской Франции


Пантеон в Риме. Начиная с эпохи Возрождения его использовали как гробницу.
Среди тех, кто был захоронен тут, такие великие люди, как Рафаэль и Карраччи, композитор Корелли, архитектор Перуцци и два короля Италии - Виктор Эммануэль II и Умберто I


Нью-Йорк. США. Триумф Севера над Югом.
Мавзолей американского президента Улисса Гранта (1897 г.) в манхеттенском парке Риверсайд.
Фотография времён Первой мировой войны: мимо мавзолея Гранта проплывают военные корабли.


Мавзолей отца-основателя современной Турецкой Республики Ататюрка.

Как видно, в странах НАТО с цивилизованностью и мавзолеями все в порядке.
Автор: С.П.Обухов
Перво

В 20-е годы было положено начало формированию выдающегося произведения советской архитектуры - Мавзолея В. И. Ленина.

21 января 1924 г. умер В. И. Ленин. Правительственная комиссия по организации похорон в ночь на 24 января поручила акад. А. Щусеву составить проект Мавзолея. В короткий срок зодчему предстояло решить сложные творческие проблемы.

У Кремлевской стены в братских могилах были похоронены борцы, отдавшие жизнь за дело Октября. Здесь в первую годовщину Октябрьской революции выступал В. И. Ленин при открытии мемориальной доски скульптора С. Коненкова. На том месте, где Ленин произносил пламенную речь, и должен был быть воздвигнут Мавзолей. Ко дню похорон - 27 января 1924 г. - временный деревянный Мавзолей был открыт.

Проект первого временного Мавзолея представлял собой в плане параллелепипед, к которому с двух сторон примыкали Г-образные симметричные пристройки лестниц. Посетитель должен был спускаться по правой лестнице, обходить саркофаг с трех сторон и подниматься по левой лестнице. Временный Мавзолей, лишь в основных чертах воплотивший проект, просуществовал два месяца.

А. Щусеву было поручено создать новый Мавзолей в том же материале, но в более совершенной монументальной форме. Второй деревянный Мавзолей строился с марта 1924 г. и был открыт в августе этого же года. Он представлял собой ступенчатую композицию. Трибуны для руководителей партии и правительства были расположены по бокам. Высота Мавзолея 9 м, длина 18м. Чтобы сохранить деревянные детали на длительный период, их покрыли масляным лаком, что придало всему сооружению благородный светло-коричневый цвет. Тяги, двери, столбики венчающего портика были выполнены из черного дуба. Деревянную обшивку укрепили коваными гвоздями с большими фигурными шляпками. Над главным порталом сохранилась лаконичная надпись - «ЛЕНИН».

Внешние формы Мавзолея правдиво выражали внутреннее пространство. Уступы боковых пристроек соответствовали лестницам наружным и внутренним, а ступенчатая форма средней пирамидальной части-структуре внутреннего перекрытия траурного зала. Деревянные трибуны были несколько короче и выше, чем сооруженные впоследствии гранитные. Деревянный Мавзолей просуществовал пять лет - с 1924 по 1929 г.

Образ Мавзолея вошел в сознание народных масс, стал дорог как память о вожде. Поэтому было принято решение воспроизвести формы деревянного Мавзолея в камне. Разработка была поручена также А. Щусеву. Каменный Мавзолей строился с июля 1929 г. по октябрь 1930 г. на том же месте, где стоял деревянный: у Кремлевской стены на поперечной оси Красной площади, образованной Сенатской башней и величественным куполом здания Верховного Совета СССР.

План мавзолея из гранита в принципе повторяет план предыдущего деревянного. Расположенный по оси главный вход ведет в вестибюль. Напротив входа на стене - барельеф советского герба, выполненный по эскизу скульптора И. Шадра. Из вестибюля идет вниз трехметровой ширины лестница, стены которой облицованы лабрадоритом. Лестница приводит в траурный зал кубической формы со стороной 10 м, завершающийся уступчатым потолком. По периметру зала идет черная широкая полоса из лабрадорита, на которую поставлены красные порфировые пилястры, подчеркнутые справа полосами из черного полированного лабрадорита. Между ними проходит зигзагообразной формы «лента» из ярко-красной смальты, напоминающая склоненные стилизованные Красные знамена. Конструкция Мавзолея - железобетонный каркас с кирпичным заполнением стен, которые облицованы полированным камнем. В Мавзолее применены многие породы естественного камня, привезенные из разных концов страны: мрамор, лабрадорит, гранит, порфир.

Объемно-пространственная композиция каменного Мавзолея также в основном повторяет композицию деревянного. Но у нового Мавзолея более крупно расчленены уступы и по абсолютным размерам он больше: длина по фасаду равна 24м, высота-12м. Венчающая часть его смещена ближе к Кремлевской стене, в то время как в деревянном Мавзолее она была расположена ближе к главному фасаду. Ступенчато-пирамидальная часть состоит из пяти разных по высоте уступов - в деревянном Мавзолее их было шесть. На первом уступе в 1945 г. была устроена центральная трибуна.

В связи со строительством гранитного Мавзолея были проведены работы по реконструкции Красной площади: устроены трибуны из гранита на 10 тыс. чел. (И. Француз). Булыжное покрытие площади заменили гранитной брусчаткой. Памятник Минину и Пожарскому был перенесен к храму Василия Блаженного и развернут лицом к потоку демонстрации. Произведена перепланировка братских могил у Кремлевской стены. Реставрирована Кремлевская стена между Спасской и угловой Арсенальной башнями. Для того чтобы Мавзолей занял самое высокое место и с целью технического усовершенствования была произведена вертикальная планировка всей площади.

Мавзолей Ленина является одновременно и надгробным монументом вождю и трибуной на площади, которая в дни революционных праздников и демонстраций превращается в центр всенародных торжеств. Монументальность сооружения, его глубокая идейность, органическая слитность с ансамблем площади, доступность для широких народных масс - вот черты, определившие выразительность образа Мавзолея.