П. Управление персоналом

Управление персоналом. Егоршин А.П.

4 -е изд., испр. - Н.Новгород: 2003. - 720 с.

Книга посвящена актуальным проблемам управления персоналом на предприятиях и в организациях. Рассмотрена система работы с персоналом во взаимосвязи кадровой политики, подбора, оценки, расстановки, адаптации и обучения персонала.

Изложены новые подходы к организации работы с персоналом на основе разработки философии организации и структуры персонала, регламентации и научной организации труда, основы теории лидерства и формирования коллектива.

Освещены важные вопросы мотивации и потребностей, систем оплаты труда, методов управления персоналом и оценки эффективности работы персонала в условиях рыночной экономики и демократизации общества.

Формат: djvu

Размер: 9 ,8 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ
1.1. Персонал как система 7
1.1.1. Рынок трудовых ресурсов 8
1.1.2. Классификация персонала по категориям 15
1.1.3. Анализ концепций управления персоналом 16
1.1.4. Взаимосвязь подсистем работы с персоналом 20
1.1.5. Особенности управления персоналом в США и Японии 24
1.2. Кадровая политика 29
1.2.1. Типы власти в обществе 30
1.2.2. Стиль руководства 33
1.2.3. Концептуальные кадровые документы 37
1.2.4. Качества российского работника 41
1.2.5. Современная кадровая политика 42
1.3. Подбор персонала 47
1.3.1. Расчет потребности в персонале 48
1.3.2. Модели рабочих мест 53
1.3.3. Профессиональный отбор персонала 60
1.3.4. Собеседование 70
1.3.5. Формирование резерва кадров 81
1.3.6. Конкретная ситуация "Доверяй, но проверяй" 89
1.3.7. Деловая игра "Подбор персонала" 92
1.4. Оценка персонала 97
1.4.1. Методы оценки персонала 98
1.4.2. Оценка потенциала работника 101
1.4.3. Оценка индивидуального вклада 115
1.4.4. Аттестация кадров 117
1.4.5. Деловая игра "Аттестация" 121
1.5. Расстановка персонала 131
1.5.1. Принципы и методы расстановки персонала 132
1.5.2. Типовые модели карьеры 133
1.5.3. Планирование карьеры 137
1.5.4. Условия и оплата труда 140
1.5.5. Движение персонала 143
1.5.6. Конкретная ситуация "Конфликт" 152
1.6. Адаптация персонала 155
1.6.1. Критерии адаптации персонала 156
1.6.2. Испытательный срок 157
1.6.3. Адаптация молодых специалистов 160
1.6.4. Наставничество и консультирование 163
1.6.5. Развитие человеческих ресурсов 166
1.6.6. Деловая игра "Вступление в должность начальника цеха" 168
1.7. Обучение персонала 171
1.7.1. Система российского образования 172
1.7.2. Профессиональная подготовка 181
1.7.3. Повышение квалификации 184
1.7.4. Переподготовка кадров 188
1.7.5. Программа "Магистр управления" 193
1.7.6. Как выбрать образовательное учреждение? 202
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ 205
2.1. Философия организации 207
2.1.1. Основные элементы философии 208
2.1.2. Зарубежный опыт 210
2.1.3. Российский опыт 220
2.1.4. Примерная философия 222
2.2. Структура персонала 231
2.2.1. Организационная структура 232
2.2.2. Функциональная структура 246
2.2.3. Ролевая структура 259
2.2.4. Социальная структура 261
2.2.5. Штатная структура 267
2.2.6. Деловая игра "Структура" 271
2.3. Регламентация управления 277
2.3.1. Правила внутреннего трудового распорядка 280
2.3.2. Положения о подразделениях 287
2.3.3. Должностные инструкции 296
2.3.4. Трудовые договоры с персоналом 309
2.4. Научная организация труда 317
2.4.1. Организация рабочего места 318
2.4.2. Целевое планирование 327
2.4.3. Техника личной работы 338
2.4.4. Нормирование труда 358
2.5. Основы лидерства 377
2.5.1. Сущность и отношения лидерства 378
2.5.2. Теория лидерских качеств 384
2.5.3. Поведенческое лидерство 389
2.5.4. Ситуационное лидерство 394
2.5.5. Работа с "трудным" руководителем 404
2.6. Формирование коллектива 415
2.6.1. Коллектив как социальная группа 416
2.6.2. Характеристика социальных групп 421
2.6.3. Программа создания коллектива 432
2.6.4. Построение эффективной команды 438
2.6.5. Деловая игра "Выборы руководителя" 445
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИЯ, ОПЛАТА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ 453
3.1. Мотивация и потребности 455
3.1.1. Анализ теорий мотивации 456
3.1.2. Материальные и духовные потребности 474
3.1.3. Развитие личности человека 483
3.1.4. Качество трудовой жизни 494
3.2. Оплата труда 503
3.2.1. Теория оплаты труда 504
3.2.2. Системы оплаты труда 515
3.2.3. Опыт оплаты труда 527
3.2.4. Положение об оплате труда персонала 539
3.3. Методы управления 549
3.3.1. Административные методы 550
3.3.2. Экономические методы 568
3.3.3. Социологические методы 579
3.3.4. Психологические методы 587
3.4. Коммуникации и этикет 607
3.4.1. Эффективные коммуникации 608
3.4.2. Техника ведения переговоров 622
3.4.3. Дипломатический этикет 630
3.4.4. Светский этикет 642
3.5. Эффективность работы персонала 651
3.5.1. Методики и критерии эффективности 652
3.5.2. Балльная оценка эффективности работы организаций (БОЭРО) 660
3.5.3. Комплексная оценка управленческого труда (КОУТ) 670
3.5.4. Оценка по коэффициенту трудового вклада (КТВ) 675
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 684
ГЛОССАРИЙ 687
ЛИТЕРАТУРА 699

Основы менеджмента : Учебник/ЕгоршинА.П., 3-е изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 350 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-010959-6 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/507285 читать

978-5-16-010959-6

Аблязова Наталья Олеговна

Управление социальным развитием организации : Учебник / Н.О. Аблязова, М.Г. Аверкин и др.; Под ред. А.П. Егоршина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 416 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005273-1 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/363721 читать

978-5-16-005273-1

Егоршин Александр Петрович

Организация труда персонала : Учебник / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003178-1 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/129855 читать

978-5-16-003178-1

Егоршин Александр Петрович

: Учеб. пособие / А.П. Егоршин. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 378 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004576-4 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/255795 читать

978-5-16-004576-4

Егоршин Александр Петрович

Мотивация трудовой деятельности : Учеб. пособие / А.П. Егоршин. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 464 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-002793-7 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/158366 читать

978-5-16-002793-7

Егоршин Александр Петрович

Основы управления персоналом : Учебное пособие / А.П. Егоршин. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 352 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004165-0 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/247976 читать

978-5-16-004165-0

Егоршин Александр Петрович

Основы менеджмента : учебник / А.П. Егоршин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 350 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/916114 читать

978-5-16-010959-6

В учебнике рассмотрена методология менеджмента (сущность, концепции, цели и критерии, миссия, философия, закономерности и принципы). Изложена сущность и характеристики таких ресурсов менеджмента, как власть, персонал, информация, техника и финансы. Дана диагностика процесса менеджмента и его основных компонентов (функции, задачи, технология и решения). Рассмотрена научная организация менеджмента и такие составные части, как структура, методы, регламенты, труд в управлении, эволюция менеджмента и эффективность управления. Учебник предназначен для студентов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Управление персоналом», аспирантов и преподавателей вузов.

Егоршин Александр Петрович

Эффективный менеджмент организации : учеб. пособие / А.П. Егоршин. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 388 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_59e0c18f098a76.68931096. - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/939606 читать

978-5-16-013498-7

Учебное пособие посвящено изучению проблем организации как одного из ведущих элементов экономики России. Изложена теория и практика менеджмента организации (система, стратегия, персонал, методы, эффективность), даны рекомендации по построению системы управления производственной, коммерческой и строительной организации. Предложены научно-практические основы разработки системы менеджмента организации. Рассмотрены вопросы стратегического управления организацией и эффективного управления персоналом. Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения. Предназначено для слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров (руководителей и специалистов). Будет полезно студентам, магистрам, обучающимся по управленческим и экономическим специальностям и желающим в сжатой и доступной форме изучить специальные дисциплины направления «Менеджмент».

Егоршин Александр Петрович

Мотивация трудовой деятельности : Учеб. пособие / А.П. Егоршин. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 464 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 5-16-002793-9 - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/116089 читать

Егоршин Александр Петрович

Егоршин, А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / А. П. Егоршин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 378 с. ; 60х90/16. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-006048-4. - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/372816 читать

978-5-16-006048-4

Рассмотрена трудовая мотивация как важнейший элемент управления персоналом, теории поведенческой и содержательной мотивации, концепция потребностей и развития человеческих ре- сурсов, структура, функции и механизм трудовой мотивации. Изложена теория оплаты и стимулирования труда персонала; рассмотрены тарифная и бестарифная система, сдельная и повре- менная системы оплаты труда; государственное регулирование и практика оплаты труда в России, а также зарубежный опыт оплаты и стимулирования труда персонала. Приведены подходы к оценке эффективности трудовой дея- тельности, обоснованы критерии эффективности и методы рас- чета эффективности труда отдельных работников, структурных подразделений и организации в целом. Предназначено для студентов всех форм обучения по направ- лению (специальности) «Управление персоналом», а также для преподавателей, аспирантов, руководителей и специалистов, за- нимающихся вопросами мотивации, оплаты и эффективности ра- боты персонала.

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Экономика и бизнес

Учёная степень: доктор экономических наук

Ученое звание: профессор

участника энциклопедии "Известные Ученые"

Александр Петрович Егоршин ректор Нижегородского института менеджмента и бизнеса, заведующий кафедрой «Менеджмент» НИМБ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Победитель Российского конкурса «Менеджер года - 2004» в номинации «Сфера образования»

Научно-исследовательская деятельность. А. П. Егоршин - научный руководитель 26 стратегических проектов социально-экономического развития, в том числе для 18 предприятий, 4 городов, 4 районов.

А. П. Егоршин - организатор 16 международных и всероссийских научно-практических конференций по вопросам стратегического планирования, управления персоналом, социального менеджмента, экономики труда. За эту работу он награжден дипломами Министерства образования и науки РФ и Правительства Нижегородской области.

А. П. Егоршин активно участвовал в международных конференциях: в 2002г. - во Всемирном Форуме по менеджмент-образованию (Таиланд); в 2004г. в составе делегации Отделения общественных наук РАН - в V китайско-российском научном симпозиуме «Правительства и предприятия в переходный период к рыночной экономике» (КНР).

А. П. Егоршин - председатель Регионального межвузовского совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08. 00. 05 - «Экономика и управление народным хозяйством». Подготовил 12 докторов и кандидатов экономических наук.

Стажировался в ведущих школах бизнеса США, Великобритании, Германии, Голландии, Испании, Италии.

Учебно-методическая деятельность. За период 2000-2005гг. под руководством А. П. Егоршина в институте разработана и внедрена внутривузовская система управления качеством подготовки специалистов, одним из аспектов которой является инновационный подход к подготовке учебно-методических комплексов по всем 150 дисциплинам учебного процесса. А. П. Егоршин поставил 7 новых дисциплин по менеджменту и управлению персоналом, разработал УМК. Автор более 250 научных и научно-методических публикаций.

Общественная деятельность. А. П. Егоршин - председатель Совета негосударственных образовательных учреждений Н. Новгорода и Нижегородской области (с. 1998г.), член Ассоциации негосударственных вузов России (с 2000г.), член Совета ректоров вузов Нижегородской области (с 2002г.), член Российского Союза ректоров высших учебных заведений (с 2002г.).

Научные публикации:

Учебники и учебные пособия

1. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. - 5-е изд., доп. и перераб. - Н. Новгород: НИМБ, 2005. - 720 с.

2. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: Инфра-М, 2006. - 519 с.

3. Егоршин А. П. Основы управления персоналом: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд., перер. и доп. - М.: Инфра-М, 2006. - 400 с.

4. Егоршин А. П., Кучеренко В. И., Ванькина И. В. Маркетинг образования: Учебное пособие для вузов. - Н. Новгород: Логос, 2006. - 521 с.

5. Егоршин А. П., Филимонова С. Г. Карьера одаренного менеджера. - М.: Логос, 2006. - 510 с.

6. Егоршин А. П., Распопов В. П., Шашкова Н. В. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов. - Н. Новгород: НИМБ, 2004. - 445 с.

7. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. / Под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. - Н. Новгород: НИМБ, 2004. - 526 с.

Монографии

1. Егоршин А. П., Гумерова Г. И., Филимонова С. Г. Концепция управления инновационным развитием региона: Монография. - Н. Новгород: НИМБ, 2006. - 75 с.

2. Егоршин А. П., Хрисанов Ю. Н. Система оплаты труда персонала предприятия: Монография. - Н. Новгород: НИМБ, ОАО «ЗМЗ», 2005. - 125 с.

3. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под редакцией Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А. П. Егоршина; ООН РАН, НИМБ. - 2-е изд., доп. - М.: Экономика, 2005. - 603 с.

Егоршин Александр Петрович имеет награды:

А.П. Егоршин

Управление персоналом

Конспект лекций для преподавателя

Нижний Новгород

Егоршин А.П.

Управление персоналом: Конспект лекций. – Н.Новгород: НИМБ, 2005. – 136 с.

Содержит основные термины и определения, концептуальные схемы и таблицы, методические положения, формулы и принципы, методы работы с персоналом, краткий отечественный и зарубежный опыт, резюме и контрольные вопросы по дисциплине «Управление персоналом».

В главе 1 «Система работы с персоналом» рассмотрены вопросы: концепции управления персоналом; кадровая политика; подбор, оценка, расстановка, адаптация и обучение персонала.

В главе 2 «Организация работы с персоналом» изложены философия организации, структура персонала, регламентация управления, научная организация труда, основы лидерства и формирование коллектива.

В главе 3 «Мотивация, оплата и эффективность» рассмотрены вопросы мотивации и потребностей, оплаты труда персонала, методы управления, коммуникации и этикет, эффективность работы персонала.

Конспект лекций предназначен для преподавателей, читающих дисциплины «Основы управления персоналом», «Управление персоналом» и «Управление человеческими ресурсами».

© А.П. Егоршин, 2005

© Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, 2005

Глава 1. Система работы с персоналом……………….…….………….. 5

1.1. Персонал как система……………………………………...…………... 5

1.2. Кадровая политика …………………………………………………….. 10

1.3. Подбор персонала ………………………………….………………….. 16

1.4. Оценка персонала ……………………………………………………… 22

1.5. Расстановка персонала ………………………………………………... 26

1.6. Адаптация персонала …………………………………………………. 32

1.7. Обучение персонала …………………………………………………… 36

Глава 2. Организация работы с персоналом ………………………….. 41

2.1. Философия организации …………………………….………………... 41

2.2. Структура персонала ……………………………………….…………. 44

2.3. Регламентация управления ………………………….………………... 52

2.4. Научная организация труда …………………………………………… 64

2.5. Основы лидерства ……………………………………………………... 72

2.6. Формирование коллектива ……………………………………………. 82

Глава 3. Мотивация, оплата и эффективность ……………………….. 89

3.1. Мотивации и потребности …………………………….……………… 89

3.2. Оплата труда …………..…………………………………….…………. 100

3.3. Методы управления …………………………………………………… 107

3.4. Коммуникации и этикет ………………………………………………. 116

3.5. Эффективность работы персонала ………………….………………... 124

Литература ………………………………………..…………….…………. 131

Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.

Л.Н. Толстой

Концепция управленияперсоналом

Государственноерегулирова-

Обучение

ниерынка трудовых ресурсов

Классификация персонала

персонала

Кадровая политика

Анализконцепцийуправле-

Системароссийского

ния персоналом

Типывластивобществе

образования

Взаимосвязьподсистем

Стильруководства

Виды обучения

работысперсоналом

Концептуальные кадровыедо-

Профессиональнаяподготовка

Высшее образование

Современная кадроваяполитика

Повышениеквалификации

Качества российскогоработника

Переподготовка кадров

Принципыработы

Каквыбратьобразовательное

с персоналом

учреждение?

Адаптация

Подборперсонала

персонала

Расчетпотребности вперсонале

с персоналом

Модели рабочих мест

Критерии адаптации персонала

Профессиональныйотборперсонала

Адаптация молодых специалистов

Собеседование

Наставничество и

Формированиерезервакадров

консультирование

Конкретная ситуация

Развитиечеловеческих ресурсов

«Доверяй, нопроверяй»

Деловаяигра«Подбор

Расстановка

персонала»

персонала

Оценка персонала

Принципыиметоды

расстановки персонала

Типовые моделикарьеры

Методы оценки персонала

Планированиекарьеры

Аттестациякадров

Условияиоплата труда

Деловаяигра«Аттестация»

Движениеперсонала

Порядокувольненияперсонала

Конкретная ситуация

«Конфликт»

ГЛАВА 1. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ

1.1. Персонал как система

Кадры решают все...

И.В. Сталин

Рынок трудовых ресурсов

Рынок труда − совокупность социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросу купли-продажи рабо-

чей силы, обучения работников и использования их в процессе производства.

Рынок рабочей силы − включает социально-экономические отношения за-

нятых и незанятых работников, т.е. все экономически активное население страны. Таким образом, в этот рынок включаются безработные.

Рынок трудовых ресурсов − совокупность социально-экономических отно-

шений по поводу найма, обучения и использования трудовых ресурсов (заня-

тых, незанятых и учащихся).

Трудовые ресурсы – «население обоих полов в трудоспособном возрасте

(для мужчин в возрасте от 16 до 59 лет, для женщин – от 16 до 54 лет вклю-

чительно), за исключением неработающих инвалидов войны и труда I и II

групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспо-

собного возраста), занятые в экономике».

Совокупность понятий, регламентирующих рынок трудовых ресурсов, пока-

зана на рис. 1.1.1 учебника А.П. Егоршина «Управление персоналом» (стр. 10).

Простая модель рыночной экономики, показывающая взаимодействие рынка трудовых ресурсов, предприятий и организаций, рынка товаров и услуг, насе-

ления и государственных органов, показана на рис. 1.1.2 учебника А.П. Егоршина «Управление персоналом» (стр. 12) .

Термин «персонал» объединяет составные части трудового коллектива организации. К персоналу мы относим всех работников (трудовой коллектив), выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда, рис. 1.1.1 (рис. 1.1.3 учебника А.П. Егоршина «Управления персоналом», стр. 15) . Понятия

«кадры», «работники», «персонал» идентичны, если за основу принять данное нами определение. В дальнейшем мы будем пользоваться термином «персонал» (personnel), используемым в государственном образовательном стандарте (ГОС) и наиболее принятым в отечественной и зарубежной практике.

ПЕРСОНАЛ

Производственный персонал

Управленческий персонал

(рабочие)

(служащие)

Основные

Вспомогательные

Руководители

Специалисты

Рис. 1.1.1. Классификация персонала

Рабочие , или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две составные части: основной персонал – рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия; вспомогательный персонал – рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.

Результатом труда производственного персонала является продукция в вещественной форме (здания, автомобили, телевизоры, мебель, продукты питания, одежда и т.п.).

Служащие , или управленческий персонал, осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления. Основным результатом их трудовой дея-

тельности является изучение проблем управления, создание новой информации, изменение ее содержания или формы, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта – реализация и контроль исполнения решений. Управленческий персонал разделяется на две основные группы: руководители и специалисты.

Принципиальное отличие руководителей от специалистов заключается в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления.

Специалистов предприятия можно разделить на три основные группы в зависимости от результатов их труда:

функциональные специалисты управления, результатом деятельности которых является управленческая информация (референты, экономисты, бухгалтеры, финансисты, маркетологи и др.);

специалисты – инженеры, результатом деятельности которых является конструкторско-технологическая или проектная информация в области техники и технологии производства (технологи, инженеры, конструкторы, строители, проектировщики и др.);

служащие – технические специалисты (машинистки, операторы, курьеры, лифтеры, кладовщики, официанты и др.), выполняющие вспомогательные работы в управленческом процессе.

Анализ концепций управления персоналом

В теории менеджмента используется достаточное число терминов, отражающих участие людей в общественном производстве: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий фактор, организационное поведение, управление персоналом, управление кадрами, кадровая политика, социальный менеджмент, человеческие отношения и др.

Учитывая, что все перечисленные подходы к анализу роли человека в производстве представляют собой взгляды с разных сторон одного и того же явления, мы постарались классифицировать известные концепции в виде квадрата (рис. 1.1.4 учебника А.П. Егоршина «Управление персоналом», стр. 19 ).

По оси ординат показано разделение концепций по тяготению к экономической или социальной системам, а по оси абсцисс – по рассмотрению человека как ресурса и как личности в процессе производства. Управление персоналом – это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек, входящий в определенные социальные группы.

Взаимосвязь подсистем работы с персоналом

Система работы с персоналом – это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих в организации.

Система работы с персоналом организации состоит из шести взаимосвязанных подсистем (рис. 1.1.5 учебника А.П. Егоршина «Управление персоналом», стр. 21).

Кадровая политика определяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу.

Подбор персонала заключается в формировании резерва кадров на замещение вакантных рабочих мест.

Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантной или занимаемой должности.

Расстановка персонала должна обеспечивать постоянное движение кадров исходя из результатов оценки их потенциала, индивидуального вклада, планируемой карьеры и наличия вакантных должностей.

Адаптация персонала – это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации, а отдельных индивидуумов – к рабочему месту и трудовому коллективу.

Обучение персонала предназначено для обеспечения соответствия профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления.

Система работы с персоналом отражается в таких важнейших документах, как: устав организации; философия организации; правила внутреннего трудового распорядка; коллективный договор; штатное расписание предприятия; положение об оплате и премировании труда; положение о подразделениях; контракт сотрудника; должностные инструкции; модели рабочих мест; регламенты управления и др.

Работа с персоналом должна рассматриваться как система, включающая кадровую политику, подбор, оценку, расстановку, адаптацию и обучение кадров, и находить отражение в главных нормативных документах предприятия.

Взаимосвязь подсистем работы с персоналом с нормативными документа-

ми предприятия показана на рис. 1.1.6 учебника А.П. Егоршина «Управление персоналом» (стр. 23).

1. Рынок трудовых ресурсов – совокупность социально-экономических отношений по вопросу найма, обучения и использования трудовых ресурсов (занятых, незанятых, учащихся).

2. Персонал объединяет все составные части трудового коллектива организации, выполняющие производственные или управленческие функции и занятых переработкой предметов труда с помощью средств труда.

3. Существуют 4 концепции управления персоналом: управление трудовыми ресурсами, управление человеческими ресурсами, управление персоналом, социальный менеджмент.

4. Система работы с персоналом – это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих в организации, включающая 6 подсистем.

Контрольные вопросы

1. Какие понятия характеризуют рынок трудовых ресурсов?

2. Назовите основные компоненты простой модели рыночных отношений?

3. На какие основные группы разделяется персонал?

4. Назовите основные подсистемы работы с персоналом?

5. Назовите главные нормативные документы предприятия.