Музыкальное предложение и фраза. Тема в вокальной музыке

Как фразы человеческой речи, обычно состоят из пары слов, так и музыкальные фразы состоят из пары мотивов. Вспомним, что мотивом в музыке называют простейшую последовательность звуков с одним главным. Как речевая фраза, не будет иметь двух равных ударных слогов в двух словах, так и музыкальная фраза не будет иметь двух главных опорных звуков. Какой-то из них все равно окажется главнее.

Произнесите фразу: «красивая фраза». Какой из ударных слогов вам захотелось сделать главным? Если это был звук «И» в слове «красивая», то явно Вам хотелось подчеркнуть, что фраза именно красивая. Акцент на ударном «А» в слове «фраза» говорит о том, что красота фразы не столь важна. Важно, что речь идет о фразе.

Что же несет музыкальная фраза, если в ней нет слов? Ноты не обозначают предметы, действия и т.п. Неужели, фраза без слов – форма без содержания?

В статье «Мелодическая интонация» рассматривались значения, которые приобретает интонация, когда мелодия движется вверх и вниз, от слабой доли к сильной и от сильной к слабой. Интонация несет эмоцию. Именно несет. Она, конечно, может что-то и обозначать. В различные времена существовали различные фигуры музыкальной риторики, интонации – символы, интонации – цитаты, но они всегда представляли собой нечто вторичное (действительно, чтобы что-то цитировать, нужно, чтобы что-то уже было). Первична – эмоция, заключенная в маленьком сценарии интонации. Можно сказать, что интонация содержит в себе некий звуковой объект, который совершает некое действие над вниманием слушателя: ведет к свету и тьме, уводит от того и другого. Это огромный удивительный звуковой мир, описание которого потребует много времени, если его вообще можно описать до конца. Этот мир существует внутри нас, а музыка является своеобразным каналом, соединяющим его в единое целое.

Так что же несет музыкальная фраза? Музыкальная фраза несет достаточно крупный сценарий событий нашего внутреннего мира, содержание которого мы будем постигать постепенно. По сравнению со всем музыкальным произведением, конечно, смешно, говорить о том, что этот сценарий крупный. Правильнее будет сказать, что этот сценарий достаточно крупный для того, чтобы в отличие от мотива (передающего маленький сценарий одной эмоции), передать некоторую динамику развития эмоционального состояния.

В заключение, следует отметить несколько свойств музыкальной фразы:

  • музыкальная фраза – сценарное послание, состоящее из более мелких – мотивов;
  • музыкальная фраза содержит в себе несколько сильных или относительно сильных долей (очень часто, продолжительность фразы около 2-х тактов);
  • музыкальная фраза может начинаться и заканчиваться на любых долях такта.

Музыка призвана рождать пламя в душе – Л. Бетховен

Совершенная музыка дарит невероятные по силе ощущения. Именно благодаря ей можно прочувствовать разлуку, расставание, любовь, предательство. Можно быть с любимым человеком, даже когда он далеко – благодаря музыке. – Стендаль

Настоящая музыка превращает любое событие, действие, чувство в нечто совершенное, в то, что хочется полюбить. Именно в ней, как ни в каком другом искусстве, проявляется жизненная сила и вдохновение. – И. Гёте

Музыка – это лекарство, которое помогает преодолеть депрессию, мрачные стороны жизни, проблемы и неудачи. А потом – дарит желание жить дальше. – В. Ключевский

Музыка – самая тесная связь с народом. Она может изменить его взгляды, подарить новое мировоззрение, заставить любить что-то новое, наставить на другой путь. Проникает в самые глубины сознания. – Моцарт

Музыка не думает, она лишь воплощает чужие мысли. – Л. Бетховен

Когда нельзя что-то выразить речью, обычными словами, на помощь приходит музыка. – Э. Гофман

Продолжение красивых цитат читайте на страницах:

Из всей земной музыки ближе всего к небесам – биение истинно любящего сердца. Генри Бичер

Ноты, которые я беру, не лучше, чем у многих других пианистов. Паузы между нотами – вот где таится искусство! Артур Шнабель

Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха; но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта. Карл Барт

Л. Бетховен – Музыка должна высекать огонь из души человеческой.

Ваша опера мне понравилась. Пожалуй, я напишу к ней музыку. Людвиг ван Бетховен

Мою музыку лучше всего понимают дети и животные. Игорь Стравинский

Ахматова А. А. – Из всех искусств музыка - самое человечное и распространенное.

Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках. – И. Тургенев

Счастливых музыка делает еще счастливее, несчастных – еще несчастнее. – В. Крачковский

Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба. – Бигер Г.

Платон – Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия - это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоничное оформление.

Жан Поль – Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства.

Р. Багнер – Мелодия - единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны’.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Р. Вагнер – Музыка - поистине общечеловеческий язык.

Писать музыку не так уж трудно, труднее всего – зачеркивать лишние ноты. – И. Брамс

Аристотель – Музыка - это посредник между духовной и чувственной жизнью.

Без музыки жизнь была бы ошибкой. Фридрих Ницше

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. – Тургенев И. С.

Бах почти заставляет меня поверить в Бога. Роджер Фрай

Музыка не имеет отечества; отечество ее – вся вселенная. – Ф. Шопен

Чехов А. П. – Музыка - лучшее утешение для опечаленного человека.

Из всех искусств музыка – самое человечное и распространенное. – Ж.-П. Рихтер

Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура. Антон Рубинштейн

Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств. – Л. Бетховен

Сюньцзы – Музыка побуждает нас красноречиво мыслить.

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике. – Лейбниц Г.

Шекспир У. – Величие искусства яснее всего проявляется в музыке.

Пальцы должны создавать на рояле то, чего хочет голова, – а не наоборот. – Р. Шуман

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие. – Т. Карлейль

Гейне Г. – Музыка - это стенография чувств.

Говорить о музыке – все равно что танцевать об архитектуре. Дэвид Бирн

Музыка – универсальный язык человечества. – Г. Лонгфелло

Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь… – Ницше Ф.

Музыка, не упоминая ни о чем, может сказать все. – И. Эренбург

Честертон Г. – Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

Гёте – Музыка - универсальный язык человечества.

О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! Когда замирает слово, и объятие, и наполненный слезами глаз, когда наши немые сердца в одиночестве томятся за решеткой нашей груди - о, тогда только благодаря тебе могут они послать друг другу отклик из своих тюрем, соединить в одной пустыне свои далекие стоны. – Жан Поль

Р- Багнер – Самая лучшая музыка будет иметь незавидную судьбу, если доверится посредственной поэзии.

Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. – Б. Авербах

Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой. Уолтер Патер

Толстой Л. Н. – Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.

Эмерсон У. – …Заметь себе, когда несутся дико В степях стада иль молодых коней Лихой табун - они безумно скачут, Ревут и ржут, - то кровь играет в них. Горячая. Но стоит им заслышать Лишь звук трубы или иной какой Звук музыки - как вкопанные станут Мгновенно все, и одичалый взгляд Под силою мелодии прелестной В смирение и кротость перейдет…

Музыка во время обеда – это оскорбление и для повара, и для скрипача. – Г. Честертон

Играй всегда так, будто тебя слушает артист. – Р. Шуман

Г- Гендель – Музыка - в лучшем смысле этого слова - меньше нуждается в новизне; напротив, чем она старей, тем правильней, тем сильнее она воздействует.

Музыка – истинная всеобщая человеческая речь. – К. Ю. Вебер

Ничто не напоминает так прошлого, как музыка; она не только напоминает его, но вызывает его, и, подобно теням тех, кто дорог нам, оно появляется, окутанное таинственной и меланхолической дымкой. – Анна Сталь

Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе. – Б. Авербах

Если человек не человеколюбив, что он поймет в музыке? Конфуций

Аристотель – Нет на земле живого существа Столь жесткого, крутого, адски злого, Чтоб не могла хотя на час один В нем музыка свершить переворота. Кто музыки не носит сам в себе, Кто холоден к гармонии прелестной, Тот может быть изменником, лгуном, Грабителем, души его движенья Темны, как ночь, и, как Эреб, черна Его приязнь. Такому человеку Не доверяй.

На свете нет музыки слаще, чем звук любимого голоса. – Ж. Лабрюйер

Песня подобна нежной мгле, что, поднимаясь с озера, разливается по безмолвному долу. – Оссиан

Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль. – Р. Вагнер

К. Бебер – Всякая музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца.

Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку. Джоаккино Россини

Лонгфелло Г. – Музыка глушит печаль.

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению – другое музыкальное сочинение. Игорь Стравинский

Разновидность меланхолии, которая меня мучит, словом не передашь. Тут нужна музыка.

Совершенная музыка приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть музыка дает, несомненно, самое яркое счастье, какое только возможно на земле. Стендаль

Музыка – высшее в мире искусство. Лев Толстой

Область музыки - душевные волнения. Цель музыки - возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими. – Жорж Санд

Б. Арним – Когда музыка плачет, с нею вместе плачет все человечество, плачет вся природа.

Кто не играет вместе с фортепьяно, не играет и на нем. – Р. Шуман

Музыка - поэзия воздуха. – Жан Поль

Гёте И. – Музыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде.

Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его. – Роллан Р.

А. Бергсон – Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия.

Игра на фортепиано – движение пальцев; исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое. – А. Рубинштейн

Ключевский В. – А та, кого мы музыкой зовем За неименьем лучшего названья, Спасет ли нас?

Шекспир У. – Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.

Эмерсон У. – Музыка во время обеда - это оскорбление и для повара, и для скрипача.

Г. Гауптман – Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше.

Когда мы пропеваем с начала до конца какую-либо песню, мы обычно ощущаем в конце песни законченность, завершенность мелодии. Любая песня представляет собой цельное, законченное построение. В то же время каждая песня делится на небольшие части - музыкаль­ные фразы. Музыкальная фраза обычно заканчивается вместе с опреде­ленной частью текста: предложением, строфой стихотворения и т. п.

Как делится на фразы башкирская песня «На лодочке»?

Эта песня отчетливо делится на 4 музыкальных фразы. Каждая фраза соответствует строфе стихотворения.

А песня «Уж и где же это видано» делится на 2 фразы:

Так же на 2 фразы делится «Зимняя песенка» А. Лепина, хотя по размерам она больше предыдущей песни:

В приведенных песнях каждая фраза заканчивается небольшой ос­тановкой. Этой остановки в конце фразы может и не быть. Таковы 2-я и 3-я фразы песни «Пение птиц»:

Момент разделения музыкальных фраз называется цезурой. По сво­ему значению цезуры в музыке близки к знакам препинания в словес­ной речи. Они отделяют музыкальные построения друг от друга и помо­гают яснее воспринимать музыку.

Цезура обозначается знаком V и указывает на то, что в этом месте нужно взять дыхание. Каждую фразу следует петь на одном дыхании. Нельзя брать дыхание посередине фразы. Взяв дыхание перед началом фразы, нужно экономно расходовать его, чтобы воздуха хватило на це­лую фразу.
В каждой музыкальной фразе есть так называемая вершина. Вер­шина фразы обычно совпадает с ударным слогом главного смыслового слова этой фразы. Для поющего очень важно в каждой музыкальной фразе найти вершину и исполнить фразу со стремлением к вершине, с некоторым усилением звучности к вершине и затем ослаблять звуч­ность на безударных слогах. Это является одним из важнейших усло­вий выразительного, художественного исполнения. Не может быть вы­разительного пения, если поющий невнимателен к слову, если он без­различно исполняет ударные слоги и в то же время у него «выскаки­вают» слоги безударные.
Разберем со стороны фразировки и ударений две песни.

1. Н. Леви. «Песня Маши».

Песня отчетливо делится на 2 фразы. Вершина каждой фразы падает на первую долю третьего
такта. Поэтому песню нужно исполнять со следующими оттенками:

2. П. Ступел. «Часы».

Эта песня также состоит из двух фраз. Вершина первой фразы па­дает на первую долю 4-го такта, а вершина второй фразы - на первую долю 3-го такта. В соответствии с этим песня должна исполняться сле­дующим образом:


Таким образом, исполнение музыкальной фразы со стремлением к вершине, на одном дыхании, правильное исполнение ударных и без­ударных слогов - это важнейшие условия выразительного пения. По­мимо этого, как указывалось выше, петь нужно всегда чисто, ритмично и красивым звуком. Если хотя бы одно из этих условий будет нару­шено, пение не сможет быть выразительным.

) в музыке - закрытая в себя структура, которая в большинстве случаев является частью более крупной музыкальной структуры; более конкретно, подразделение музыкального метра , имеющее своё собственное музыкальное значение, состоящее из фигур , ячеек , более часто, мотивов , а комбинация самих фраз образует мелодию , период и другие секции ; или продолжительность, в которой певец или музыкант может, соответственно, петь или играть в одно дыхание.

Этимология

Термин, сходный с предложением , стихом и т. п., был взят из лингвистического синтаксиса в музыкальный словарь для обозначения «коротких музыкальных единиц разной длины: фраза обычно длиннее мотива, но короче, чем период» . То сходство, между музыкальной и лингвистической фразой, что фраза не является предложением (синоним предложения в музыке - музыкальный период ), но может его образовывать, также сохранилось.

Современное значение

Хотя аналогию между музыкальной и лингвистической фразой часто проводят, «это один из самых неоднозначных терминов в музыке … никакая согласованность в использовании термина не может быть достигнута … только с помощью очень простого типа мелодии, в особенности для некоторых танцев, термин может быть использован с некоторой однозначностью» . «Несмотря на тот факт, что она может применяться для двухтактной так же, как и для семитактной, или даже большей, структурной единицы, она часто ошибочно используется для выделения одной или нескольких частей» . В общей практике фраза часто обозначает четыре части или меры такта длинной кульминации в более или менее определённом ритме .

Чарльз Буркер определил фразу как «любую группу, измеренную (включающую одну группу или, возможно, даже одну долю), которая имеет в некоторой степени структурную полноту . Некоторые считают, что чувствуют эту полноту: мы слышим в шагах не нотацию на страницах. Чтобы быть такой полной группой, по-видимому, необходимо иметь окончание некоторого типа … . Фразы описывают только шаг тональной функции. У них не создаются лиги или легато для исполнения … . Фраза не является только шагами: она также имеет ритмическое измерение, при разработке, в дальнейшем, каждая фраза содействует разработке общей ритмической организации.»

Ритмическая фраза - ритмический аспект, конструкции и связи между фразами и, «несколько шаблонно, но и само существование музыки и в её бесконечном разнообразии. Обнаружение рабочей ритмической фразы - путь для понимания и эффективного её исполнения.» Термин был популяризован William Rothstein’s: Ритмические фразы в тональной музыке . Термин включает перекрытие, передачу, расширение, новоинтерпретацию и извлечение.

См. также

Напишите отзыв о статье "Фраза (музыка)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Фраза (музыка)

Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.
Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.

Музыку не зря сравнивают с человеческим голосом, человеческой речью. Так же как и речь, музыка состоит из нот (букв), мотивов (слов), фраз (предложений) и периодов (законченного текста). Если мы будем произносить отдельные буквы или слова, никто не поймет смысл сказанного и, тем более, не почувствует характер и эмоциональную окраску передаваемой информации.

Также и в музыкальной речи - необходимо группировать отдельные ноты во фразы и периоды, пользоваться средствами динамики (усиление или ослабление громкости звучания)и звукоизвлечения (легато, стаккато), чтобы создать целостность, передать характер и образ музыкального произведения.



Фразировка - это средство музыкальной выразительности, смысловое и художественное разделение музыкального произведения на фразы и предложения.

Вы, наверное, замечали, что одно и то же музыкальное произведение у одного исполнителя может звучать скучно и монотонно, а у другого обретать яркость красок, эмоций и образов.

Для того чтобы научится искусству фразировки старайтесь побольше слушать музыку, причем не только фортепианную, и обращать внимание на то как исполнитель объединяет звуки в музыкальные предложения.

Особенно отчетливо можно почувствовать особенности фразировки в вокальных произведениях: песнях и романсах. Вокалист набирает дыхание, как правило, между смысловыми фразами. Поэтому, разучивая новое произведение, попробуйте пропеть мелодию и у вас выстроятся логические фразы.

А теперь потренируемся искусству фразировки на примере романса. Сначала спойте эту мелодию, а затем сыграйте ее на фортепиано вместе с вашим голосом. Старайтесь объединять фразы, логически связывая их с текстом романса.

В известном фортепианном произведении Л. ван Бетховена "К Элизе" очень ярко выражено разделение на мотивы и фразы. В этом примере мотивы выделены лигами. Сыграйте сначала каждый мотив, а затем объедините их в фразы. В этом музыкальном отрывке фразы выстроены по 4 такта (затакты, с которых начинается произведение и все следующие фразы, не считаются).

Помните, не 7 банальных нот передают шум морского прибоя или звон колокольчиков, веселый праздник или глубокую скорбь, задушевную беседу или военное сражение. Яркость образов достигается с помощью фразировки, а умение ей пользоваться отличает профессионального талантливого музыканта, отражает его художественный вкус и творческую фантазию.